О сакральном и связанных с ним феноменах в современном мире

Aug 01, 2012 20:29


Высказался тут:

Наблюдаемые религиоведами социальные процессы позволили им ввести для обозначения текущего состояния современных развитых обществ термин "постсекулярный мир". Основной механизм данной группы феноменов по-видимому связан с исчерпанием повестки дня процессов секуляризации социумов в контексте их освобождения от ограничений, навязываемых традиционными верованиями. Например, в части христианского мира - после отделения школы от церкви, а церкви - от государства, после разрешения разводов и абортов, после разрешения однополых отношений - чего еще можно желать такого, чему бы мешала традиционная религия? С другой стороны с развитием соответствующих практик людям стало понятно, что принятие человеком "своих оснований" для случая "научно-атеистической картины мира" ничем не отличается от принятия им " религиозной картины мира".

Фактически же секуляризация стала понимаемой многими как победный натиск определенного рода гражданской религии с освобождением населения соответствующих стран от влияния традиционных религиозных форм. Особенно интересен в этом плане СССР, где активное богоборчество сопровождалость созданием культа В.И. Ленина с помещением мумии Вождя в зиккурат / Мавзолей, построенный в центре столицы, тиражированием статуй Вождя по всем населенным пунктам, и регулярным проведением ритуальных служб у Мавзолея / "главных статуй" в виде "демонстраций трудящихся". Соответствующие "сакральные тексты" Вождя были обязательны к изучению всеми, кто претендовал на то, чтобы быть отобранным в начальство. Следует отметить, что аналогичные моменты наличествуют в практиках всех стран, называющих себя светскими, так что СССР не особенно и выделялся среди них - разве что чрезмерной материальностью репрезентации центрального культа. Другим светским обществам вполне хватает идеальных образов для своих гражданских религий.

Осознав невозможность бытия "вне сакрального" (возможно, что данное осознание во многих случаях происходит неявно, на уровне общественного габитуса), люди стали дополнять свои "сакральные потребности", заполняя те места, которые оказались незаполненными гражданской религией их стран. И это заполнение проявляется в разнообразных формах - тут наблюдается и возврат к традиционным религиям своих территорий / народов, и примыкание к другим религиям, ведущим активную миссию, и даже изобретение новых религий. Видны также и массовые внерелигиозные магические практики.

Самомаркирование принадлежностью к какой-либо религии становится важной частью персональной идентичности, причем выбор "воинственно-научного атеизма" в части подобной репрезентации уже не является чем-то "передовым". Атеисты от этого очень страдают, продолжая уменьшать привлекательность своего бренда, ибо никому не хочется "быть лузером". Но кто знает, может быть, напрягшись, они смогут провести ребрендинг своего сообщества, и "быть атеистом" снова станет круто. Будем надеяться, что подобный ребрендинг трансцендентного в российском атеизме не будет связан с появлением новых мумий.

Дискуссия на ФБ.

Россия, Общество, Эпектасис-стремление, Ценности, Тексты

Previous post Next post
Up