Sep 25, 2022 10:09
Немного теоретического о порождении широких / бриджинговых солидарностей - того, что по мнению многих здорово облагораживает человеческое общество (из ФБ 12-го):
//может ли основание солидарности для малых сообществ генерализоваться в больших?//
Обычное расширение маркера "своих" на неограниченный круг лиц осуществляется через переход к воображаемому сообществу. В этом переходе из обычной смеси "социального места" и "персональной идентичности", которая характеризует каждого участника ограниченной группы, где все знают всех, теряется персональная часть, и остается лишь абстрактное "социальное место" "своего", вместе с завязавшейся на данное "трансцендентирование" частью общей эмпатии, "держащей" коллективную идентичность. В общем-то эта "социальная эмпатия" (меняя чуть ракурс зрения) может в частности компенсировать даже возможную персональную ненависть между членами группы - не позволяя довести политические разрывы до разрыва целостности сообщества, т.е. она достаточно сильна.
Так что мой ответ на изначальный вопрос - да, может. Но этот переход, как и другие моменты, связанные с разделением и институализацией разницы социальной и персональной идентичностей (см. непоминаемого к ночи Норта) - опять же достижение Современности, хотя аффекты эмпатии к "другому-воображаемому" были известны и ранее... Кстати, по моим персональным впечатлениям работы в смешанных коллективах - разделение социальной и персональной идентичностей не всегда дается африканцам. (Интересно, как с этим у выходцев с наших окраин?)
И еще: где-то здесь находится и пресловутое ныне "доверие", и искомый многими bridging social capital...
Фило,
Общество,
Гражданская религия,
Нация,
Развитие,
ФБ