Оригинал взят у
mavicc в
СПАСЕНИЕ КРОХИНСКОГО ХРАМА (дневник волонтера) ч. 2 Спустя менее чем два месяца после первой поездки в Крохино, состоявшейся в начале августа, начали готовиться ко второй.
Напомню, что в начале августа, когда мы впервые приехали на работы в храм Рождества Христова в Крохино, была достигнута договоренность с местным каменщиком Николаем (из д. Чикиево) о закладке южной и западной арок колокольни, дабы предотвратить ее разрушение.
Тогда же в храм были доставлены мешки с песком, глиной и цементом. А в конце августа - начале сентября Николай вместе со своими помощниками в течение нескольких дней произвели закладку арок.
В ходе планирования и подготовки второй поездки одним из наших товарищей - Юрием
komendana - была предложена идея (простая как все гениальное) повесить на руинах храма баннер с призывом о помощи, причем предельно лаконичным
Расчет был на то, что проплывающие на круизных лайнерах туристы, впоследствии, при просмотре своих фотоснимков, обратят внимание на баннер и заинтересуются
Проектом.
Идея Юрия была поддержана руководителем проекта Анор, которая вместе со своим мужем Бартеком заказали изготовление баннера в специализированной фирме, и ко времени второй поездки он уже был готов.
Состав добровольцев для работ в храме по сравнению с первой поездкой существенно изменился. Во-первых, я уже ехал без Насти (жены), не смогли поехать Бартек (муж Анор) и Инга из Вологды. Зато к нам присоединились Петя, Артемий и Володя из Москвы, а также Юра (автор идеи с баннером) и Александр (фотограф газеты "Невское время") из Санкт-Петербурга. Из «старичков» во второй раз поехали Анор, Дима (архитектор), Сева и я. Таким образом, в сентябре нас уже было 9 человек (в августе - 7).
Поскольку у Бартека в этот раз не получилось поехать с нами, то машина у нас была всего одна. Как и в первую поездку, я готов был взять с собой попутчиков, однако кроме Владимира
wlad11 в пятницу со мной никто поехать не смог.
24 сентября. Пятница
В начале десятого утра я подобрал Володю у одной из станций метро и мы долго пробирались к выезду из города в ярославском направлении. Если в августе я выбрал маршрут до Белозерска через Череповец (по трассе Р104), то на этот раз решил проехать через Вологду (по трассе М8) и сразу могу сказать, что пожалел об этом. Несмотря на то, что трасса М8 шире и лучше по качеству, чем Р104, однако во времени ничего не выигрываешь, т.к., во-первых, на трассе много постов ДПС, а во-вторых, от Вологды до поворота на Белозерск нужно проехать 100 с лишним километров практически до самого Череповца по загруженной двухполосной трассе А114, которая к тому же напичкана видеокамерами. В итоге я сделал для себя вывод: через Вологду в Белозерск имеет смысл ехать лишь в том случае, если наверняка успеваешь до 20.00 на паромную переправу через Шексну в районе Вогнемы.
Белозерск, как известно, готовится в 2012 году отпраздновать свое 1150-летие. Власти города и области заявляют, что на подновление и обустройство Белозерска выделена огромная сумма. В связи с этим город превратился в большую стройплощадку, где памятники истории и культуры одеты в строительные леса, а дороги впервые за 1150 лет покрывают асфальтом.
Въехав в Белозерск уже поздним вечером и обнаружив перекрытый центр города, мы стали пробираться «огородами» в кромешной тьме и по уши в грязи к районной администрации, где, как и в первый раз, нам нужно было забрать строительный инвентарь. Накануне поездки Анор вела переговоры с местными жителями насчет жилья. В итоге удалось договориться с Николаем (каменщиком из д. Чикиево), т.к. у Василия Анатольевича, который принимал нас у себя в августе, на этот раз гостили родственники.Таким образом, наш путь лежал в деревню Чикиево, к Николаю.
Дом Николая на краю деревни я помнил еще с первой поездки. Подъезжаю к нему. Кромешная тьма, хоть глаз выколи, и гробовая тишина… Под ногами хлюпает грязь после лившего весь день дождя. В доме, судя по всему, уже спали. Неловко будить людей, но вариантов, к сожалению, не было. Я постучал в дверь, но вряд ли мой робкий стук был слышен внутри. Порывшись в памяти своего телефона, я нашел номер Николая и позвонил. На том конце ответила женщина с характерным вологодским говором - жена Николая. Я объяснил, что мы уже приехали и стоим у дома. Окна дома тут же озарились светом, щелкнул затвор двери и мы с Володей вошли в дом. За несколько минут мы перетащили из машины свои вещи и разместились в комнатах.
За вечерним чаем Николай с женой Тамарой все больше рассказывали о себе, о своей молодости, о деревенской жизни. Было очень интересно слушать этих милых, простодушных, открытых людей.
25 сентября. Суббота.
