Решил все-таки описать свой опыт. Не то, чтобы он был очень оригинальным, но вполне забавным и поучительным. И к тому же мне очень помогли аналогичные статьи других людей. Не в смысле конкретных советов, как писать резюме или где именно водятся хорошие предложения, а скорее в плане общего настроя и подхода к задаче.
Окончательное намерение сменить место жительства у меня появилось после новогодних каникул, времени подумать и отрефлексировать прошедший год было в избытке, а срочной халтуры или других столь же увлекательных занятий напротив не случилось. Собственно говоря, мысль о том, что "надо ехать" витала вокруг меня практически всю мою самостоятельную жизнь Начиная от математической спецшколы школы, где я совершенно неожиданно для себя оказался вполне органичной частью тусовки, где вопрос ехать или не ехать просто не стоял. Стояли другие вопросы, вращающиеся в основном вокруг известной диллемы тушкой или чучелкой. Затем случился химфак МГУ, после которого вторая волна моих друзей потянулась отсюда в поисках возможностей заниматься любимым делом. Затем, по прошествии пяти лет, после ухода их ФСБ, я в первый раз подтянул язык до приличного уровня и даже начал искать работу и проходить интервью. Но тут попер бурный рост всего, в том числе и профессиональный, в россии стало так интересно, что вопрос уезда как-то отодвинулся на задний план. Впрочем, я о нем никогда окончательно не забывал, заботливо коллекционируя бумажки о прохождении сертификационных экзаменов (за которые платил самостоятельно) и десятой стороной обходя позиции начальников и вообще все те места, на которых был риск потерять продажный вид. Скажем так, "уехать" никогда не было моей мечтой, но тем вариантом развития событий, который я никогда не выпускал из виду.
Нулевые и начало десятых были безумно интересными и нельзя не отметить, что тучными. Мы влезли в ипотеку, быстро ее выплатили, затем продали трешку в марьино и купили себе четверку в бутово. Параллельно объездили кучу стран, начали заниматься и продвинулись в дайвинге. Друзья, книги, наткина наука, пьянки, физкультура, в общем жизнь была насышенна и стремительно неслась вперед. На работе года так примерно с 2006 наметилась устойчивая специализация в виде больших высоконагруженных систем финансового документооборота, а затем собралась команда, с которой мы сделали несколько отличных проектов, за которых ни разу не стыдно и которые вполне могут служить оправданием своего выбора специальности. Вопрос уезда окончательно отодвинулся на второй план и стал риторическим. В общем-то было достаточно понятно, что ничем хорошим происходящее в стране не кончится, но каждая конкретная очередная случившаяся жопа была достаточно компактна, чтобы ее можно было при некотором интеллектуальном усилии не замечать. У многих этот навык отработался до бессознательного, у меня нет, но плюсы нахождения в россии пока заметно перевешивали.
Кончились нулевые, начались десятые. Примерно года с 11 в компанию где я работал и которая была чуть ли не лидером поставщиков российского банковского софта (даром, что зарегистрирована где-то в англии) начали регулярно поступать нехорошие слухи о том, что на горизонте образовалась большая экономическая жопа, что умные люди деньги из россии выводят, а власти начинают расчистку банковского поля от лишних игроков, чтобы облегчить себе неизбежные предстоящие увлекательные игры в тришкин кафтан. Стало понятно, что впереди застой и как глубоко страна в него погрузится не понятно. На волне этого понимания я в очередной раз всерьез задумался об отъезде и вторично выучил английский, даже получив начальный сертификат британского совета. Но конкретной причины начать процесс переезда по-прежнему не было, а терять с таким тщанием подобранную среду общения безумно не хотелось. Кастрюлька продолжала нагреваться, но лягушки сидели вполне себе спокойно.
