Всем привет. Я снова пишу в блог, чтобы поделиться с вами совершенно новым и интересным иллюстраторским опытом, полученным мной в этом году.
За прошлый год я значительно увеличил долю фриланса в своей работе, рисуя на стоки лишь набегами. В последнее время часто посматриваю на западные студии и вакансии на Дрибббле и все больше задумываюсь, каково это - работать вместе с постоянной командой? Что если моей следующий профессиональный этап - переезд в новую страну по рабочему предложению? Как часто бывает, когда начинаешь о чем-то задумываться и предпринимать шаги в нужном направлении, жизнь рано или поздно предоставляет возможности. Ну а теперь обо всем по порядку :)
В самом начале января, когда я только вернулся с рождественских каникул и начал входить в рабочий режим, обнаружил на своем мейле любопытное письмо. Некто Раним представилась работницей медиа-девелопмент и консалтинг агенства из Бахрейна. Cообщила, что компании очень понравилось мое портфолио на Бехансе и они заинтересованы видеть меня в своей команде.
Я осторожно заметил, что работаю в основном как фрилансер, но открыт и для других возможностей.
Раним рассказала, что их компания (назовем ее Ранама) - это медиа-стартап с офисами в Бахрейне и Дубае, который специализируется на съемках шоу и сериалов в арабских странах, а также тренирует актеров и сценаристов. В ежедневной работе Ранаме часто требуются иллюстрации слайдов для презентаций, дизайн персонажей, логотипы, моушен-графика, инфографика, постеры, сториборды и пр. В связи с этим они набирают дизайнеров, иллюстраторов, арт-директоров и других креативщиков в команду. Предполагаемый оклад сразу узнать не получилось. Он зависит от позиции и уровня навыков, и обсудить его можно будет лишь пройдя несколько стадий процесса рекрутинга. Работать же предлагается либо удаленно, либо есть возможность релокации в Бахрейн.
Вот это был поворот.
На волне интереса полезли с женой читать про Бахрейн. Изучать условия жизни и работы в стране. Потом, конечно, малость подостыли. К очередному переезду мы хоть и оказались морально готовы, но Сербия по многим параметрам для нас гораздо лучший вариант сейчас.
И все же очень интересно было узнать, какое предложение об удаленной работе я могу получить. Поэтому я решил пройти все стадии рекрутинга.
Опросы, тестовые задания и интервью
Дальше мне нужно было миновать следующие этапы. Ниже пройдусь по каждому пункту.
- Application Form
- Personality Assessment
- Cognitive Ability Test
- Assignment (a simple task that will test the technical skills)
- Meeting/Offer
01. Application form
Небольшая форма, где нужно было указать личные данные, выбрать предполагаемую должность (иллюстратор), выбрать диапазон зарплат из выпадающего списка(тут я не мелочился и тыкнул в 2500-3500$), предполагаемый старт работы, одну из двух локаций - Бахрейн или Дубай (выбрал Дубай - если и пофантазировать о переезде, то лучше сюда).
02. Personality Assessment
Небольшая анкета на предмет того, насколько комфортно мне работать в команде и выполнять разные задачи. Плюс краткая выжимка профессиональных достижений (сюда я пихал и работу в стоковой студии, и англоязычные туториалы для Энвато, и фриланс для Касперского с Гуглом)
03. Cognitive Ability Test
Вот это была очень сложная стадия. Сам тест состоит из нескольких блоков заданий разного типа: задачи на доли и проценты, задачи на абстрактное и логическое мышление (например, определить закономерность и выбрать недостающую фигуру), психологические вопросы на то, как ты будешь поступать в конфликтных рабочих ситуациях. Всего 48 вопросов, а на их выполнение отводится 75 минут.
В письме мне посоветовали не сразу переходить по ссылке на выполнение теста, а потренироваться в интернете. Оказалось, есть куча платных и условно бесплатных тренажеров по таким тестам, видео на youtube и прочее.
Воспользовавшись советом, я посмотрел несколько видео по выполнению разных типов задач. В 75 минут я в итоге не вложился - не успел пройти одну страницу из 8 - но мой результат всех устроил, и мы перешли к следующему пункту.
