"Надо выбрать то, что самое трудное, и делать. И тогда все поверят" - мысль, которую сформулировала девочка из Саратовского Театра, где играют дети "НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО" (так называется театр), на обсуждении сценария к спектаклю о порушенных храмах и Крохинской церкви.
Написание сценария к спектаклю началось еще летом 2012 года, а в конце декабря - вошло в свою решающую фазу. Идея претерпевала всяческие изменения: сначала это должна была быть сценическая композиция "с надрывом", но в процессе обсуждения материала с актерами-детьми стало понятно, что нужна настоящая История, где будет конфликт, любовь, юмор, завязка-развязка, - всё по Станиславскому. Сейчас уже идут репетиции спектакля, а в апреле состоится его премьера на фестивале
"Наш ТЕАТР" в Москве: 13-14 апреля, г. Москва, 4-й Вешняковский проезд, д. 1 - корп. 1.
Ольга Алексеевна Сиваченко (художественный руководитель, сценарист, сценограф, педагог дополнительного образования, костюмер, швец и жнец) долго и подробно изучала крохинские материалы, а также истории других заброшенных церквей, читала комментарии сторонних наблюдателей о нашем проекте, критику и наскоки о безнадёжности проекта, спекуляции, непрофессионализме волонтёров, и пр. А затем решила спросить мнение у своих детей-актеров, которые сразу же разделились на две группы: одни сказали что лучше всё-таки восстановить храм, стоящий на земле, - больше шансов, а другие сказали, то можно и на воде восстанавливать, ведь сейчас такие технологии. А одна девочка, Алёна, сказала те самые слова: "Надо выбрать то, что самое трудное, и делать. И тогда все поверят..."
Ольга Сиваченко в храме Архистратига Михаила села Лох Новобурасского района Саратовской области
"И тогда все поверят" - эта же самая мысль давно крутиться вокруг нас, витает в воздухе. Ведь люди в наших красивых, но унылых городах, не верят ни в обещания политиков, ни в собственные силы. Сделать что-то для своей земли (города, села, деревни) - как? зачем? Пройти мимо брошенного разрушающегося храма - легко! Попробовать что-то сделать для сохранения культурного достояния - снова: - как? зачем?
Нам достаточно того, что ГОСУДАРСТВО не интересуется расположенными в нашем городе/селе церквями или старинными усадьбами, а тем более какого-нибудь заключения или даже намека некоего "эксперта", который напишет/скажет о том, что храм или усадьба "не подлежат восстановлению", чтобы забыть о них, и позволить им рухнуть и превратиться в груду кирпичей, которые потом, как обычный холм, зарастут травой. Да, мы слышали и даже знаем, что "где-то кто-то" занимается восстановлением храмов, такие истории есть везде, в каждом регионе. Но это ведь ТАМ ("кто-то что-то делает, не известно как, и на какие деньги..."), а у нас тут совсем ПО-ДРУГОМУ ("у нас разруха, ни на что нет денег, и совсем иные проблемы, дела...").
Стоит ли говорить о затопленном храме... Пассивные рассуждения жителей о таком храме, помноженные на представление о том, что "церковь тонет", заводят львиную долю разговоров о его спасении в тупик. Земля ведь была затоплена, значит теперь её там нет - только вода. Стало быть и храма, некогда стоящего на той земле, как бы не существует. Абсурд!, но позиция эта присуща как местным жителям, так и чиновникам. Такое ощущение, что после затопления села церковь Рождества Христова забыли заживо, - даже те, кто там жил и был крещен. Это такая горькая илюстрация сказки про голого короля Ганса Х. Андерсена, только наоборот... храм есть, но его никто не видит. Но Храм есть, и он просит нас о помощи, как просят о ней сотни других храмов, старинных парков, домов и усадеб, стоит лишь открыть им навстречу глаза...
Думаю, девочка права! Чтобы люди поверили хоть во что-то, нужно "сдвинуть горы", сделать невозможное - возможным, чтобы кто-то очнулся, осознав тщетность своей пассивности, и почувствовал: можно и нужно делать...
- А что делать-то? - Починить покосившийся забор пожилой соседке, донести мусор и окурок до урны, наконец, принять участие в уборке забытого храма...
