Вчера вырвался таки в Святогорск. Не знаю почему, но за 6 лет (неужели уже столько) пребывания в Донецке я ни разу не был в Святогорске. Наверное, сказывается мое подозрительное отношение ко всему местному :-(
Впечатления от вылазки неоднозначные. Святогорск - место контрастов. Все дальнейшее под катом.
Введите содержимое врезки
Для начала, мы, конечно, поздно собрались выезжать. Пока я всех перебудил, расшевелил, выехали из Донецка только в 11.30. Езды три часа. Приехали, времени оставалось только на детальную прогулку по лавре. Уже на подходе я получил первое разочарование. Куча идущего народу, туда-сюда, дорожки просто-таки устланы "святостью" - упаковками от чипсов, сухариков, банками и бутылками от пива и т.п. Я не святой и не ханжа, но повеяло КИЧЕМ. Тут же на подходах народ разложился смачно пожрать, пожарить шашлыки...
Зато чуть дальше я получаю эмоциональное потрясение. Я знал, что лавра красива, что кельи находятся в горе, но первый раз ее увидев - был сражен. Красиво!
Вот она - Свято-Успенская Святогорская Лавра. На фото церковь св.Николая над знаменитыми пещерами в меловой скале.
Еще несколько фоток:
Следующий шок, со знаком минус, я получил, подойдя ближе к входу в Лавру. Лавра была через реку, а перед ней расположился комплекс увеселительных заведений. Шашлыки, водяра, шансон. Типичный набор ганделей, который в этом месте просто убивал наповал. По ту сторону реки колокольный звон, а по эту сторону - Круг, Трофим, шансон. Рифма, однако. В общем, сделали из святого места аппарат по зарабатыванию денег. Как обычно у нас. Без вложения денег, некрасиво, тупо и грубо. Не покидало ощущение попсы и кича. Прямо из мангала сфотографировал Покровскую церковь( на переднем плане) и Успенский собор (на заднем - зелененький) - центральные места Лавры внизу.
Перешли через мост и попали в Лавру. Не совсем зная местность, сразу пошли по серпантину вверх к церкви святителя Николая над пещерами. Оказалось, что лучше было пойти внутрь Лавры, там бы мы попали в пещеры и поднявшись, оказались бы в той же церкви св. Николая и спустились вниз по серпантину. А так мы в пещеры не попали. Сверху туда не пускают. Ну да ладно, в следующий раз. Дорога серпантином заняла около часа, учитывая, что я еще фотографировал. Диссонанс, с которого все началось, не покидал теперь меня всю дорогу. Вход в монастырь и пещеры бесплатен, но девушки должны быть обязательно с покрытой головой и ногами. Продаются платки по 4 и 12 гривен, соответственно. Платков продается море, поскольку куча молодых девушек, которые, естественно, эти платки с собой не брали, да и юбки у них короткие. Настоящих богомолок минимум. Куча слетевшихся на кич бабочек. У входа в Лавру стоят казаки, охраняют святое место и монахов от полуголых девиц и продвинутых парней с неподобными рисунками. Стоит казак на входе и болтает по мобиле. Прогресс, опять резко бьющий свом контрастом. Вернемся к подъему серпантином. Места красивейшие, лес удивительно напоминает Житомирщину. Не верится, что я под Донецком. И опять всюду диссонанс. Донецкие парни в шахтеровских костюмах - и монахи; девушка с покрытой платком головой - и рваные, конкретно в зебру, джинсы на ней; чудесный колокольный звон - и наш современный слэнг, словечки. Они здесь действительно режут слух, хотя я и сам далеко не интеллигент в десятом колене. Я предпочитал молчать, фотографировать и созерцать, иногда обмениваясь мышлями с семьей. Отдельно о звоне. Звон просто восхитительный. Я снимал несколько раз этот звон. Да снимал! Прекрасные виды, высоко, чистейший воздух (ау, я в Донецке), и колокольный перезвон. Громкий, чистый - удивительное ощущение! Несколько видов с подъема.
В итоге мы поднялись наверх. Перед казачьим фэйс-контролем облачили жену в оригинальный наряд. Я не захотел платить денег масс-культу :-). Получилась вот такая богомолка.
Наверху у церкви Николая было красиво, открывались отличные общие планы, но делать оказалось нечего. В пещеры и лавру отсюда не пускали. Я сделал пару кадров и мы стали возвращаться проторенной тропой. Вот вид, на котором видно почти все хозяйство Лавры.
