Глава СПЧ Михаил Федотов (главный официальный правозащитник) спросил у Корниенко [глава ФСИН], как он относится к идее создать хосписы в учреждениях уголовно- исполнительной системы.
"С точки зрения идеи, она великолепна, и я ее полностью поддерживаю. Здесь совершено гуманная миссия для заключенных, которые умирают и у них нет никаких шансов. Наверно надо продумать этот вопрос", - сказал Корниенко.
РИАНОВОСТИ Идея то хорошая, товарищ Корниенко. Только вот ваш предшественник Реймер все деньги "на реформу" упёр, что не упёр, то пустил по ветру и сейчас греет своё необъятное чрево на тёплом израильском пляже.
Говорят, что когда он читает про украденные им мильярды и про нищих ваших сотрудников (не говоря о каких то там зеках) - его обуревают приступы
гомерического хохота. Толстые щёки его трясутся, он багровеет и выпучив глаза утирает слёзы. Так что с деньгами на хосписы - проблема.
Да и вольный люд скажет услышав за хосписы для ЗК - так у нас же для законопослушных граждан хосписов катастрофически не хватает - и вольный люд будет прав. Но если подумать - деньги на эту "великолепную идею" в тюрьмах нужны небольшие.
1. Не надо строить новых помещений - на обычной лагерной больничке выделяется палата-две. Как, впрочем и сейчас во многих местах существуют палаты "для тяжко хворых" (умирающих).
2. Не надо платить персоналу хосписа больших денег. Санитар из числа осужденных проходит курсы, ставится на официальную оплачиваемую должность и получает на личный счёт 1500 рублей (после всех вычетов). Этим самым попутно решается и вопрос занятости ЗК (а это острый вопрос).
Санитар из числа осужденных - не занимается "поддержанием дисциплины", не следит за другими зеками, не занимается вымогательством у больных как это часто у нас бывает. Он занимается своими прямыми обязанностями - кормит больного с ложечки, выносит утку, убирает, меняет бельё, возит на процедуры/в баню, дежурит ночью...Контроль над санитарами осуществляется всесторонний - администрация (само собой), ОНК, депутаты и прочие (вплоть до лагерного самоуправления).
Санитар за свой труд получает право на УДО. И вообще по УДО надо отпускать только трудящихся ЗК и организаторов производства, а не "вставших на путь исправления" насильников/убийц -"активистов".
3. Самый сложный вопрос - обезболивание. Не питание (что они там могут съесть эти доходяги!), не лечение (лечить уже поздно в хосписе) а именно облегчение мучений. Врачи и на воле у нас запуганы и боятся умирающим выписывать (дешёвые по госцене) наркотические анальгетики в достаточной мере. По некоторым данным "процент обезболивания" у нас в стране колеблется от 5% до 10%. Хотя в таких странах как Бельгия - процент обезболивания достигает 90% до 100%.
Получается, что из-за боязни чиновников упустить в ручонки наркомана или в лапы наркоторговца пару ампул морфия тысячи людей умирают в мучениях. Это же абсурд! Надо лекарства выдавать, а тех кто их тырит - ловить. Так должно быть в здравом государстве.
И опять у ФСИН здесь преимущество. В тюрьму/лагерь не придёт какой-нибудь бродячий сотрудник ФСКН и не арестует доктора за выписанный рецепт. На территорию ФСИН придут только по серьёзному факту сбыта с санкции ФСБ или СК. Так что закрытость ФСИН здесь тяжелобольным на руку. Главное отладить систему выдачи обезболивающих медсёстрам - можно под видеозапись делать и выдачу и сами процедуры.
Так что никаких особых средств для создания хосписов для заключённых не нужно. Нужна политическая воля.
Дополнение - нужны изменения в ПВР (правила внутреннего распорядка) - дабы заключенный получивший посылку с дома мог (без риска угодить в изолятор) пройти на Крест и навестить умирающего. Отнести ему банку сгущёнки, ложку мёда или кусочек сала - так и прописать в ПВР - "осужденный имеет право навещать больных". В этом нет ничего плохого.