Заморозки тянулись, воняло с каждым месяцем все сильнее, звоночек звенел все регулярнее, но денег в отрасли меньше не становилось. Проекты шли интересные, а кроме того в тусовке пошла политическая активность. Граждане матерясь отодрали задницы от диванов и пошли на площадь, на марши, контролировать выборы и так далее. Окончательно возродился жанр московских кухонь, причем не только в части посиделок с беседами за судьбы россии (часть первая), но и в части стояния у судов (середина) и отъездов (часть последняя). Не то, чтобы это было особо осмысленно, но по свему трогательно и увлекательно. И даже какое-то время была глупая и отчаянная надежда, что вся эта невнятная общественная движуха так или иначе вырулит если не к светлому будущем, так к какому-нибудь равновесному состоянию, к которому можно будет,опять-таки совершив над собой некоторое, впрочем уже привычное, усилие, принюхаться. А еще была иллюзия, что все это кому-то надо кроме непосредственных участников, что в обществе есть запрос на лучшую жизнь, соблюдение закона, честные выборы, прозрачные общественные институты и все такое.
Потом пришел майдан и массовая реакция на него россиян, реакция в обоих смыслах. Затем пришел крым, а затем все это окончательно накрылось новороссией. Что было громко одобрено подавляющей частью российского общества, в том числе и тех, кто казалось бы все отлично понимал про российскую власть. Как блистательно спел Ким "и всплыло в одночасье забытое давно немыслимое счастье быть с властью заодно". Ага, оно, именно оно и всплыло, расцвело и заполнило собой практически всю страну. Граждан, не пораженных по меткому выражению Герцена "патриотическим сифилисом", оказалось безумно мало, стало окончательно понятно, что большинство россиян на самом деле вполне довольно этой властью. Что нужно им не прав, а хозяина, который бы позволял все так же лениво работать спустя рукава, но еще больше воровать, а еще, чтобы соседских показательно пороли чаще и строже,а особенно, когда они начинают слишком много понимать о себе.
В общем собрав все эти соображения в одну кучку я понял, что дальше откладывать уезд становится как-то особенно глупо. Ну а кроме того младше я не становлюсь, а там во-многом придется вернуться на карьерном пути назад, что лучше делать пока еще сил много. Пару месяцев я потратил на восстановление навыков прохождения интервью. Не в смысле английского, а в смысле освежить в памяти многочисленные хитрые вопросы, на которых приходится отвечать. К счастью, я давно уже завел себе привычку изготовлять дайджесты интересных книг по специальности. Кроме того у меня после прохождения всех сертификационных экзаменов по Java осталось куча заметок. Так что задача состояла только в прочтении примерно тысячи страниц собственных конспектов по следующим областям: java core, мультипоточность, сервлеты и вокруг, SQL / Oracle, Spring, Hibernate, web сервисы, шаблоны проектирования (четверка, JEE, безопасность, обмен сообщениями). Если кого интересует - могу дать, не жалко, основная польза от подобных дайджестов происходит исключительно на этапе написания. Вот сейчас, к примеру, я читаю / пишу дайджест по Redis - крайне интересная штука, весьма рекомендую. Также небезинтересно почитать многочисленные книги индийских авторов типа "500 вопросов по Java", индийцы славятся своим умением проходить интервью не слишком разбираясь при этом в технологии, так что их опыт может быть весьма полезным. Можно посмотреть записи этого ЖЖ по тегу "книги", я там о нескольких подобных книгах упоминал. Они очень дешевы и при этом их беглый просмотр весьма полезен. Если при беглом просмотре вы не понимаете о чем речь, то это значит что у вас есть фундаментальные пробелы в подготовке, которые надо лечить более серьезными средствами.
В феврале я приступил к поиску работы. С самого начала я ориентировался по Европу: близко, можно (пока можно) регулярно выбираться потусоваться к друзьям, много вешей, в том числе собаку, можно перевести самостоятельно и достаточно дешево. В крайнем случае всегда можно добраться и выбраться на машине. Натка собирается по-прежнему ездить в свои экспедиции, а это два раза в год и из США мотаться затруднительно. В общем Европа нам показалась лучшим вариантом, хотя с самого начала было понятно, что вариант этот весьма и весьма бюждетные и что много денег там не заработаешь. Если хочется много денег - это в США. С другой стороны, в США за эти деньги приходится очень свирепо вджобывать и я как-то не готов проводить на работе по 10 часов, имея две недели отпуска в году. Это хорошо, когда тебе 25 лет и у тебя есть перспектива к примеру опционов. А когда тебе 43 и у тебя куча интересов помимо все еще горячо любимой работы, но начинаешь как-то задумываться...
