В последнюю пятницу мая на Таганке в восемь вечера будет проходить
открытый семинар по МШ (мягкой школе). Я с данным направлением общаюсь довольно давно, какой-то период тренировался в 90-ых, опять тренируюсь сейчас, многие мои друзья и знакомые в разное время проходили через нее, поэтому беру на себя смелость ее рекомендовать.
Что же это такое? С одной стороны это секция рукопашки, если говорить о направлении, то это внутренняя школа, что-то близкое к тайзцы-цюань, айкидо, рукопашному бою кадочникова и тому подобным стилям. С другой стороны умение нанести ближнему в табло или открутить изуверски какую-нибудь ценную часть тела в данном случае не есть основная цель занятий, а некоторый побочный продукт. А посему на мой взгляд МШ это в гораздо большей степени психологический тренинг, хотя и крайне непсихологическими методами. То есть конечно некоторые вполне боевые умения там сформировать можно, особенно если к этому есть изначальные способности. Но все-таки пара часов в неделю это безнадежно мало, а для новичков и вовсе ничего. А вот понять за это время про себя кое-что новое и попытаться сформировать зачатки навыков, крайне необходимых в обычной повседневной жизни, вполне можно.
Что же ценного можно оттуда на мой взгляд унести? Прежде всего понимание того, что далеко не все проблемы разрешимы силой, что физической, что интеллектуальной. Можно попытаться сформировать или развить умение слушать партнера в частности и ситуацию в целом, понемногу вплетая себя в происходящее и выводя его к требуемому результату. В сущности вся МШ это про оптимальные способы управления собой, а через это партнером и происходящим. Управление в том числе и через отказ от аналитического управления интеллектом, передоверяя его более глубинным слоям психики. Управление в том числе через принятие в себя, через отказ от немедленной победы здесь и сейчас, через получение за счет этого возможности выиграть ситуацию в целом. Ну и так далее, об этом можно говорить долго и витиевато.
Вот например что пишут на сайте школы.
Почему мне нравится подход к обучению именно в МШ? У меня отличные аналитические мозги, великолепно моделирующие любые интеллектуальные конструкции. Поэтому познакомившись с чем-то новым я довольно быстро обретаю способность рассуждать о том как это правильно и хорошо, симулировать положительные изменения, достраивать недостающие части и вообще разнообразно играться с новым знанием. Эта способность поначалу способствует быстрому обучению, но потом к сожалению также очень эффективно защищает меня от возможности узнать что-то принципиально новое или серьезно измениться.
Даже глубокое знание строение банана, технологии его сбора и переработки не дает не малейшего представления о его вкусе. Поэтому для многих тренингов чрезвычайно характерна ситуация, когда ученики исключительно изобретательно толкутся вокруг предмета обучения, по тем или иным причинам не делая ни малейшей попытки приложить его к себе. Кому-то кажется, что раз он может свободно рассуждать о предмете, то значит он уже его полностью постиг. Кому-то просто страшно, потому как чем больше ты берешь от нового знания, тем в большей степени ты перестаешь быть собой прежним, а это действительно может быть очень страшно. Кому-то важно подтверждение, что его способ жить оптимален и он пытается настричь из предлагаемого очередное подтверждение своей адекватности. В общем разные случаи бывают, всех способов эффективного избегания нового и не перечислишь. Но ситуация, когда вместо обучения новому происходит обучение способам рассуждать о новом, на мой взгляд довольна типична.
В данном же случае от необходимости измениться увильнуть довольно сложно. Потому как пол вполне конкретно жесткий, удары хотя и медленные, но обидные, выкручивания конечностей довольно болезненные ну и так далее. Плюс к этому явная обратная связь на достаточно коротком временном отрезке, позволяющая трезво оценить адекватность своих действий или бездействий. Вместо рассуждений о полезности того или иного чувственного опыта происходит наработка и вынужденное осознание его самого, данного в весьма и весьма конкретных ощущениях, допускающих вполне однозначные его толкования. Я считаю наиболее ценным отличием МШ как психологического тренинга именно его сугубую предметность и "конкретность".
Чем не является МШ? Это не "делай раз, делай два, делай три" - так конечно сильно проще, но в данном случае абсолютно бессмысленно. Это не разговоры о том, чем хорошее лучше чем плохое - заломленная рука это достаточно однозначно плохо, а про то, на этом месте сделать хорошо, подходящего на все случаи жизни рецепта не существует. Это вообще не разговоры, а физическая нагрузка, не супер большая, но тем не менее. А кроме того прикладываемая в довольно неожиданных местах, слабо разработанных мирной жизнью. Это довольно далеко от любви к ближнему, потому как только натуралистично его обидев можно дать ближнему возможность научиться чему-то новому. Это довольно часто принятие ближнего, но такое знаете ли принятие ... очень умиротворяющее, но впрочем опять-таки весьма способствующее его научению через получение ценного жизненного опыта.
На мой взгляд и полезно и увлекательно, а впрочем каждому свое ...