Наташа Осис Natalia Osis подарила мне книжку Надира Сафиева "Повести арбатского жильца". Думаю, ее как раз название царапнуло, решила, что и нам, прожившим семь счастливых лет на Арбате, будет интересно.
Еще как интересно оказалось - начала сразу читать, только закончила.
Живой язык, немного сбивчивый, как при разговоре, и в то же врямя неторопливый рассказ о нескольких годах на Собачьей Площадке с конца 50-х до самого ее сноса. Порода "собачников", которая населяла окрестные дома, прогулки - от Пречистинки до Молчановки...
Удивительным образом оказалось, что автор за эти годы успел закончить тот же факультет близлежащего института, что и я.
Интересно было еще и потому, что, как недавно выяснилось, моя бабушка Мария Ивановна в середине 20-х два года жила, как написала мама, "в районе Собачей Площадки", там же и училась на курсах медсестер. Вычислила, что, видимо, училась в Снегиревской больнице, больше там ничего "медицинского" в округе не было. И встречались они с ухаживавшим тогда за ней дедушкой как раз в скверике на Собачей Площадке... Как же жаль, что никого уже не расспросишь!..
Вот тут как раз видна и больница, и скверик.
А это - план того района, где была Собачка - можно сориентироваться по сохранившимся улицам.
После сноса в 1962 году бедной Собачки, Сафиев какое-то время жил недалеко, на Сивцевом Вражке, в бесхозной двухэтажной квартире с трещиной в стене. Этот факт еще больше сроднил меня с ним, живо напомнив трещины и полуразрушенные перегородки нашего арбатского пушкинского дома в начале 80-х.
Короче, затосковала я по Арбату...
"Арбат - это не какое-то там заколдованное место, где жизнь может повториться. Можно тешить себя лишь тем, что Арбат, как одинокий человек, был добр, принимал каждого, кто этого хотел; мог приютить, а потом отпустить на все четыре стороны и снова приютить. Это уже другой вопрос, чем все это для него обернется..." (Надир Сафиев)