Итого желание спокойной жизни победило любовь к большим бабкам и в феврале я вывесился на
http://www.monster.de/ и
http://www.stepstone.de/. О том, что и как писать в резюме, говорить не буду - инструкций куча. На мой взгляд есть правда одно "но": все руководства упирают на то, что надо в большей степени писать о своих достижениях, а не о своих навыках. По моему личному ощущению, европейские кадровики проводят первичный отбор резюме точно так же как и российские - тупо по совпадению ключевых слов. Так что если примерно треть вашего резюме составляет перечень страшных аббревиатур - это может и не правильно, но не так уж и плохо, оставьте на второй или третьей странице. Крайне рекомендую перед началом поиска работы оформить профиль на
https://www.linkedin.com/, озаботившись развернутым описанием проектов, в которых довелось участвовать, а так же сбором рекомендаций с каждого места работы. Там же можно опубликовать сертификаты, а также всевозможные презентации, эффектно иллюстрирующие ваши профессиональные способности. Во-первых, много компаний используют Linkedin просто для поиска сотрудников, а во-вторых, туда неприменно заглянут те, кто будут оценивать вашу профессиональную привлекательность.
Кроме того, а подписался на получение новых вакансий по поисковому критерию, а также стал просеивать уже опубликованные на сайтах вакансии и отвечать на них. У меня был вполне четкий план работы - не меньше 10-15 отосланных отзывов на вакансии в день. Отзыв состоял из прикрепленного резюме, а также нескольких шаблонных строчек о том, что я являюсь классным специалистом, что их вакансия меня заинтересовала и что я предлагаю им рассмотреть меня в качестве кандидата. Везде написано, что надо подгонять письмо и резюме к требованиям вакансии - я этого ничего не делал. Вместо этого я следовал противоположному подходу - рассылал резюме тупо во все места, которые мало-мальски подходили. Грубо говоря всюду, куда требовались какие-либо специалисты со знанием Java. Поступал подобным образом я не только по причине собственной лени, но и вполне рационально. Во-первых, пусть HR специалисты тратят свое время на анализ соответствия вакансии и резюме - у них это время оплачено работодателем. Во-вторых, если я не слишком подхожу под данную вакансию, в компании вполне могут быть другие вакансии, которым я отвечаю больше. В третьих, большинство публикаторов вакансий не сами работодатели, а компании или агенты по подбору персонала. Мое резюме так или иначе в этом случае окажется в базе и будет учтено, когда появиться соответствующая возможность. Кстати, предложения работы мне регулярно приходят и думаю будут приходить и впредь - очень полезно.
Подход полностью оправдался - начали поступать отзывы и приглашения на интервью. Часть приглашений были откровенно ни к селу ни к городу, но как оказалось даже такие предложения надо рассматривать очень внимательно. Моего текущего работодателя я к примеру при первом обращении ко мне просто вежливо послал, ибо в требованиях вакансии примерно половина составляли вещи мне крайне мало знакомые: низкоуровневые сетевые протоколы, видеокодирование, Flash сервер и проигрыватель, linux и так далее. Тем не менее, они оказались достаточно настойчивы, прочли мой Linkedin и вернулись с предложением все-таки попробовать пройти их интервью. Я попробовал и как видите не пожалел. Так что не надо быть черезчур жесткими в своих критериях, ваши потенциальные работодатели тоже не всегда знают кто им точно нужен. В этом зазоре всегда есть место для маневра, особенно если обе стороны уже видят, что хорошо подходят друг другу в принципе.