Проснулся я от того, что по мне ползали два маленьких котенка. За окном завывал ветер и моросил дождь, а в соседней кухне приятно потрескивали дрова в печке. Было так тепло и хорошо, что даже не хотелось вставать. Однако нужно было подготовиться к приезду остальной группы добровольцев. В пятницу вечером они выехали из Москвы и Питера на поезде и в субботу утром прибыли в Череповец, откуда на автобусе добирались до Белозерска. В Белозерске я должен был их встретить примерно в 10.20.
После завтрака мы с Николаем пошли смотреть пустующий дом - пригоден ли он для проживания. Оказалось, что, действительно, в доме уже больше пяти лет никто не живет, он запущен и не ухожен. Пришлось отказаться от этого варианта и надеяться на то, что Николай с женой Тамарой примут под свою крышу на пару дней всю нашу группу из 9-ти человек.
Прямо напротив этого пустующего дома живет местный уникум, чикиевский авиалюбитель Александр Лесников, который своими руками построил деревянный самолет. Мы с Николаем нашли его копошащимся в огороде и попросили показать нам плод его кропотливого труда. Он открыл сарай и там действительно стоял фанерный самолет со снятыми крыльями (иначе бы он просто не поместился туда). Александр коротко рассказал о своем творении и попытках взлететь. Оказывается, винт самолета приводится в движение двигателем от «Москвича». Только вот, насколько я понял, ни одна попытка поднять самолет в воздух не увенчалась успехом. Тем не менее, авиалюбитель не отчаивается и продолжает «доводить до ума» свой самолет.
Вскоре я поехал в Белозерск встречать ребят.
Автобус из Череповца прибыл четко по расписанию. В Чикиево мы переоделись, взяли Володю, продукты и отправились к паромной переправе на Шексне, где нужно было договориться насчет лодок.
К нашему удивлению у переправы нас ожидали тележурналисты с Первого канала. Они нашли в сети информацию о
Проекте, связались с Анор и высказали желание снять небольшой сюжет о наших работах в храме. Пока Анор с тележурналистами обсуждала предстоящие съемки, кто-то из ребят пошел в домик речников, обслуживающих паромную переправу,
и через несколько минут вернулся с радостной вестью: лодка есть! Виктор, работающий на переправе, согласился отвезти нас к храму и забрать оттуда. Сам он живет в Липином бору и ежедневно плавает на работу и домой на лодке.
Девять человек добровольцев плюс еще трое тележурналистов в одну лодку никак бы не вместились, поэтому решили плавать в два захода. Анор, Сева, трое журналистов и я плыли во вторую очередь. По дороге Виктор вспоминал те времена, когда храм был еще полностью цел. Он же нам посоветовал найти в Каргулино Валентина Рюмина - бывшего жителя Крохино, который может более подробно рассказать о храме и затопленном селе.
Ребята, приплывшие к храму первыми, уже активно начали работать - подсыпать юго-западный угол четверика храма.
Напомню, что в августе мы уделили этому месту особенное внимание и подсыпали в основном его. Подсыпка в неизменном виде продержалась около месяца.
(так выглядела отмостка в начале августа)
Однако по причине того, что значительную ее часть над поверхностью воды составлял мелкий щебень и песок, к концу сентября ее немного подразмыло.
Таким образом, все силы в первый день были брошены на укрепление отмостки у юго-западного угла четверика храма.
Сразу же по прибытии в храм приплывшие с нами тележурналисты с Первого канала взяли нас в оборот: брали интервью, режиссировали постановочные сюжеты.
Спустя час, завершив съемки, тележурналисты уплыли. А мы продолжили свой кропотливый труд. То вставали в цепочку, передавая друг другу кирпичи, то по очереди таскали носилки с битыми кирпичами и сваливали все это к стене. Кирпичный завал в алтарной части постепенно уменьшался.
Параллельно мы сооружали насыпь и у последней сохранившейся секции трапезной с южной стороны, которая просела и едва держалась на металлических связях.
Спасти ее, конечно, все равно не удастся, но нужно хотя бы предотвратить ее падение внутрь, где она может нанести ущерб еще целым элементам. По-хорошему, ее нужно бы разобрать вручную по кирпичику, однако пока такой возможности нет.
Архитектор Дима, начав еще в августе работать над обмерами храма, продолжал их и в этот раз.
Постепенно на листе бумаги вырисовывался чертеж храма - такой, каким он был когда-то до разрушения.
К середине дня отмостка у южной стены храма выглядела уже довольно внушительно. Мы надеялись, что теперь, учтя прежние недочеты, сооруженная нами отмостка продержится намного дольше и будет эффективнее защищать стену от размывания. Возможно, она не выдержит многократных набегов сильной волны, какую мы с ужасом в глазах наблюдали в этот день. Вблизи храма на довольно большой скорости пронесся 4-палубный теплоход «Мстислав Ростропович»,
создав такую волну, что та добила до середины трапезной.
Click to view
Остается лишь уповать на совесть капитанов. А среди них, мы уверены, есть люди, которым небезразлична история своей страны и ее памятников, и подплывая к истерзанному волнами храму, они сбавляют скорость настолько, что вообще не создают волны, либо она гасится, так и не добежав до стен храма.
