Харуки Мураками, "1Q84 (Тысяча невестьсот восемьдесят четыре)"

Dec 13, 2011 02:31


Тэнго представил огромный пруд, кишащий вопросительными знаками,
среди которых бесцельно дрейфуют крайне озадаченные люди, цепляясь за
спасательные круги. А в небе над ними светит совершенно ирреальное
солнце. Оставлять несчастных в таком состоянии было настолько
неправильно, что Тэнго стало не по себе...
Харуки Мураками, "1Q84"

Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что.
Русское народное всё :)


Ну, вообще-то справедливость требует признать, что сам Харуки Мураками обыкновенно поступает с читателем примерно таким образом :) Вслед за героями читатель задает себе кучу вопросов, и каждый новый ответ порождает новые вопросы, а в конце книги почему-то не появляется Армагеддон Эркюль Пуаро, тщательно восстанавливающий перед пытливым, но недостаточно проницательным читателем картину происшествия в мельчайших деталях :)

А если серьезно, то ответы, конечно, у Мураками есть. Иногда вполне ясные, иногда лишь едва виднеющиеся в тумане, но кто сказал, что всё и всегда должно быть предельно ясно? Тем более что ответы - не самое главное в книгах Мураками. Равно как и увлекательный захватывающий сюжет "со множеством неизвестных", и удивительно естественные переходы от реальности к мистике, и бесчисленные загадки, интригующие с первых и до последних строк, и чрезвычайно легкий для восприятия язык, благодаря чему книга буквально "проглатывается", - все это замечательно, но не более чем приятное дополнение. Даже то, что автор этих строк на момент написания этого поста прочел только два тома из трех и еще не знает, чем все закончится, - тоже не самое главное.

А что же главное? Главное, конечно, у каждого свое. Лично для меня - то, что я обозначил бы как "путь к себе". Во всех книгах Мураками, которые Ваш покорный слуга имел счастье прочесть, именно эта тема проходит пресловутой красной нитью. Таинственные, непонятные, загадочные, пугающие, иногда откровенно враждебные обстоятельства, в которых вынуждены действовать герои, являются средой и даже катализатором их личностного роста. Продираясь сквозь заросли неизвестности, блуждая на ощупь в потемках, постоянно оказываясь перед выбором, принимая несущественные со стороны, но на самом деле судьбоносные решения, герои проходят путь к обретению себя, уж простите за пафос. (Кстати, интересно, одному ли мне кажется, что в этом Мураками похож на Сомерсета Моэма - имею в виду, в частности, такие  произведения последнего, как "Бремя страстей человеческих" и "Остриё бритвы"?)

Пересказывать сюжет "1Q84" не вижу смысла - те, кто читал, и без меня в курсе, а те, кто не читал, все-таки обычно предпочитают слушать песни Карузо в исполнении самого Карузо, а не Рабиновича :) Но для тех, кто еще не успел взять эту книгу в руки, могу сказать, что Q - это первая буква в слове "question", что по пожарной лестнице можно попасть из 1984-го года в иную реальность, которая с виду мало чем отличается от привычной нам, что идеальное литературное произведение может создать юная девушка со врожденной дислексией, что любовь даже без малейшей подпитки может не угасать в течение двух десятилетий, что каналом для маленького народца может быть рот мертвой козы, а на месте одной луны почему-то появляются две.

Вы что-нибудь поняли? Честно говоря, я бы из такого объяснения не понял ничего :) А коли так - вперед, в тысяча невестьсот восемьдесят четвертый год!

Чукча - читатель!

Previous post Next post
Up