К 200-летию Верди в ЛА Оперá поставили
The Two Foscari, в главной роли - Plácido Domingo, окруженный самыми яркими звездами мировой оперной элиты.
Меня поразило, что опера звучит, как реквием, депрессивными были и музыка, и декорации, и костюмы, и даже сцена карнавала была похожа скорее на бал Воланда. В антракте Wiki поведал, что во время работы над оперой Верди было примерно 30 лет, к этому моменту он похоронил жену и двоих детей и, в порыве горя, сжег рукописи оперы "Король Лир". Основная идея оперы в том, что мир вокруг нас ужасающе несправедлив и рarents can't do a damn thing about it.
В постановке участвуют двое русских исполнителей: сопрано Марина Поплавская в роли жены и бас Евген Орлов (верояно сократили от Евгений), и звучат вполне сносно рядом с баритоном Доминго.
Многие к Доминго-баритону относятся скептически: резвится дедушка, дескать, это все несерьезно, но это не так.
Составленное на основе малоизвестной пьесы Байрона, либретто переносит нас в Венецию 15-го века: Francesco Foscari, 84-х летний правитель Венеции пытается тщетно удержать власть, его единственный сын Jacopo обвинен в предательстве и убийстве, которого не совершал, жена Jacopo умоляет свекра пожертвовать троном, чтобы спасти жизнь сына, но тот непреклонен. По извечным законам оперы, трагедия неизбежна: сын умирает от пыток, его жена от горя, а отец от мук совести. «The Two Foscari» на самом деле имеют один серьезный драматургический недостаток: там совершенно нет развития ни сюжета, ни характеров, все как с самого начала страдают, так и страдают до самого конца по одному и тому же поводу, никакой интриги, никаких психологических тонкостей, одно сплошное бельканто. При этом партии второго плана у тенора и сопрано трудные и требующие большой вокальной культуры и искусности.
И вот в начале мне показалось это все настоящим кошмаром. От первой арии Поплавской мне хотелось заткнуть уши: качка и сип, как будто певице уже хорошо за пятьдесят и голос казался совсем расшатанным, но она постепенно распелась и к середине второго акта зазвучала уже вполне достойно.
То же самое с Мели. Как пришел, как заорал! А потом как-то все выровнялось, и кантилена появилась, и филировочки.
Да и Доминго в начале очень сильно скрипел. Ощущение было такое, что у него голос куда-то совсем сузился и лишь в серединке регистра есть нот пять-шесть крепких, а выше и ниже - сплошная химия. Но меня сразу удивило то, что у него в голосе нет ни малейшего намека на расшатанность, расфокусированность (хотя, что греха таить, с ним это бывает). Крепко и четко звучит. И да, явно на порядок более низко, чем Мели, то есть разница в тембрах (тенор - э-э… нетенор) слышна. Хотя, как я понимаю, Мели вовсе не самый лирический из возможного. А потом я поймала себя на том, что вздыхаю и вздрагиваю вместе с Доминго, сочувствую его герою.
В общем, все ансамбли второго акта были просто загляденье. В третьем акте Доминго где-то забыл слова: пауза повисла такая, что еще четверть секунды - и уже на грани паники. Но обошлось. Вообще вопли суфлера (дамы) - отдельная партия в этой опере. И вот я все это слушаю и обнаруживаю, что я просто кайфую - от того, как поют, от этих страстей в клочья, от широко и плотно играющего оркестра, и никаких скидок у меня нет этому 70-летнему «деду», который отлично звучит.
И еще Доминго очень красиво страдал. Уж что-что, а это он умеет!
Работа дирижера очень понравилась: темпы, на мой слух, идеальные, пружинисто, рельефно.
"The Two Foscari" - шестая по счету опера Верди, он напишет еще 10 прежде, чем создаст свой первый шедевр "Риголетто". Последняя постановка "Foscari" была в Чикаго, 40 лет назад, в России я о ней даже не слышала, так что спасибо Доминго за еще одно необыкновенное открытие в мире оперы.