04. Assignment ( Тестовое задание )
Нужно было отрисовать серию картинок, иллюстрирующих процесс рекрутинга Ранамы. То есть имелся список стадий, которые проходит человек при устройстве на работу в компанию. Каждый пункт нужно проиллюстрировать. Выбор сюжетов, стиля и цвета - на мой вкус.
Забавно, что иллюстрировать нужно было как те стадии, которые уже прошел я сам, так и будущие, которые еще не были мне озвучены. Посредством задания я находился как бы внутри процесса собственного рекрутинга и немного заглядывал в будущее =)
На выполнение отводилось 5 дней. Я сделал 12 иллюстраций, которые, к сожалению, не могу нигде показывать. Скажу лишь, что там был флетовый фрилансер, обрадовавший приветливых арабов своим профессионализмом и отправившийся к лучшей жизни на фоне небоскребов и пальм.
Через три дня пришел ответ. Результатом довольны. Буду ли я готов через два дня к онлайн-беседе с контент-директором?
05. Meeting/Offer
Очень волнительно было ждать интервью. Воображение рисовало полные ужаса картины, когда я забываю свой английский и начинаю тупить и мычать в скайп. Все таки я намного дальше от свободного уровня общения, чем хотелось бы.
На помощь мне пришла жена, которая составила список вопросов и два дня принимала меня на работу вместо Ранамы. Плюс переслушал кучу видео о правильной подготовке к work interview на ютубе, параллельно рисуя на стоки.
Контент-директором и моим интервьюером оказалась приветливая девушка Айя в белом хиджабе. Как оказалось, ее не интересовал ни один из тех вопросов, на которые я учился отвечать предыдущие два дня. Айя спрашивала, какую бы работу я хотел выполнять в рамках компании, что мне будет интереснее и не задумываюсь ли я о перспективах переезда в арабскую страну. Сошлись на том, что рисовать буду иллюстрации для презентаций (мне не впервой) и иконки, а переезд пока не рассматриваю, но в будущем все возможно.
Что же касается финансовой стороны, то первые три месяца я на испытательном сроке. Оклад - неполный, каждый месяц чуть подрастает - в третьем месяце в переводе с бахрейнских динар составит около 1100$. А потом я получу годовой контракт с полным окладом, который будет обсуждаем по итогам работы.
И вот на этом месте, как оказалось, я совершил свой главный промах - я нормально не разобрался c цифрами и не прояснил для себя возможный итоговый оклад. Дело в том, что сначала Айя называла мне зарплату на испытательный срок в динарах, потом по моей просьбе стала переводить в доллары, но периодически путалась и возвращалась снова к динарам. И когда она говорила про возможный итоговый оклад до 1500, мое воображение дорисовало в конце бахрейнский динар, который в 2.6 раза больше доллара. С этой темы мы быстро соскочили, заострившись на других вопросах. Ну и в последующем к ней не возвращались. My mistake :)
Три месяца на испытательном сроке в Ранаме
Еще через несколько дней я подписал рабочий контракт. Вообще, вся эпопея с перепиской прохождением тестов, заданий и интервью заняла около трех недель. Все это время я параллельно работал на стоки, фриланс не брал.
Интересно, что примерно в тот же период на LinkedIn мне пришло предложение о работе от сербской страховой компании из Нови-Сада. На вакансию дизайнера-иллюстратора. Зная сербские реалии, врядле можно было рассчитывать на большой оклад, да и вообще я не ставил себе целью перебраться в офис на постоянную работу. Но сам факт предложения, конечно, интересен.
И вот контракт подписан. Дальше нужно было настроить рабочие аккаунты в Google и Moxtra, которую использовали для общения и работы. В нашей креативной группе из 16 человек, помимо меня было еще два иллюстратора. Парень из Филиппин, получивший диплом аниматора в колледже Манилы. И девушка из сербского Ниша, отучившаяся на дизайнера в местном колледже Искусств. Кажется, после переезда я встречаю сербов повсюду)
Расскажу немного о том, как проходил рабочий процесс.
