Наверное у всех народов:
"5.Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле,"( для тех, кого это интересует) .
...и отсюда следствием - почитание старших, как непререкаемых авторитетов.
Долгоживущие, старшие, старые- были залогом сохранения накопленного опыта. Шансом не"наступать на те же грабли" в ...надцатый раз.
Шансом выжить.
По меркам прошлых поколений- я уже вполне старый.
За 60+
Поэтому, как говориться, имею право рассуждать о них\о нас.
...и не важно, что ещё могу десяток раз отжаться\подтянуться и совершить "перпеворот с выходом силой"...
Так вот, годы и мудрость- это не прямая зависимость.
И старых идиотов, ничуть не меньше, чем идиотов молодых.
Как говорили моряки: "...Сорок лет в море? Опытный, говоришь? Так кнехт * всю жизнь плавает, а дураком помирает..."
При равных начальных условиях, и достаточном количестве обучающего опыта, шанс на то, что из молодого дебила с возрастом образуется относительно мудрый человек, конечно есть. Но этот шанс на чудо, более чем низок.
.. Боже! сколько дураков с успехом сохранили свой незамутнённый дебелизм и до седых волос!
И это без учёта естественной биологической деградации.
"Древние" , скорее всего , не доживали до маразма и деменции.
А мы- доживаем.
И как в этом случае, можно поощрять "следовать советам старейших", которые уже не понимают откуда берётся вода в унитазе и забывают , гадила ль сегодня "перед сном Дездемона..."
Родители хоть могут рассчитывать на пятую заповедь и уважение детей, за полученый (не по их выбору) шанс пожить.
Но " авторитет" только по возрасту, без доказанного умного опыта- это глупо и опасно.
Возможно, в японском "нараяма бусико" ** есть больше смысла, чем только "отсутствие гуманизма"?
Уважения достойна достигнутая мудрость, а не чёрточка между двумя датами.
кнехт *- парная тумба с общим основанием на палубе судна, служащая для крепления тросов.
"нараяма бусико" **- стариков относили умирать на гору Нараяма ( Ситиро Фукадзава. «Сказ о горе Нараяма» )