Несолнечные серенады.

Jan 22, 2009 19:04

И Т.Д, И Т.П.

Впрочем, говорят, сам Ульям Шекспир не брезговал подобными «заимствованиями».

Тодоровский на протяжении всего фильма пытается сделать стиляг просто певцами свободы и двигателями западной культуры в наш суровый мирок. Но так ли это?

Итак, сначала о музыке. Старый джазмен хриплым голосом вещает «баян можно, аккордеон нет, кларнет правильный инструмент, а саксофон приравнивается к холодному оружию». Что сознательная ложь или простейшее незнание истории стоит за этими словами? Гонения на джаз в СССР были в 20-х годах после выхода в печать статьи Горького «Джаз - музыка толстых», с дальнейшим развитием этого сюжета предлагаю ознакомиться в фильме «Мы из Джаза». (по секрету скажу все кончилось хорошо). Уже в 30 - 40 е годы популярность набирает ансамбль Утесова, кстати, снятие блокады Ленинграда отмечали именно концертом Утесова. Кинокартины «Серенада солнечной долины», «Облава» и «100 мужчин и одна девушка» идут в каждом городе. Джаз играют в домах культуры, музыка Дюка Эллингтона играет изо всех радиоприемников. Вас это не убеждает? Смотрим кино 1956 года «Карнавальная ночь», в оркестре, выступающим в доме культуре, аж 4 (!!!) саксофона.

Теперь о моде. стиляжий стиль пришел на Русскую землю вместе с посылками по ленд - лизу. Однако по воспоминаниям современников не все стиляги одевались в петушиный цвета (здесь создателей фильма подвело излишнее доверие к фельетонам «Крокодила»). Процитирую воспоминания одного из стиляг: «Я был модный человек номер один. Однажды я купил швейцарское пальто <…> Это было роскошно е вейцарское пальто. Я ходил в американском «стетсоне», все по цвету, пальто голубое до колен». Новаторство стиля было в необычной комбинации пальто и стетсона, а не в бездумном соединении зеленых пиджаков и бриолиненых коков. Женской же стиляжьей моды как таковой не было вообще, были отдельные акценты в одежде, неумеренное использование косметики и излишне распущенное поведение, фасоны же платьев копировались из социалистических прибалтийских журналов. Платье Людмилы Гуренко мало, чем отличается от боевой экипировки Пользы, разве, что цвет чуть другой. В голове создателей образ стиляги - это группа «Браво», чей сценические костюмы перефразировавший моду 50-х, были приняты за оригинал художником фильма (подробнее о стилягах можно прочесть в книге Ольги Вайнштейн «Денди»).

Несколько слов о дружинниках. В фильме создается впечатление, что суровые ребята из МГУ только и занимаются тем, что охотятся за ребятами в приталенных пиджаках. На самом деле введение дружины было спровоцировано смертью Сталина, а вернее амнистией 1953 года, которая за ней последовала.

Позиционируя преследования стиляг как чисто советское явление, авторы фильма почему-то забыли об австралийских wedgies, японских tayozuky и британских хулиганах «teddy boys», носивших облегающие брюки, галстуки бабочки и туфли на толстой подошве. Представителей этих субкультур так же оскорбляли в обществе, преследовала полиция и исключали из ВУЗов. Предшественниками же подобного взывающего стиля поведения были американские «zootsuity», которые на протяжении долгого времени бесчинствовали в США, и лишь в 1943 году их сумела разогнать полиция.

Ужасает и музыкальный ряд. Кроме Чарли Паркера и Джорджа Гершвина (его избитийший Summertime) в фильме почему-то фигурирует музыка совершенно нехарактерного для того времени исполнителей: Сукачева, Бутусова, Цоя, групп «Ноль» и «Чайф». Тексты их известных песен немножко подлатали на новый манер, апгрейдили музычку на компьютере и все. Единственная песня, написанная специально для фильма, это композиция «Американская жена» в исполнении группы «Виагра», хотя чего тут удивительного, музыкальный обработкой фильма занимался сам Константин Меладзе. Актеры поют в фильме сами, но лучше бы многие из них этого не делали. Переозвучили же Джонни Деппа в «Плаксе», Одри Хепберн в «Моей прекрасной леди» и никто не умер.

Удивителен и месседж фильма. Главный герой с которым себя должен ассоциировать зритель, из-за своей инаковости подвергается обструкции, изгоняется из МГУ, приобретает жену - истеричку и мальчика негритенка в сыновья. Взявшийся за ум друг, вернувшись США, говорит, что стиляг-то никаких-то и нет. А свобода в стиле - это одеваться в дорогое, качественное, а не в попугаистый кубинский ширпотреб. За это, можно было простить все. Но так как фильм прокатывался в новогодние праздники, поставили задачу закончить фильм «хэппи-эндом». Финал «Стиляг» исполнен в лучших традициях Джорджа Ромэро. На пустые, вымытые улицы московские улицы выплескиваются толпы разномастных чудовищ все они строем идут к Кремлю. (ох, чует мое сердце не те парады запрещал Лужков). Стоит отметить, что среди цветастых зомбарей, распевающих переделанных «Чайфов» нет ни эмо, ни скинхэдов, ни готов, то есть как раз представителей именно тех субкультур, которых сейчас не одобряется государством. Все танцуют, целуются, веселятся …Занавес (за занавесом напомним: теща и жена -истерички, ребенок афророссиянин, беспросветное будущее.).

P.S Однако, в фильме есть и хорошие моменты

1. Янковский, Гармаш, Розанова, Горбунов отсутствие Гоши Куценко в эпизодических ролях.

2. Молодые актеры с незатертыми лицами.

3. Приличная операторская работа.

4. Голая Акиньшина.

Вот теперь окончательный занавес.

кино, история, стиль, Стиляги, музыка, одежда

Next post
Up