Андрей Тесля (
mestr81) при обсуждении вмененного отсутствия отечественно уверенности самостояния
выдал следующее:
Мне как раз убедительна модель Лотмана - сакральный центр, вынесенный вовне (Византия, Запад). Здесь - иная зона, профанная. Признание должно прийти извне - из другого пространства - как благодать (haritas). Сам Лотман связывал это с христианизацией Руси - вполне предсказуемо, хотя он сам особенно в истоки не ходил.
Полез в Лотмана. Данной модели пока не нашел (если кто знает где - растолкуйте плз), но нашел
по духу обратное. В данной работе, рассматривая диалог культур разных стадий развития Лотман выделяет несколько фаз:
- Фаза «открытия», когда «начальная ситуация ознаменовалась страстным порывом к другому культурному миру, накопленные которым культурные сокровища казались светом, исходящим из сверкающего центра. Соответственно своя позиция представлялась как царство тьмы и одновременно - началом пути.»
- Затем Лотман говорит о том, что в принимающей культуре тексты культуры-донора начинают отделяться от самих носителей культуры-донора, а сами носители - позиционироваться как недостойные воры, которым случайно и совершенно не по делу досталось незаслуженное ими наследство.
- И потом культура-акцептор научается генерить тексты приемлемого уровня, и потом уже она иногда «взрывается» новым качеством, становясь культурой-донором.
Тут возникают следующие моменты. (1) Схема, описанная Теслей явно относится к фазе 1. При этом упоминание о «начале пути» должно быть опущено - это почему я обозначил взгляды Лотмана по духу обратными описанному Андреем. Т.е. мы должны бы иметь вечную «черноту» здесь и свет «оттуда», что у Лотмана в рассматриваемой работе представляется преходящим. Но (!) - вполне соответствует взглядам многих наших западников, которые застыли в фазе 1 - фазе «детства» диалога культур.
(2) Если чуть сместить точку зрения, то можно увидеть, что фазы 1 и 2 - это разные варианты карго-культа, причем фаза 2 более соответствует классической схеме оного: есть и дары предков, незаконно присвоенные пришельцами, и усматривается необходимость обрести свое, положив на чашу весов более сильную магию.
(3) Затем, фаза 2 может быть узнана определяющей позицию наших «почвенников» - хай по поводу морального разложения и недостойности населения западных стран является ярким маркером их дискурсов.
А вот задача достижения фазы 3, и более того, переход в состояние культуры-донора по каким-то направлениям мысли, ставятся лишь единицами. Что жалко.