Туманность Улитка (Helix Nebula)
Эта туманность, также известна как
"Глаз Бога", была открыта в 1824 году немецким астрономом Карлом Людвигом Хардингом. Она является одной из ближайших к нам (650 световых лет от Солнца) планетарных туманностей. Она образовалась в следствии превращения звезды, подобной Солнцу, в белого карлика. Под воздействием мощной ультрафиолетовой радиации исходящей от центральной звезды тонкие слои газов нагреваются создавая свечение. Синий цвет который мы видим создаёт свечение ионизированного кислорода, а красный - свечение азота.
На мой взгляд туманность NGC 7293 вполне заслуженно получила имя "Глаз Бога", т.к. я вижу в ней, огромный голубой глаз, смотрящий на меня с неба.
Это напоминает мне первую версию клипа Moby на песню
Porcelain, где камера с близкого расстояния показывает голубой человеческий глаз:
В голубых
глазах человека нет голубого пигмента. Голубые глаза голубые благодаря Рэлеевскому рассеянию.
Благодаря тому же рассеиванию мы видим голубое небо.
Свет коротких волн (зелёный, синий, фиолетовый) рассеивается лучше, распространяются в атмосфере во все стороны, окрашивая небо в голубой цвет. На рассвете или закате свету от Солнца приходится преодолеть более толстый слой воздуха, происходит много рассеиваний и до глаза доходят только длинные волны, которые хуже рассеиваются в атмосфере. Потому мы видим красные или оранжевые закаты.
Но откуда мне знать, что другой человек называет тот же самый цвет красным, что и я?
На эту тему меня натолкнуло видео Майкла Стивенса с канала Vsauce на youtube :
Click to view
Каждый человек видит мир через призму своего восприятия. Откуда мне знать, что видит другой человек, если я не могу даже понять какой цвет он называет красным? На сколько же человек ограничен в своём восприятии?
"
Эллиот Джейн бывшая американская школьная учительница, рассказывала детям о расизме. Позже она сказала: «Я увидела, что [ученики] не понимают сути проблемы. Они делают то, что обычно делают „белые люди“, когда обсуждают расизм: большей частью демонстрируют невежество».
Она разработала упражнение «Голубоглазые/Кареглазые», которое впервые провела с учениками третьего класса 5 апреля 1968 года, на следующий день после убийства Мартина Лютера Кинга. Цель её упражнения заключалась в том, чтобы вызвать у своих учеников ощущение пребывания в меньшинстве; это упражнение и последующая за ним полемика отражены в документальных фильмах Eye of the Storm (1970) и A Class Divided (1985).
Идея упражнения была почерпнута из романа Леона Юриса «Mila 18», опубликованного в 1961 году и рассказывающего о восстании в «Варшавском Гетто». Согласно книге, одним из способов, по которому нацисты решали, кого из жителей гетто отправить в газовую камеру, был отбор по цвету глаз.
В первый день упражнения 5 апреля, Эллиотт обозначила голубоглазых детей как превосходящую группу, раздала им платки из коричневой ткани и попросила обвязать вокруг шеи каждого кареглазого одноклассника, чтобы кареглазых было легче идентифицировать в качестве меньшинства. Вместе с этим голубоглазая группа получила дополнительные привилегии: вторую порцию на обед, доступ в новую игровую комнату, лишние пять минут на перемене. Эллиотт разместила голубоглазых учеников на передних рядах класса (тогда как кареглазые были отправлены на задние ряды) и мотивировала к общению только с одноклассниками из своей группы, избегая контактов с кареглазыми учениками.
Также представителям двух групп было запрещено пить воду из одного фонтанчика. «Кареглазые» постоянно подвергались наказанию со стороны учителя, когда не следовали правилам или допускали какие-то ошибки. Эллиотт подчёркивала различия между группами, выделяя достоинства голубоглазых учеников и недостатки кареглазых.
В следующий понедельник Эллиотт изменила условия, на этот раз поставив кареглазых в превосходящую группу. Кареглазые ученики тоже подвергали своих голубоглазых одноклассников нападкам, похожим на те, которые они сами терпели от голубоглазой группы, однако Эллиотт отметила, что в этом случае нападки были значительно менее интенсивными.
В следующую среду, в 14.30, Эллиотт попросила голубоглазых детей снять свои повязки, а затем все ученики написали эссе о своём опыте, полученном в ходе упражнения, и уроке, который они вынесли."
Что в свою очередь напоминает мне о
Стэнфордском тюремном эксперименте.
Добровольцы играли роли охранников и заключённых в атмосфере тюремной жизни. В ходе эксперимента, у некоторых "охранников" проявились садистские наклонности, в купе с властью которой их наградили это порождало опасные ситуации. В результате некоторые "заключённые" получили сильные моральные травмы. Эксперимент был закончен раньше времени...
У индейцев-сиу есть такая молитва:«О, Великий Дух, огради меня от осуждения ближнего до тех пор, пока я не пройду милю в его мокасинах».
Даёт ли право одному человеку притеснять другого, за его цвет глаз?
Даёт ли право более высокое положение одного человека в системе, издеваться и унижать другого человека, ниже по положению?
Можем ли мы осуждать человека за его взгляды на мир?
И где же прячется истина? Как по настоящему выглядит мир, если я не знаю как другой человек видит клубнику, как я могу быть уверен в том, что он представляет тоже значение слова что и я?
У каждого свой взгляд на мир или у каждого свой мир?
Такие вопросы у меня вызывают ролики Майкла Стивенса, а что по этому поводу думаете Вы?.