В арабских странах - шестидневная рабочая неделя, пятница - свободный день. Я сразу обозначил, что работать буду по своему европейскому пятидневному графику с нормальными выходными. Каждое утро у нас были видеоконференции, на которых участники команды вкратце описывали то, что сделали вчера и над чем будут работать сегодня. Кто-то по-английски, кто-то по-арабски. Видеосвязь включать было не обязательно, большинство этим пользовалось)
Моим первым рабочим проектом стала серия иллюстраций для этапов тренинга начинающих сценаристов. Они их потом использовали в презентациях компании и печатали на буклетах. Позже были иллюстрации для других презентаций и рабочих процессов. У Ранамы был большой документ со списком пунктов, касающихся политики компании с кучей разных инструкций, начиная дресс-кодом и заканчивая правилами пользования служебной машиной. Для каждого пункта нужна иллюстрация. В сумме - около 80. Всем этим занимался я.
Девушка-сербка делала логотипы, иконки, обложки для дисков и другую дизайн-продукцию. Парень-филиппинец, насколько я понял, рисовал раскадровки сцен для сериалов, персонажей и аватарки для каждого работника. Он, кстати, очень быстро перебрался из филиппинской Манилы в бахрейнскую Манаму. Улыбался нам, сидя уже в офисе компании и разучивал «доброе утро» на арабском. Вообще, атмосфера была легкая и расслабленная. Периодически шутили и смеялись. Я думал, у арабов все будет строже и официальней.
По работе правок почти не было. Основные исправления касались культурных моментов - тут мне пришлось погрузиться в культуру арабских стран. Вместо привычных стаканчиков кофе в иллюстрациях - турка или арабский чайник с финиками, вместо офисных часов на заднем фоне - часы с арабской вязью и другие моменты. Больше всего затыков случилось, когда иллюстрировал пункты из главы про дресс-код. Пришлось погружаться в референсы и проходить инструктаж по поводу разницы в традиционной одежде между Бахрейном, Дубаем и Саудовской Аравией. Все эти накидки, абайи, платки и хиджабы - они, оказывается, очень разные. И кстати, это совсем необязательно - черная и полностью закрытая одежда. Такой стиль может выглядеть довольно элегантно. И даже не во всех странах девушкам обязательно покрывать голову, работая в офисе. В общем, развеивал свои стереотипы.
Рисуя и разбираясь с такими темами, чувствовал себя иногда довольно странно. Приходили мысли, что куда-то не туда я сворачиваю на творческой дорожке)) Потом поступала рабочая тема в виде, например, градиентных иконок для разных частей креативного отдела Ранамы. И снова становилось интересно.
В течение трех месяцев работы я прошел через несколько психологических этапов.
Сначала было отрицание. После стоковой и фрилансерской свободы тяжело примириться с тем, что четыре дня в неделю нужно вставать к 6:30 (из-за разницы во времени) на созвоны и перед кем-то отчитываться о проделанной и планируемой работе. Из-за того, что параллельно я делал симиляры для стоков и кое-что по аттрибутации и загрузке работ жены, стандартный рабочий день был куда длиннее обычного. Плюс темы иллюстраций для Ранамы - далеко не самые интересные. Рисование на протяжении долгого времени всей этой офисной движухи в арабском антураже иногда становилось похоже на бесконечный день Сурка. Здесь еще очень сильно демотивировала подписка о неразглашении. Ничего нельзя показывать в интернете, что сильно гасило интерес.
Последний значительный минус - график. Нельзя, чтобы рабочие дни выпадали. Если рабочие часы одного пропущенного дня можно распределить по следующей неделе (при этом, по сути, дополнительно не работая), то для поездки на выходные в Загреб пришлось устроить рабочую субботу. А за пятидневное путешествие по Сербии меня ждали 7 рабочих дней подряд в качестве расплаты. Самая длинная рабочая неделя в моей жизни.
