Jun 09, 2019 14:03
Одна из важнейших ролей юмора (разумеется, антропологи написали тонны совершенно не смешных томов на эту тему) является защитная, поэтому в основе любой смешной шутки лежит довольно болезненная для кого-либо ситуация. И чем более она болезненная / актуальная / близкая к нашей повседневной жизни, тем более черный юмор требуется нам для самозащиты.
Шутя / иронизируя над ней, мы, как минимум, отстраняемся, переходя из позиции сопереживания в позицию наблюдения над ситуацией, наблюдения над собой, наблюдения над окружающими и так далее, чем более болезненный опыт мы имеем, тем большая степень отстранения нам потребуется для дальнейшего.
Кроме того, сама способность пошутить требуется нам для того, чтобы продемонстрировать прежде всего самим себе свою способность если не контролировать, то, по крайней мере, анализировать ситуацию. В этом смысле мы имеем что-то типа гом джаббар (см. «Дюна» Френк Хэрберт), используемого Бене Гессерит во время испытания на умение человека контролировать свои животные инстинкты. Если наш разум не парализован ужасом, то мы способны помещать ситуацию в различные контексты, рефлексировать, анализировать неочевидные сходства / различия и так далее. Если приходится шутить, то мы, несомненно, уже под угрозой, но пока еще не безвольные жертвы и есть надежда:
«Страх - это маленькая смерть, влекущая за собой полное уничтожение.
Я встречусь лицом к лицу со своим страхом.
Я позволю ему пройти через меня и сквозь меня.
И, когда он уйдет, я обращу свой внутренний взор на его путь.
Там, где был страх, не будет ничего.
Останусь лишь я»
Что же касается граждан, массово возмущающихся и пытающихся указать общественности над чем можно и нельзя смеяться, то имхо ими движут следующие мотивы:
Во-первых, это вполне детская попытка закрыть глаза за счет отрицания угрозы вообще. Мы же не шутим на тему того, как забавно парит кровь людей на жвалах разрывающих их пришельцев?
Во-вторых, это дешевые понты в виде родительского указания оппонентам на то, что в личном мире этих замечательных людей такое не возможно, а потому смотри пункт выше.
В-третьих, это увы пробитая защита, когда эмоции берут верх над разумом и здесь имхо прямое указание на необходимость обращения к соответствующему специалисту. Ну или как минимум для внимательной самостоятельной рефлексии на тему, почему именно меня это так задевает дод невозможности промолчать.
психология