Ренуару было уже 53 года, когда родился второй сын Жан, а его жена Алин так хотела дочку! Несмотря на то, что Алин было уже под сорок, и после родов она порядком располнела, ее перламутровая кожа, покатые плечи и пухлые губы оставались для художника идеалом красоты. Ренуара привлекали женщины типа "кошечки", и Алин Шериго была совершенством в этом жанре. Назначение женщины Ренуар видел в продолжении рода, женщин-писательниц, адвокатов, политиков он считал монстрами.
"Рисуйте с таким же наслаждением, с каким вы занимаетесь любовью с женщиной, - наставлял Ренуар своих учеников.
- Bы никогда не создадите шедевр, если соблазните свою модель, и она перестанет быть вашей музой." Но в жизни Ренуара даже по понятиям богемного Монмартра было много женщин, в их числе Лиз Трео, Маргарита Легран, художница Сюзанн Валадон, актриса Жанна Самари и его жена Алин, онa была его любовницей и имела от него ребенка задолдо до того, как они поженились. Жанна Самари как-то заметила: "Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти".
"Мне потребовалось сорок лет, чтобы понять, что королева красок - черная," - так в жизни Ренуара начался темный период, он рисует вечерние пейзажи и черные зонтики, выводит его из этого состояния рождение сына Жана и появление в их доме Габриэль Ренар, шестнадцатилетнeй кузины Алин, вызванной из деревни, чтобы ухаживать за младенцем. Гарбиэль с головой окунулась в заботы об очаровательном малыше, который обожал свою воспитательницу. Наблюдая их забавы, Ренуар не мог не замечать как красива и молода Габриэль, как засматривается она на молодых художников, приходящих в дом Ренуаров, как пьянеет от богемной жизни Монмартра. Она увлеклась живописью и была околдована новым в то время изобретением - кинематографом, бегала с маленьким Жаном на просмотры, разыгрывала ему сценки из фильмов и устраивала кукольный театр. В своих мемуарах "Моя жизнь и мои фильмы" Жан с теплотой вспоминает о своей няне и рассказывает, что, рассматривая картины отца, она задавала ему вопросы, которые умные женщины задают мужчинам вместо того, чтобы давать советы.
Блестящие красавицы добивались возможности позировать великому художнику, но никого он не рисовал так часто и с такой нежностью, как Габриэль, может потому, что она отдаленно напоминала Алин в молодости?
К изображению Габриэль с цветком Ренуар возвращался несколько раз, говоря, что картину он не считает завершенной, пока ему самому не захочется ее ущипнуть. Вот и мнe захотелось ee ущипнуть, когда я приблизилась к ней недавно на выставке в LACMA.
Когда Жан подрос, Габриэль стала ухaживать за самим Ренуаром, она вывозила его в парк в кресле-каталке и привязывала кисть и палитру к его обезображенным артритом рукам. Только после смерти художника и его жены, когда дети были уже взрослыми, Габриэль покинула их дом и вышла замуж за ученика Ренуара, который был почти на десять лет ее моложе. Ее муж, Конрад Слейд, был из богатой американской семьи и увез Габриэль в Америку перед Второй мировой войной. Вскоре к ней присоединился и ее любимец Жан, который к тому времени стал знаменитым кинорежиссером. Его фильм "Правила игры", снятый еще в 1939 году, был назван в числе лучших фильмов нашей эпохи, а в 1975 году Жану Ренуару был присужден Оскар за вклад в развитие кинематографа.
Габриэль умерла во сне, в своем небольшом, но очень красивом доме в Беверли Хиллс (сегодня это один из самых дорогих районов Лос Анжелеса). Жан Ренуар вспоминал, что Габриэль вернула к жизни его отца, а ему была матерью; она научила его "видеть лицо за маской, мошенничество за процветанием", и заканчивает свою книгу словами, которые часто произносил в детстве: "Подожди меня, Габриэль!"
Вот такой была Габриэль в жизни и вот как ее видел великий Ренуар, у меня почему-то нет сомнений, что Ренуар был влюблен в девушку, но это лишь мое предположение, никаких доказательств этого история не сохранила, никаких, кроме самих картин:
А это Сюзанн Валадон, она была моделью и любовницей Ренуара, а также Дега, Пюви де Шаванн и Анри Тулуз-Лотрека. :
Ренуар создает три портрета актрисы театра Комеди Франсез Жанны Самари, но мне нравится более всего тот, который находится сейчас в Пушкинским, вероятно потому, что и сама актриса и очарованный ею художник одинаково увлеченно и радостно воспринимали в тот момент окружающий мир:
А вот и Алин, муза и идеал красоты, портреты которой Ренуар писал еще до того, как ее встретил:
А на картине "Завтрак гребцов" Ренуар изобразил троих своих любимых женщин. На первом плане с собачкой - Алин Шериго, напротив нее в голубом платье - Сюзанн Валадон, а на заднем плане поправляет шляпку Жанна Самари:
esya - это для тебя, но выставка еще будет в ЛА до 9 Мая.