Всего я отправил примерно 350 писем (могу поделиться списком адресов), примерно 30 откликнулись, порядка 10 процессов из нескольких интервью я прошел, в итоге было порядка 5 полученных предложений или готовности сделать окончательное предложение. Несколько интересных моментов. Во-первых, в европе все происходит медленно. Если потенциальный работодатель куда-то пропал на пару недель - это нормально. У них там может быть какой-нибудь праздник или внутриполитические разборки. Мне вот до сих пор приходят отказы или наоборот уверения, что обо мне не забыли, что обращение все еще находится в процессе рассмотрения и со мной обязательно свяжутся. К слову сказать, с моей текущей работой вышло смешно: мне они весьма понравились по многим причинам, но после единственного и как мне показалось весьма успешного интервью с будущим тимлидом они куда-то пропали примерно на месяц. За это время меня практически схантили поляки, чье предложение было нормальным, но нравилось мне гораздо меньше. Прежде всего практически полностью русскоязычным коллективом, а также более чем ординарным проектом для внутренних нужд ДБ. Серенько так, без искорки, поэтому напоследок я таки написал пропавшим, что они увы опоздали и может быть когда-нибудь в следующей жизни у нас будет другой шанс поработать вместе. На том конце быстренько оживились и сделали мне вполне достойное предложение, которое я принял. Мораль: стучитесь чаще, вы ничем особым не рискуете, а приобрести можете.
После получения первого ответа следующий этап это прохождение интервью. Как правило их несколько, как минимум два - техническое и с менеджером. Признаться я очень боялся, что мой уровень английского окажется недостаточным. Боялся я зря, в европе все примерно одинаково знают, а точнее не знают английского. Относится это в равной степени что к HR специалистам, что к менеджерам, что к технарям. Конечно есть знающие лучше и знающие хуже, но в целом комплексовать не стоит, а стоит попробовать. Пробовать лучше по скайпу, собеседоваться по телефону очень сложо, тут даже хорошо знающие язык не понимают половины сказанного. Лично для меня было большим открытием, что мне сильно помогает понимать, когда я вижу губы собеседника. Есть также и плохая новость: только английского в европе знать не достаточно. Мне пришло много отзывов из германии, что они бы меня с удовольствием взяли, если бы я хоть немного владел немецким. Были даже готовые взять, если я подтвержу готовность начать его сразу же учить. Так что два языка на хреновом уровне заведомо лучше одного на хорошем.
Интервью бывают разные. Бывают чисто технические с кучей частных вопросов, бывают разговоры за жизнь о том, к примеру, как вы предпочитаете готовить те или иные технологии, бывают наиболее нелюбимые мною сеансы написания кода онлайн, в общем как нарветесь. На мой взгляд общее правило такое, на интервью ваша задача не только показать техническую грамотность, но и некоторый огонек внутри себя. И если этот огонек не зажегся, то скорее всего предложения не будет. Так что установление контакта с интервьюером на том конце пожалуй даже важнее правильных ответов. И ему и вам на какое-то время должен стать интересен сам процесс беседы, если этого удалось достичь - отлично, полдела в кармане. Как этого добиться не берусь советовать. Можно пользоваться, к примеру, НЛП техниками подстройки и ведения. Можно просто быть увлеченным своим делом и оказаться в состоянии рассказать до фига вокруг произвольного технического момента. Можно совмещать оба подхода - четкого рецепта тут не дашь. Но вот ощущение того, что собеседник "клюет" есть четкий показатель того, что все идет правильным образом. Второе собеседование, с менеджером, как правильно более формальное, тут надо заинтересованно слушать и отвечать более или менее стандартным образом - интернет забит книгами на эту тему, ничего интересного к этому добавить не могу.