А что до того, когда речь заходит о "невосстанавливаемости" крохинского и других храмов, то разговор этот неравен: переубедить оппонента крайне сложно, можно лишь доказать иной вариант развития событий на живом примере. Ведь известны многие истории, когда храмы восстанавливались из остатков фундаментов, то есть те, что уже были стерты с лица земли. Что и говорить о тех, которые еще держатся, либо прочно стоят на поверхности, бесконечно украшая собой окружающее их пространство и наши души. Затопленные же храмы - это отдельный разговор; во-первых таковых - единицы, а во-вторых - у них меньше шансов на сохранение...
"И тогда все поверят" - это слова, которые начинают воплощаться в жизнь: в минувшем году нам пришло несколько писем о восстановлении заброшенных храмов:
Письмо Натальи Григорьевой из Вологодской области:
"Я никогда бы не подумала, что храм в Крохино реально восстановить. Теперь, глядя на вас, я понимаю, что реально Всё! Смотрела ваши фотографии, вы проделали огромную работу. Я тоже участвую
в восстановлении Введенского собора в селе Ромашевский Погост Тарногского района Вологодской области. Ромашево находится в 300 км от Вологды, что это усугубляет помощь в востановлении. Дело ещё в том, что мы (Александра Николаевна, Яков из Ромашево, я и две бабушки пенсионерки) собрали пока только 85 тыс руб., но дело даже не в том. Я прошу вас поделиться информацией о составлении вашего сайта www.krokhino.ru, он замечательный. Подскажите, куда нам обратиться, может кто-то сделает бесплатно или за минимальную плату, нам очень нужен сайт, чтобы искать помощь, нам нужны средства на покупку дерева. А пока вместо окон плёнка, завалы были до 5 метров вычищены, двери вставлены. Восстанавливать есть кому, и часть материалов на восстановление нам дадут".
Письмо Александры Николаевны Пешковой из Вологодской области:
"Я под впечатлением: только слышала "Крохино, Крохино...". Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Искренне желаю вам всякой благодати, Бог в помощь. А нам в Ромашево, глядя на вас, нет даже и повода сомневаться и опускать руки. Спасибо, дорогие, за ваше дело!"
Письмо Олега Лаврова из Санкт-Петербурга:
Обнаружил в Вконтакте группу о восстановлении церкви в Крохино, очень понравились результаты Вашего труда. Мы также пытаемся восстановить
церковь в Окуловском районе Новгородской области. Отмечу, что наш храм сохранился значительно лучше и относится к объектам исторического наследия. На протяжении некоторого времени различными людьми велись работы по наведению порядка внутри и снаружи церкви. Эти предварительные работы скоро подойдут к концу, и настанет время составления проектной документации (архитектор имеется) и непосредственного восстановления храма. В ноябре прошлого года мною было направлено прошение в Епархиальное управление Новгородской митрополии с просьбой о благословлении на восстановление храма и сбор средств. По настоящее время ответ не поступил, смиренно жду ответа. Хочу спросить, как вы проходили эти этапы, расскажите, с какими проблемами сталкивались".
Мы следим за этими проектами по восстановлению некогда заброшенных храмов, очень радуемся подобным историям и успехам, и стараемся помочь - своими знаниями и накопленным опытом. Кстати, уже без нашего участия, у проекта по восстановлению храма в Ромашевском Погосте Вологодской области, в скорости появился программист, создавший сайт проекта
http://romashevo.prihod.ru/, да и восстановление храма Святой Троицы в д. Язвищи Новгородской области нашло поддержку в лице местного священника.
Но если приходят такие письма, значит крохинский опыт действительно становится полезным, а кого-то даже воодушевляет на новые достижения!
Нам было также важно узнать, чем именно храм Рождества Рождества Христова заинтересовал Ольгу Сиваченко, художественного руководителя саратовского театра, где играют дети, и как подтолкнул на создание спектакля:
- Чем меня вдохновило Крохино, ведь я о нём ничего не знала? Вот как это всё получилось: нам поручили проведение семинара "Православие, как культурообразующая религия в России". Наш актер читал монокомпозицию "Рождество" по произведениям И. Шмелёва, И. Бродского, А. Чёрного, а для мультимедийной презентации я подбирала фотографии разрушенных и заброшенных храмов, кадры восстановления и пр. Тогда в Интернете и вылетела фотография Крохинской церкви, и меня это зацепило!
