Честертон, занималаясь апологетикой римского католичества, не мог обойти и ирландского вопроса:
Я присоединил к этой троице возражений праздное замечание тех, кому такие народы, как ирландцы, кажутся ослабленными и погрязшими в суеверии. Я добавил его потому, что это особый род фактов, которые оборачиваются ложью. Об ирландцах твердят, что они непрактичны. Но если мы на минуту отвлечемся от того, что о них говорят, и осмотрим, что из-за них делают, мы увидим, что ирландцы не только практичны, - они угрожающие близки к цели. Бедность их страны, их малочисленность - это условия, в которых им приходится действовать, но никакой другой народ в Британской империи не совершил столько в подобных условиях.
Ирландские националисты - единственное меньшинство, сумевшее выбить из колеи британский парламент. Из всех наших бедняков только ирландские крестьяне сумели что-то вырвать у своих хозяев. Эти люди, якобы одураченные попами, единственные из всех британцев не дают дурачить себя помещикам. Когда я вглядываюсь в настоящего ирландца, я вижу все то же: ирландцы особенно хороши в трудных профессиях - в работе с металлом, в адвокатуре, в армии. И снова я прихожу к тому же: скептик делает правильным вывод из фактов, но он не знает фактов. Скептик слишком доверчив - он верит газетам и даже энциклопедиям. Интересный аргумент, если перевести его на язык современных проблем. Можно взять в качестве ирландцев католическое меньшинство США - мексиканцев.
Именно мексиканцы, якобы одураченные попами-папистами, не дают дурачить себя капиталистам и помещикам. Именно мексиканцы добились для себя в США немыслимых льгот и поблажек по получению граждаства. Именно они сделали свой язык вторым государственным в южных штатах США (чего не добились даже ирландцы). Именно католическая Куба оказалась самым живучим из антиглобалистских государств, до сих про ставящим на уши протестантские США... Благодаря католическому происхождению народные герои типа Емельяна Сапаты и Эрнеста Че Гевары стали символами мирового сопротивления на века, потеснив на символическом уровне основателей научного коммунизма.
И рабство в Мексике было отменено раньше, чем в США. Любят ли мексиканцы работать на трудных работах, судить трудно, но они уважительно относятся к трудящимся и к результатам труда. Техника и архитектура в Мексике в отличном состоянии. Множество людей живёт в бывших колониях с посредственным уровнем жизни. Но католическая часть третьего мира (Латинская Америка) по сравнению с африканской и азиатской отличается в лучшую сторону.
Поэтому не надо не надо верить газетам и торопиться критиковать Папу Римского.