В конце сентября сумерки наступают рано. В семь вечера я в составе первой группы отправился на лодке к берегу, чтобы отвезти часть ребят в Чикиево, в дом Николая, и вернуться за остальными.
Стоя у переправы в ожидании второй группы добровольцев, в полной тишине и темноте, я устремил свой взор туда, где на фоне темно-синего неба чернел остов разрушенного храма. И вновь меня охватили думы о том, что когда-то здесь кипела жизнь. Люди рождались и умирали, радовались и печалились, ходили в храм, молились, венчались, крестили там детей и отпевали усопших; по Шексне сновали рыбацкие лодки, баржи с товарами… А теперь? Мрак и гробовая тишина.
Но вот вдали послышался гул моторной лодки. Он приближался и вскоре стали отчетливо слышны голоса. Ребята приплыли.
Заняв две комнаты в доме Николая, мы рядком растянулись по полу, укутавшись в спальные мешки. Несмотря на усталость, этой ночью я спал плохо - привыкшее к удобной кровати тело не могло найти покоя на жестком полу.
26 сентября. Воскресенье.
Рано утром мы попрощались с Юрой и Александром из Питера, за которыми заехало такси (с таксистом они договорились еще вчера). Ребятам нужно было возвращаться домой, чтобы в понедельник выйти на работу. Уже через два дня, 28 сентября, в газете «Невское время» была опубликована небольшая заметка о наших работах в крохинском храме, которая сопровождалась фотографиями Александра.
Около десяти утра все семеро мы набились в мою машину и поехали к переправе. Как и вчера, Виктор отвез к храму сначала одну группу, затем вернулся за второй. Когда мы подплывали к храму, я увидел, что ребята, приплывшие ранее, развернули баннер и пытались закрепить его между двумя стенами храма.
Такая поспешность была вызвана тем, что навстречу нашей лодке шел огромный теплоход с туристами, которого я сначала не увидел, т.к. сидел к нему спиной. Не теряя времени, ребята решили посредством баннера обратить внимание туристов на катастрофическое состояние храма и воззвать о помощи. Когда теплоход поравнялся с нашей лодкой, я взглянул на тех, кто стоял на палубах - радостные азиаты фотографировали, махали нам руками и кричали что-то приветственное. Я подумал, что вряд ли этих людей беспокоит трагедия крохинского храма…
В это воскресенье - второй и последний рабочий день - мы занимались закреплением баннера на стенах храма, подсыпкой провисшей секции трапезной с южной стороны, разгребанием завала и выборкой целого кирпича.
К двум часам дня Дима надежно закрепил баннер со стороны фарватера. Спустя некоторое время он и Артемий отправились на лодке к берегу, т.к. им нужно было успеть на автобус из Белозерска в Череповец. Попрощались мы и с Виктором, поблагодарив его за помощь. В конце дня за нами обещал приплыть уже Василий Анатольевич.
Работа продолжилась. Сева и Петя сооружали отмостку у провисшей секции трапезной.
Володя находил целые кирпичи и складывал их штабелями.
А я и Анор, взобравшись на вершину кирпичного завала, постепенно разгребали его.
Спустя некоторое время обнаружилось, что под завалом сохранился фрагмент восточной стены, к которой примыкала апсида.
Любопытство настолько захватило нас, что мы копали все глубже, вынимая из кучи целые и битые кирпичи, отбрасывая в сторону песок и щебень.
Незаметно опустились сумерки. А в семь или начале восьмого вечера за нами приплыл Василий Анатольевич. Нужно было собираться, хотя так хотелось покопать еще. Сложив все вещи и инвентарь в лодку, мы отчалили.
Сквозь облака пробивался ярко-оранжевый закат.
Я в последний раз оглянулся на храм, серой глыбой высившейся над гладью воды.
Ветерок трепал баннер и казалось, что из самого нутра храма вырывался отчаянный оклик SOS!
27 сентября. Понедельник.
Хорошенько выспавшись, мы - пятеро оставшихся добровольцев - стали собираться в дорогу домой. Сборы не заняли много времени и уже около 10-ти утра мы, сложив весь нехитрый скарб в машину, поехали в Белозерск. Нужно было вернуть строительный инвентарь в районную администрацию и закупить продуктов в дорогу. А уже через два часа мы переплывали Шексну в районе Вогнемы на пароме.
Впереди предстояла долгая дорога до Москвы.
И мы ее преодолели с небольшими остановками за 10 часов.
P.S.
Участники второй рабочей смены в храме Рождества Христова в Крохино в сентябре 2011 г.
К сожалению, фотограф Александр не попал ни в один кадр. А если и попал случайно, то спиной. Да простит он нам, что не помещаем тут его фото.
Традиционно выражаем благодарность за бескорыстную помощь, предоставление жилья и лодок местным жителям:
Николаю из д. Чикиево
Виктору из с. Липин Бор
Василию из д. Каргулино
В настоящем посте использованы (помимо сделанных мною) фото Александра Гальперина, а также участников сентябрьской поездки в Крохино.