Вот у Б. Гребенщикова есть песня "Я не могу оторовать глаз от тебя...." Он это, возможно, про девушку поёт, а для меня это - про храм Рождества Христова в Крохино: не могу оторвать глаз, не могу забыть - хотя никогда не видела... И всё это как-то сошлось в одну мысль, что заброшенные церкви, на земле, спасти и восстановить можно (нужно), а Крохинскую - необходимо и срочно!
Да у меня есть и свои счёты с этими затопляльщиками... Село, где жили мои дедушка, бабушка и папа, затопило при сооружении Саратовского водохранилища (церкви там не было). В Балаковском районе на Волге разлилось не водохранилище, а водогноилище! Мы туда ездили после затопления, мне лет 10 было, пытались искупаться: идёшь-идёшь по колено в воде, уже и папа с мамой на берегу маленькими фигурками смотрятся, уже и страшновато, - стоишь среди водного пространства, и всё никак не поплывёшь (по пояс зайти было просто нереально)! Чернозём смыло, кругом глина, муть..., вода уже в июле зацветала. Вспомнила, как в 1969 году мы (я, папа, дедушка с бабушкой) ездили на берег Волги, то есть того самого Саратовского водохранилища. И бабушка указывала рукой куда-то в водную гладь: "Вона там Красный Яр был, а там - Дмитриевка, а тут, на краю Боканихин двор был, вот их дули (грушевые деревья). А там, на горке - могилки". А эти могилки на кладбище уже обваливались в воду. На следующее лето рухнули и дули вместе с грудой кирпича - остатками печки хозяйки Бокановой, живший на краю села Матвеевка.
Фотографии с Волги из личного архива Ольги Сиваченко 1965 г. (слева) и 1969 г. (справа)Комментарии Ольги: "Весёлые дамы на первом фото купаются в р. Волге в районе уже выселеного на тот момент села Матвеевка. На заднем плане - правый берег реки и Меровские горы, а у подножья - село Меровка 1885 г. с храмом во имя преподобного Романа Сладкопевца.
Волга в этом месте была глубокая и с хорошим течением, там часто проплывали баржи и пароходы, с левого берега было слышно, как в Меровке кукарекуют петухи и визжат ребятишки, купающиеся на берегу... Саму Меровку тоже выселили, но р. Волга её лишь немного подтопила, можно было бы и не переселять. В основном река "сожрала" левый берег. И то место, где купались эти женщины на фото - сейчас где-то на середине водохранилища.
На втором фото - я и мой папа стоим на свежем обрыве, берег в очередной раз рухнул вместе с деревьями, которые успели зазеленеть. Так они и съезжали в воду - с корнями и листьями..., потом, конечно, гибли. На заднем плане - еле различимые Меровские горы, никаких звуков с того берега уже не расслышать, а баржи и пароходы кажутся игрушечными - потому что они идут по старому фарватеру. Вся остальная вода рано зацветала, а глубина ее была не более полуметра на несколькокилометровом водном пространстве. В ту пору береговая линия менялась каждый месяц, Волга "откусывала" всё новые и новые куски заволжской степи. Берег никто не укреплял, и Волга двигалась в степь очень быстро - поглощая брошенные деревни, могилки, сады... Так, в Балаковском районе Саратовской области при сооружении Саратовской ГЭС в 1967 г. были выселены и затоплены левобережные деревни Дмитриевка, Малый Красный Яр, Матвеевка, Ленинское и др.
Глаза закрою - вижу родину,
которая на дне морском,
И за деревнею поскотину,
и отмель с розовым песком.
... Глаза закрою - вижу поле я:
Вот здесь - пшеница, там - ячмень…
Как хорошо в полях, тем более -
В погожий августовский день!
Глаза открою - вижу «море» я,
И по нему - «девятый вал»,
А родина - уже история…
Зачем глаза я открывал?
