Есть моменты, ради которых стоит жить. Моменты, когда время останавливается, ты теряешь себя и становишься полым сосудом, через который реальность реализует сама себя. Ты не можешь остановиться. Все происходит само собой. Тело находится на лезвии бритвы, где-то между максимальной гранью усилий и их полным отсутствием. Эти моменты знакомы всем мастерам своего дела: поэтам, художникам, музыкантам, ученым, спортсменам, танцорам… Во время этих моментов рождаются великие стихи, сочиняются симфонии, решаются неразрешимые уравнения и достигаются олимпийские рекорды. И этим моментам психологи дали название: «
состояние потока».
Термин был изначально введен психологом Михай Чиксентмихайи, который занимался (и все еще занимается) темами внутренней мотивации и счастья. Того самого счастья, к которому хочется вернуться еще и еще. Вот определение «потока» самим автором:
«состояние, в котором люди настолько вовлечены в свою деятельность, что все остальное теряет смысл; этот опыт настолько приятен, что люди будут продолжать стремиться к нему любой ценой, просто ради того, чтобы испытать его еще раз» (
Cskikszentmihalyi, 1990, p.4)
Одним словом, состояние потока подобно наркотику. Нужно ли быть гением, чтобы научиться погружаться в это состояние регулярно? Автор считает, что погружению может научиться каждый, если создать себе правильные условия.
Итак, все, кто уже там был и хочет туда еще, слушайте.
Одно из самых главных условий - это правильный баланс между сложностью задачи и вашими навыками. Чтобы вы могли войти в состояние потока, задача должна быть максимально сложной, а навыки - как можно более отработанными. То есть, чем выше мастерство, тем больше шансов туда попасть. Я так понимаю, что все дело в автоматизации навыков и возможности отключки своего внутреннего критика. Так, например, начинающему танцору достаточно трудно погрузиться в это состояние из-за необходимости продумывать каждое свое движение. Поэтому, если его поставить танцевать предельно сложный танец, то вместо «потока» случится самая настоящая «паника». Точно также писателю намного сложнее войти в состояние потока, если он решил писать на иностранном языке. Лимитированный словарный запас и постоянный поиск слов будет выбивать его из этого процесса.
Лирическое отступление: Так мне, например, пришлось вернуться к русскому языку, чтобы «лилось, писалось и по-настоящему захватывало». Я, если честно, сначала думала писать все на английском, но потом поняла, что буду стопориться на каждой фразе, и мои еженедельные посты быстро превратятся в каторгу вместо удовольствия. Поэтому пришлось вернуться к истокам.
Следующее правило достижения потока - это четкая цель. То есть, если цель не выставлена, и мы идем «туда, не знаю куда, чтобы принести то, не знаю что», то возможность попасть в струю значительно уменьшается. Я думаю, что дело здесь в том, что без четкой цели сложнее отпустить самоконтроль. Потому что, если ты стоишь на перепутье, не зная куда двинуть, то префронтальная кора включится так или иначе, чтобы решить, куда в конце концов идти. А нам нужно, чтобы нас несло… само собой несло.
Если первые два пункта у нас выполнены, то следующее правило - создать творческий вакуум и убрать все «отвлекалово». Невозможно погрузиться в поток и уйти в творческое небытие, если нас каждые пять минут прерывают. Короче, выключаем телефон, отключаем имэйл и забываем о существовании фэйсбука. Поток - он на то и поток, что по нему плывут, а не прыгают, как лягушка, каждые пять метров. Все внимание и ресурсы должны быть направлены на задачу.
В общем, все как в сплаве на байдарках в турпоходе: нужно выбрать реку с порогами покруче (максимальная сложность задачи), приобрести хорошую лодку (отработанные навыки), иметь карту и знать, куда плыть (четкая цель), и не отвлекаться на деревья по сторонам (стопроцентное внимание).
Не уверены, получилось ли у вас? Вот несколько признаков, что вы в потоке оптимального переживания: время исчезло, страх испарился, сознание чисто и прозрачно, как слеза младенца, понятие «Я» больше не существует, «вы есть действие, и действие есть вы», полный экстаз. Вообще интересно, что погружение в состояние счастья часто сопровождается отсутствием своего собственного «Я». Заставляет задуматься, а так ли нам нужно это самое «Я»?
А еще у профессора Чиксентмихайи есть интересный график, который суммирует восемь наших различных состояний (см. внизу). Состояния эти сменяются одно за другим в зависимости от сложности задач и уровня мастерства. Если вы, например, пошли работать не по специальности, скажем, на завод укладчицей номер 5 (навыков мало, задача простая), то состояния потока вам не видать как своих ушей. Вместо этого вас накроет апатия. Если вы только что встали на лыжи, а вас привезли фуникулером на самую высокую гору (навыков мало, задача сложная), то потока тоже не будет, а будет паника. Если вы крутой доктор, а к вам пришел человек с простудой (навыков много, задача простая), то ваше состояние - расслабленность, и т.д. А поток… поток нам только снится. Как уже говорилось, чтобы туда попасть, нужно быть Мастером (или хотя бы Маргаритой) на амбициозном задании (навыков много, задача сложная).
Мне, кстати, вся эта комбинация (о сложности задач и мастерстве) напоминает
теорию Кэрол Двек о двух типах мышления: тип, направленный на рост (когда человек не боится ошибок и выбирает задания все сложнее и сложнее), и тип, направленный на фиксированную реальность (когда человек выбирает простые задачи, чтобы не ставить свои способности под сомнение). Если следовать логике, то выходит, что в состояние потока чаще попадают люди с «мышлением роста». А фиксированная реальность навсегда останется серой обыденной фиксированной реальностью.
Кончено, теория Михай Чиксентмихайи гораздо более сложная и продвинутая, чем я ее тут описала, так что всем интересующимся рекомендую прочитать его книгу
«Поток. Психология оптимального переживания». Еще есть Стивен Котлер, у которого весьма интересная жизненная история. По его словам, состояние потока спасло ему когда-то жизнь. Тем, кто стремится к спортивным рекордам, может быть интересна эта книга:
Stеven Кotler “The rise of superman: Decoding the science of ultimate human performance”