Что интересно в израильском военном нарративе.
1️⃣ Он именно военный.
Он не нуждается в эвфемизмах и экивоках. Буквально "мы тут людей убиваем", а не "проводим комплекс мероприятий по….". И вот наши боевые потери - погибшие, поименно.
2️⃣ У него есть цели. "Освободить заложников", "Уничтожить ХАМАС", "Заставить врага заплатить невиданную цену", в идеале - "решить проблему Газы навсегда". Цели неотделимы от инструментов. Менеджерский, корпоративный подход. Цели, задачи, инструменты, KPI.
3️⃣ Качество визуализации. Работа на эпоху. Съемки с мест трагедии 7.10. Карта - где еще ракеты неудачно падали - как докозательство непричастности к взрыву больницы. Рендер тунелей под больницей Шифа как доказательство необходимости ее уничтожения. Карта местности, где вольно хамасовец пасся, - нет в Газе мирных районов. Так или иначе, каждая точка попадания снаряда визуально привязывается к "решенной задаче" (вновь съемка с подписью имени высокопоставленного хамасовца), сколько бы "сопутствующего ущерба" он бы не принес. "Законной целью" делает локацию сам факт попадания туда снаряда.
4️⃣ "Жертв избежать нельзя". Но - жителям приказали из Газы свалить (по канону: "гуманно предупредили"). И "жертвы пропорциональны угрозе", исходившей из данного места. Чем больше жертв, тем важнее было попасть именно туда с точки зрения задачи. Так жертвы среди мирного населения объясняют "высокое качество выполнения задач".
5️⃣ Наступательность по отношению к критикам. Хотите помочь "жертвам"? Помогайте. "Красному кресту" в ответ на претензии посоветовали поехать в Газу помогать заложникам. Европейским странам - подогнать госпитальные суда к Египту, Гутьеррешу и ООН - исчезнуть. "Жертв будет много. Не тратьте свое и наше время. Хотите помочь - помогайте. Не хотите - замолчите".
6️⃣ Правота жертвы. Мир встает на сторону жертвы. "Мы стали жертвой Холокоста и поклялись, что этого больше не повториться". Представитель Израиля приколол себе желтую звезду и сказал, что до победы ни он, ни делегация ее снимать не будут. Ну и Израиль имеет право на самооборону.
7️⃣ Выбора нет. На это накручивается достаточно разноплановых конструкций: "нам уходить некуда, а у арабов - весь арабский мир" или "мы тут спор ведем между прогрессом и средневековой дикостью, поэтому когда убиваем мы, то мы боремся за безопасность, а когда - нас, человечество лишается шансов на новые лекарства". И дальше масса вариантов в зависимости от радикальности аудитории.
8️⃣ Друг/враг - четкая поляризация. Образ "врага" помимо собственно ХАМАСа. Это - неопределенные группы "леваки" и "антисемиты". Если имярек против разбомбленных больниц, он "левак". Если имярек не согласен с политикой Израиля - он "антисемит". Все просто. Так же однозначен образ "Друга" - "представитель цивилизованного человечества", человек прогрессивный, взрослый, эмпатичный, сочувствующий как жертвам 7 октября, так и понимающий всю трагедию Холокоста в целом и рождаемые ею права Израиля, а потому избегающий "морального уравнивания" жертв той и другой стороны.
Нарратив этот в принципе не настроен на вещи, которые традиционно считаются критериями успеха информационных войн:
- он игнорирует нелояльные аудитории, предпочитая их развенчивать, критиковать, при необходимости - оскорблять и обосновывать их отмену;
- он отказывается от попыток объяснения происходящего с точки зрения "общечеловеческих позиций" как в информационном плане (общечеловеческие ценности, то самое "уравнивание жертв"), так и в правовом (международное право). Ситуация описывается как уникальная, не имеющая аналогов, а поэтом постулируется невозможность подхода к ней как к другим кризисам.
Непротиворечивая картина, максимально ценностно целостная и "искренняя". "Мы убиваем людей, чтобы решить задачу своей безопасности.Потому что имеем историческое право, техническую возможность и начали все равно враги. Согласны - вы с нами и прогрессом, не согласны - с леваками и антисемитами нам не по пути".
https://t.me/ru_global/25696