Да, чуть не забыл. Слева от Лавры, тоже на горе стоит огромная Дурында. Фигура Дядьки. Но не Черномора. Это все наша суперумная Советская власть. Мало того, что они в пещерах устроили антирелигиозный музей, а в Успенском соборе - кинотеатр. Они решили еще отвлечь внимание от церкви святителя Николая на меловой скале. Слева на горе поставили идолище - огромного белого Артёма. И это не мой сын :-) И не Кравец с Милевским вместе взятые. По размерам и цвету он явно должен был контрастировать с церковью и скалой. Вот он Колосс Радянський. Святогорский Отец-Героин. Годзилла с огромными Кулаками-Артемовскими.
Что он тут только забыл, такой злой?
По дороге я не забывал практиковаться в макросъемке. Несколько кадров.
Солнечный круг - зелень вокруг.
"Танцовщицы" Ига. Игаоря. Черт, никак не могу вспомнить, что это за растение!
Три белых коня, три белых коня!
Я - блондинго. И посмотрите, какие у меня корни волос!
Одна голова хорошо - а 52 лучше!
Шмель никак не хотел позировать. "Завтрак шмеля на траве" - импрессионизм. Шмель размытый.
"Обед пчелы". Соцреализм.
\Постоянно дождило. Нам, правда, повезло - дожди прошли до, а во время прогулки только иногда капало. Было много комаров и они попивали водичку на различных растениях. Я приметил упитанного комара на цветочке. Решил сделать ему крупный план, но что-то у меня не получалось, не мог сфокусировать и, в итоге, спугнул собрата по недоразуму. Расстроился. Решил сфоткать крупную дождинку на листочке. В процессе фотосъемки в кадр влез некто. Кто бы вы думали? Комар! По-видимому, весть о том, что снимают комаров быстро разнеслась по округе. Получилось снять и дождинку, и гостя. Правда, комара оказалось снимать очень сложно. Натурщик из него хреновый. Стеснительный. Залез под листок и никаким сахаром выманить его не удавалось. Итак, фоторяд. Первый кадр не очень удачный. Дождинка не сильно получилась. Поставил его, чтобы показать, что в этот момент в кадр влез Комар! Может меня он и смутил. Почувствовал родственную душу :-)
Вот ОН - Капитошка! Во всей красе.
А вот и комар! Комар Донбассья.
Отойдя в сторонку с тропы, присели съесть пару бутербродов на полянке. Я пытался заставить позировать шмеля, а из кустов вышла дикая кошка. Не совсем дикая, но далеко от кустов она предпочла не отходить. Села и жалобно стала просить есть. Подходить на кис-кис наотрез отказалась и всем видом показывала, что готова драпануть при приближении. Две половины бутерброда перекочевали для кошки, Каждый раз при выдаче еды она пряталась, потом выходила, съедала и недовольно кричала, что мол - М-я-яло.
Отвлекусь. Хорошенькое, блин, начало! На 16 минуте Закарпатье вышло вперед с пенальти. Ну хоть Госпожа Лу не будет ныть, что Динамо подсуживают.
Продолжу. Назад, после всего что натворили, возвращались уже под конвоем :-)
Выйдя из Лавры, решили заглянуть на местный импровизированный базарчик. Купить магнитик на холодильник. Продавцы иконок мирно играли в нарды. Здесь меня ожидало два сюрприза. Точнее, один шок. Идем по рядам и видим лежащие в пакетике грибы. Белые грибы. Я, как опытный грибник, не верю своим глазам и уверенно, точнее неуверенно, заявляю, что, наверное, их как-то сохранили в погребах лавры. Беру в руки - нет, свежие! Спрашиваем, шокированные, у продавщицы, а что здесь грибы у вас так рано начинаются?Она отвечает, что нет, обычно в конце мая, начале июня. Т.е. все как у нас в Житомире. А сейчас то 2 мая! Куда мир катится?
Опять отвлекусь. Пока писал, киевляне, вальяжно и с дырами в своей обороне, вышли вперед. Отличились афроамериканцы. Айила и Бангуренко. А дыры в обороне тоже легко объяснимы, вышло наше все - Диакате.
Ну, а дальше, мы увидели двух классных крокодилов. Один из них уже мой!
Подводя итоги, скажу, что стоит приехать в Святогорск еще раз. Здесь еще много красивого, кроме монастыря. Да и в монастырь с удовольствием еще раз схожу, плюс пещеры останулись. Только стоит приезжать сюда в будний день. Меньше грязи будет, не будет левого народу и будет меньше ощущение пошлости, попсы и кичевости на подходе и вокруг монастыря.