Г.И. Замаратский "Пою Илим", 2001 год (история деревень Погодаево, Макарово и др., покоящихся на дне Усть-Илимского водохранилища в Иркутской области)
Мне еще очень запомнились стоящие на берегу, прямо на обрыве, какие-то остатки тракторов и комбайнов, их колхоз бросил (весь машинный двор!), а они скрежетали и скрипели на степном ветру. И всё это упало в Волгу... А мы в то же время (я тогда была пионеркой) собрали в металлолом консервные банки и спинки кроватей!
На фото -
кладбище торфомашин в Батьковско-Ольховском болоте Московской области. Мне кажется эти фотографии могли бы быть хорошими иллюстрациями к некоторым детским воспоминаниям Ольги Сиванченко. Фотографии случайные, современные, 2012 года, но оказались "в тему"...
Зачем затапливали?! Нет ответа... А если бы углубили фарватер, то и затапливать ничего не нужно было. Но так ведь проще... взорвать и утопить, чем укреплять берег и углублять дно.
В общем, нам очень близко то, чем вы занимаетесь, и мы хотим вам помочь. Хотя бы спектаклем. Я читаю комментарии к вашим поездкам, и хочу чтоб даже мысли такой у людей не возникало "зачем это делать", "напрасный труд" и т.п. Я надеюсь, что нам удастся заступиться за порушенные храмы, и за Крохинскую церковь. Возможно, публика, не сорвётся с мест и не побежит восстанавливать храм после нашего спектакля…, но в душу западёт. Ведь дети-актёры, если они что-то говорят со сцены, то они в это сами ВЕРЯТ, и в зале найдутся такие, которые поверят.
А когда разговариваешь со скептиками, они говорят: "Лучше бы восстановили такой-то храм, чем в воде возиться", а спросишь их "А какой вы готовы восстановить?" - конечно, сразу же выясняется - никакой! Они и не знают этих заброшенных храмов. Тот, кто говорит "лучше бы вы..." никогда не будет помогать ни храм восстанавливать, ни сиротам и старикам! А те, кто хотят помочь - помогут, хотя бы добрым словом.
Сама я уже по уши "ввязалась" в создание этого спектакля, и дети тоже. Я рассказывала детям о вашем деле, они видели страницу Крохино в интернете.
Сценическую композицию спектакля я делаю из стихов, песен, музыки, прозы и пластики. Очень хотелось бы использовать слайды, но у нас нет проектора (жаль, потому что видеоряд, который можно было бы создать, просто потрясает). Несмотря на то, что сценарий в итоге вышел на тему ПАМЯТИ, и о храмах (разных храмах), это тоже хороший результат.
Теодор Рузвельт сказал: "Делай то, что ты можешь; тем, что ты имеешь; и там, где ты сейчас". Вот и мы так! И еще.. чем больше людей подопрёт крохинские стены - тем больше шансов, что они выстоят: пусть подпирают чем могут, кто кирпичом, кто балкой, кто досочкой, кто стихами, кто деньгами - главное, чтобы все!
И еще очень важно, чтобы зритель понимал, что сами дети (актеры) не могут изменить ситуацию (как многим бы хотелось "р-р-раз - кто-то пошёл и всё восстановил), но они могут измениться сами! И изменить что-то в сознании зрителей, публики, общества... Может тогда и картина мира немного изменится. К лучшему.
Театр, Где Играют Дети "НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО"
Театр "НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО" существует на базе Центра дополнительного образования детей Заводского района г. Саратова. Театр был создан Ольгой Сиваченко в 1990 году, за это время было поставлено много спектаклей. В настоящее время труппа работает как драматический театр (спектакли по произведениям А.Т. Аверченко, А.С. Пушкина, современных сказочников К. Степанычева, С. Прокофьева).
До 2005 года театр назывался иначе - Детский Экологический Театр, и все спектакли были на тему охраны природы: "О Волге живой и мёртвой", "Я приглашаю вас в леса", "Про кошек, собак и людей", "Как однажды в лес "цивилизация" пришла", "Говорит и показывает Горный".