Следующий этап - оценка полученного наконец оффера. Это сложно и никакого специального алгоритма тут предложить видимо нельзя. Во-первых, надо выяснить как устроены налоги, ибо сумма, которая будет фигурировать в оффере, это сумма грязными. Для большинства стран есть онлайн налоговые калькуляторы, например
http://www.calculatrice.lu, можно попросить это сделать представителей работодателя. Бывают просто налоги, бывают налоговые вычеты за детей и не работающих супругов, в общем все это сложно и сам черт голову сломит - курите интернет, в нем все есть. Не надо забывать про медицинские страховки и прочие платежи, которые налогами не являются, но отвертеться от которых не удастся. Дальше, когда у вас есть примерная сумма, которая будет оставаться на руках, уже можно сравнить планируемый уровень жизни с текущим в москве. Конечно это все будет лаптем по потолку, но все-таки лучше, чем ничего. Есть очень полезные сайты типа
http://www.numbeo.com и
http://www.expatistan.com. Следующим этапом является оценка рынка жилья, в остальным странах не знаю, а в Люксембурге это
http://www.immotop.lu и
http://www.athome.lu. Если у вас животные или больше одного ребенка - это отягощающее обстоятельство и количество доступных вам вариантов сокращается в разы, ну или цена возрастает на несколько десятков процентов. Также при планировании бюджета переезда учитывайте, что общепринятой практикой является залог, поэтому при съеме квартиры вам надо иметь на руках примерно 4-5 ежемесячных платежей (один месячный платеж идет агенству за услуги). Еще высока вероятность того, что квартиру вы снимите без мебели (полная кухня с холодильников везде как правило есть), то есть некоторую сумму необходимо зарезервировать на покупку минимального набора мебели и бытовой техники. Ну и наконец можно оценить планируемое место жизни в общем, почитав отзывы о нем других экспатов. В этом вам помогут многочисленные социальные сети типа
http://www.angloinfo.com/, достаточно интересные для неспешного чтения места (срочно там найти что-либо достаточно трудно). Про себя могу сказать, что с учетом необходимости снимать квартиру я материально от переезда в европу не выиграл, у меня после всех обязательных платежей на жизнь остается примерно столько же, сколько в москве весной 2015 года. Впрочем, не сомневаюсь, что благодаря неустанной заботе правительства и лично президента, с течением времени работа все европе будет становиться все более и более выгодным вариантом.
Дальше идет оформление документов. Это процесс долгий и работодатель будет опять периодически пропадать ибо он не спешит. Кстати, смена работа в самой европе тоже процесс не быстрый, в контракте типовым пунктом идет необходимость уведомления работодателя об уходе за два месяца. А если вы проработали больше трех-пяти лет, то и больше. Сначала вы соберете все документы, сделаете с них переведенные и нотариально заверенные копии с апостилем и вышлите их работодателю. В число документов обязательно входит "Criminal Record" - справка о несудимости, ее надо заказывать на госуслугах и ее получение занимает примерно месяц. Некоторые документы потребуют специального заверения, так например, заверить копию загранпаспорта официально в россии не возможно и сделать это может только люксембургское посольство, о чем конечно работодатель не в курсе. Вообще найм специалиста из россии не является типовым use case для европейской компании, поэтому ждать отработанного продвижения с этапа на этап не стоит. Потом эти документы пойдут в министерство, чтобы компании разрешили найм, а вам впоследствии сделали blue card. Рассмотрение в министерстве может занимать до трех месяцев, хотя чаще всего справляются за месяц. Потом разрешение на работу перешлют вам и вы наконец пойдете в посольство за рабочей визой. На все это уходит месяца два как минимум и примерно 30 тыс рублей ваших денег, которые вы заплатите нотариусам, DHL и тому подобным местам. В это же время лучше заблаговременно начать готовить документы жены, ибо, к примеру, заверенное свидетельство о браке в Люксембурге вам понадобится практически сразу, при регистрации на месте жительства. Уж не знаю зачем, ибо до ее приезда налогового вычета вы так и не получите.
В итоге, приняв решение о переезде сразу после нового года, в конце июля я оказался в Люксембурге и примерно в середине сентября жизнь моя опять вошла в размеренное русло с более или менее предсказуемым течением проекта, учебой, тренировками, снятой квартирой, купленной мебелью / техникой, налаженным бытом, минимальным кругом внерабочего общения (русских тут достаточно много, причем судя по отзывам их много везде, не только тут. Забавно, но видимо господь решил таки вознаградить древнюю русскую ревность к евреям в части богоизбранности. Правда в качестве награды с божественным ехидством предоставил рассеянье) и так далее. Правда пока без жены, собаки и машины, за которыми я планирую вернуться в конце октября, как только будут готовы все необходимые бумаги. Стоимость процесса составила очень грубо 10 тыс евро, треть из которых мне возместила компания специальным релокационным пакетом (частый вариант, обговаривайте при принятии оффера).
Готов ответить на вопросы и описать какие-то этапы процесса более подробно. Тут это делать не имеет смысла, ибо не думаю, что практика натурализации в Люксембурге сильно применима где-то еще.