Ближе к середине испытательного срока я уже жалел, что ввязался в это дело и был почти готов разорвать контракт к концу второго месяца. Однако вместе с переводом часов на летнее время (плюс час ко сну) ко мне постепенно пришло и привыкание. Я понимал, что буду жалеть, если не дождусь оффера. Для меня это был своеобразный вызов - не хотелось сдаваться на полпути. Размышлял и о том, что может получиться интересная статья для блога :)
К концу третьего месяца, не смотря на два путешествия, я подходил с изрядной долей накопившейся усталости. Где-то там я вошел в фазу принятия. Я понимал, что при теоретически большой зарплате (в уме я установил ее где-то от 2500$) и полном уходе со стоков, я смогу приспособиться и более менее комфортно работать в таких условиях. И даже освобождаться в 3-4 часа дня. Но для меня это означало уход с Дрибббла и Беханса (на стоках все равно осталась бы моя жена), потерю моих фрилансовых наработок и полное забивание на собственные проекты. Либо работа до 6-7 каждый день и постепенное выгорание.
И вот пришло время оффера. Вот здесь то и вылезло мое недопонимание обсуждаемых валют в самом начале процесса найма.
HR-manager, с которой я оговаривал дальнейшие условия сотрудничества, сказала, что моя дальнейшая зарплата будет где-то 1300$. Какое разочарование! А ведь все было логично: каждый месяц мои выплаты вырастали примерно на одинаковое число и в рамках этой финансовой логики такая сумма была логична. Я ответил, что для меня это совсем не интересно, ведь я надеялся на что-то минимум в два раза больше. После обсуждения HR вернулась ко мне с тем, что максимальный оклад, которую они могут предложить - это 1500$. По ее словам, это чуть ниже верхней планки зарплаты иллюстратора в Бахрейне. Ведь Бахрейн - это не Дубай, цены и зарплаты здесь гораздо ниже.
Мне такой вариант не был интересен.Но расставаться со мной совсем не хотели и после дальнейших обсуждений, было принято мое встречное предложение. Я остаюсь в Ранаме на неполную ставку, продолжая делать иллюстрации для корпоративной политики компании. Сдаю 11-12 иллюстраций в месяц (это 5-8 дней работы в зависимости от темпа) и получаю постоянный оклад в 800$. У меня снова есть мой фриланс, стоки и свобода жизни. И гарантированный неплохой income минимум до октября.
В заключение
Жалею ли я о трех месяцах работы фуллтайм-иллюстратором в арабской компании? Абсолютно точно - нет. Это был очень крутой и неожиданный опыт. Наверное, оно и к лучшему, что у меня были завышенные ожидания по поводу зарплаты, потому что иначе бы я не дошел до конца.
Я неплохо набил руку на рисовании иллюстраций-концептов под нужды растущих компаний. Эта тема очень востребована на фрилансе, да и на стоках неплохо идет. Было интересно увидеть, как все устроено изнутри, почувствовать себя частью большой команды и прикоснуться к другой культуре. Помимо иллюстраций я приложил руку к нескольким инфографикам, которые раньше практически не делал. Тоже опыт. Местами даже нравилось.
Последний проект, над которым я работал, оказался очень интересным. Это была инфографика, состоящая из серии линейных иконок, изображающих важные этапы в истории Эмиратов, а также события из жизни шейха Мохаммеда - действующего правителя Дубая. Шейх недавно выпустил книгу о 50 годах служения стране, Ранама сняла серию передач по его книге и моя инфографика будет использоваться для рекламы этого сериала. Возможно, она скоро появится в соцсетях и я смогу, наконец, хоть что-то показать из своих работ арабского периода.
Ну и еще один очень важный момент - опыт устройства в международную компанию, переговоров и конференций на английском. Нужно подтягивать язык, очень. Но моего уровня уже достаточно для соответствия таким предложениям, что дает весомый бонус к самооценке :)
За время работы в Ранаме я смог заново осознать, насколько все же важна для меня свобода и гибкость, которую дают налаженная работа на стоках и фриланс. Насколько все же ценна возможность выбирать и отказываться от скучных проектов. Совсем не хотелось бы посвятить год жизни рутинной работе, даже при условии гораздо большего оклада. Деньги сами по себе - плохая мотивация для меня. Особенно, когда имеешь комфортный для жизни стабильный стоковый доход.