Новое билетное меню глазами скептика

Dec 14, 2016 11:01


Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню...

Вчера объявили тарифы городского транспорта в Москве на 2017 год. Я специально не писал ничего, чтобы улегся праведный (и не очень) гнев и на всё это смотрели более-менее трезво





Собственно, сами тарифы


Итак, изменения у нас в целом не революционные:

- Безлимиты не подорожали в отличие от разовых и многопоездочных (явно прослеживается стремление максимально смотивировать пассажиров на использование безлимитов)
- Разовый "единый" подорожал с 50 до 55 рублей, разовый ТАТ в зоне Б (Троицкий округ, Зеленоград) с 35 до 40
- По кошельку Тройки теперь и метро и наземка обойдутся в 35 рублей, "90 минут" - в 54 рубля
- Выкинули некоторые непопулярные билеты категории ТАТ

Получили ли мы идеальное тарифное меню? Нет. Неужели оно совсем плохое? Тоже нет. Пройдёмся не только по недостаткам самогО меню, но и по смежным вопросам, чтобы было понятно, что я хочу сказать.

1. Билеты у водителя

"Единый" дорожает с 50 до 55 рублей. 50 рублей - одна купюра, для 55 неизбежны манипуляции с мелочью. Чем это плохо?

Во-первых, задержка на расчёт с водителем, во-вторых, перевозчикам нужно обеспечивать водителей мелочью в достаточных количествах
Во-третьих, билет "90 минут" как убрали пару лет из водительского "меню", так и не возвращают. Хотя, продажа водителем такого билета (пусть даже по 70 рублей, а не по 65) сильно упростит жизнь тем, кто пересаживается с автобуса на метро.

Что на выходе? Геморрой и пассажирам, и водителям, и перевозчику

2. Кошелёк Тройки

Пополнить Тройку в метро - не проблема. Но вот у меня, например, у дома метро нет. Оказавшись с "пустой" Тройкой, придётся покупать "единый" у водителя за 55 рублей (будь у него "90 минут" за 70 - было б проще, см. п1).

Пополнение Тройки вне метро - задача нетривиальная. Уточню, что речь о прямом пополнении, без участия жёлтого терминала в метро. Количество "тёткобудок" сокращается, работающие билетные автоматы - до сих пор исключение, "партнёрские" точки расположены там где удобнее бизнесу, а не пассажирам (а те же терминалы МКБ при их кажущемся обилии работают так же криво, как и сам МКБ - нельзя угадать будет ли работать терминал, если будет - прочтёт ли он тройку, а если прочтёт - не отправит ли в метро за удалённым пополнением, т.к. прямое не работает).

Пополнение мобильным приложением через NFC тоже не универсальный инструмент - не у всех пассажиров смартфоны, не у всех есть NFC, и не на всех смартфонах с NFC сабж заведётся.

Что на выходе? Забыл пополнить электронный кошелёк - покупай билет за 55 рублей. А поскольку электронный кошелёк позиционируется для тех, кто пользуется ОТ от случая к случаю, стоит ли ждать что все эти пассажиры всегда всё своевременно пополняют? Сомневаюсь

Да и я, например, не помню сколько у меня единиц на карте осталось. А так как привязка карты к аккаунту на сайте или номеру телефона до сих пор не появилась, то и узнать "баланс" сидя дома, не получится (если телефон без NFC)

3. Билетные автоматы метро



Напомню, что изначально они появились для продажи билетов на 1-2 поездки и по сути имели только кнопки и монитор (не сенсорный)

После появления Тройки их проапгрейдили - появился сенсорный дисплей и возможность пополнять эту самую Тройку.

Технически ничего не мешает научить автоматы продавать любые билеты (я об этом ещё 3 года назад писал). Оборудование для программирования карт есть, ему без разницы что писать - транспортные единицы на кошелёк или билеты. Сенсорный экран позволяет не то что десяток кнопочек добавить - на нём можно в косынку играть или посты в ЖЖ писать.

Единственное, что изменилось в них за эти три года - дизайн меню по бренд-буку и частично добавились терминалы для оплаты банковскими картами (последнее - штука, безусловно хорошая. Не спорю).

Что на выходе? Пассажир, желающий купить безлимитный билет не может этого сделать в автомате метро. Только в кассе, а очереди во многих из них пока не исчезли. Или придётся тратить больше, покупая билет на одну поездку или пополняя кошелёк.

Резюмируя. Билетное меню всё-таки движется в правильном направлении, однако на этом плюсы, собственно, заканчиваются. При накладывании циферок тарифов на реальную ситуацию, вылезают вполне предсказуемые косяки. Более того, здесь же появляются новые (те же пляски с мелочью у водителей)

Все проблемы, повторюсь, предсказуемы. Можно было доработать билетные автоматы метро? Можно было. Можно было не ставить по всему городу уличные автоматы по продаже билетов, а определить пилотный район, всё протестировать и уже потом распространять в массы? Можно было (это вообще базовые понятия такой дисциплины как "управление проектом")

Можно было сделать многое. Грамотное тарифное меню - штука хорошая, однако когда оно само по себе не идеально, то косяки всей системы при эксплуатации начинают торчать ещё сильнее

Приятных поездок! И не забывайте Тройку вовремя пополнять...

Напоминаю, что всё самое оперативное я публикую в Твиттере.

Кроме того, меня можно найти в Facebook и VK.

А для любителей квадратных фото есть Инстаграм.

С недавнего времени есть ещё и канал на YouTube, подписывайтесь что-ли :)

Подключайтесь!

новости транспорта

Previous post Next post
Up