Помимо Ольги, театр создают её муж Анатолий Владимирович, концертмейстер, монтировщик декораций (он же "Ой, Толя, что-то эта колонка хрипит - почини"), и дочь Мария, режиссер-постановщик, выпускница режиссёрского факультета МГУКИ.
Содержание театра - на энтузиазме его создателей, иногда что-то перепадает от показа спектаклей. Костюмы Ольга шьет самостоятельно, иногда перешивает из старых вещей, штор и пр. ("недавно одна швейная контора отдала нам 70-ти метровый рулон серого подкладочного шёлка, ох как он пригодился!").
Несколько фото из театральной жизни:
Труппа театра "НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО" в мае 2012 года Сцена из спектакля "Театральный Человек"
Сцена из спектакля "Сказка о ветре в безветренный день" (костюмы сшиты из того самого подаренного шелка)
Справа в черных футболках - актеры театра "НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО", а в красной футболке Ольга Сиваченко
Театр "НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО" на гастролях в Новочеркасске Самая младшая актриса (8 лет)
У храма Святого Антония (1912 г.) в пос. Усть-Золиха (бывшее поселение Мессир)
Были у театра "НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО" и такие показательные случаи, о которых рассказывает художественный руководитель театра, Ольга Сиваченко:
- Играли мы спектакль "Барыня-речка" в сельском ДК, о проблеме малых рек. Наши зрители, селяне, настолько прониклись проблемой, что сразу после спектакля реально вышли на берег своей речки Берёзовки и стали чистить берег. И мы с ними, прямо в гриме. А когда мы сделали спектакль "Говорит и показывает Горный" в 1996 году (Горный - это посёлок в Саратовской области, где хранят и уничтожают химическое оружие - иприт, люизит и иприто-люизитовые смеси), то старались представлять его везде, где только могли, - на экологических конференциях в разных городах, школах… Наконец, когда мы приехали в Горный с этим спектаклем, после его показа зал в 300 человек встал! Люди полезли на сцену, кто-то кланялся в пояс, бабки плакали и тискали наших актеров со словами "Спасибо вам, детыньки, что за нас заступились!", с экологией там действительно ужасная ситуация... На спектакле как-то кстати оказался журналист, потом это прозвучало по радио… Словом, удалось создать резонанс: "Глаголом жги сердца людей"! И теперь я надеюсь, что нам удастся заступиться за порушенные храмы и за Крохинскую церковь.
Приоткрывая тайную завесу создания
нового спектакля, и с разрешения Ольги, публикуем фотографию первых костюмов и репетиций.
Персонажи "в белом" (Души Предков) - это шесть героинь в длинных платьях-рубашках из сурового полотна и платках из той же ткани, бесплотные силы, которые должны "растворится" в сценическом пространстве. Они читают стихи, отрывки прозы из литературных произведений, танцуют, и в руках у них старинные фотографии предков...
Ну вот, нам позволили заглянуть за кулисы, а всё остальное мы сможем увидеть воочию в Москве, уже в апреле!
Спектакль о памяти, о семейных корнях, об истории и заброшенных храмах... Спектакль, посвященный Крохино... Об этом даже не мечталось. Спасибо театру "НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО"!
Друзья, в связи с рождением этого спектакля есть несколько вопросов, для решения которых нужна "помощь зала":
1. Для того, чтобы сохранить спектакль "на плёнке" и показывать его при возможности, нужен профессиональный оператор, или тот, кто сделает это очень качественно.
2. Дополнительные площадки для показа спектакля в Москве. Если у вас есть возможность помочь с площадкой в Москве в начале апреля, когда труппа приедет на фестиваль "Наш ТЕАТР", сообщите нам об этом.
3. Из разряда невероятного - организовать представление спектакля в г. Белозерске. Здесь возникает сразу несколько организационных вопросов (дорожные расходы Саратов-Белозерск, размещение труппы), поэтому полезные идеи и помощь также приветствуется. И дети, и руководители театра очень хотели бы приехать в крохинские края, увидеть церковь, послужившей им музой, и даже поработать на храмовом острове!
Еще несколько месяцев назад, нам бы даже в голову не пришла такая смелая мысль о создании спектакля, да и кто бы взялся за её реализацию... Невозможное - возможно?!