Материалы к тренинг-семинару

Jul 28, 2010 17:05


Тема: Представления, состояния, самочувствие - контроль и управление.
Способы изменения физического и психического состояния руководителя.
(на базе традиционных практик Цигун)

Общие положения.

Руководитель не может позволить своему организму влиять на процессы управления страной, предприятием или на качество подготовки к важным встречам. Руководитель должен иметь такие представления о работе своего организма, которые позволят ему в кратчайшие сроки приводить себя в нужные состояния, управлять самочувствием.

Говорят, что избранные способны управлять собственным состоянием «от природы» - с рождения. Мы утверждаем, что любой человек может научиться технике управления собственным состоянием.

Мы считаем - ответственность за сохранение здоровья лежит на самом человеке. Боль, недомогание, плохое самочувствие рассматриваются как отклонения, как результат неправильных действий или представлений. Человек сам настраивает себя на состояние здоровья и подбирает адекватные средства. Нам этот подход кажется более конструктивным и продуктивным. Обозначим этот подход как «восточный» (в отличие от «западного», в котором ответственного за свое здоровье нужно искать снаружи).

Данный тренинг рассчитан на людей, работающих в условиях постоянного напряжения и быстро меняющихся ситуаций и является демо-версией полного курса. Полный курс позволяет самостоятельно работать со скрытыми внутренними резервами организма человека и применять их с целью повышения эффективности качества жизни. Он позволяет укрепить организм, увеличить стрессоустойчивость, повысить эффективность управления вниманием. Способствует собранности и повышению интеллектуальных возможностей при принятии решений.

Часть первая. Представления.

Общий заход - деятельностный, точнее системно-мыследеятельностный (смд). Деятельность управляется представлениями. С представлениями необходимо уметь работать. Если представлений о деятельности нет, то как их представить, как их собрать? Следом возникает вопрос адекватности представлений, далее - вопрос согласования своих представлений и представлений других людей, вопрос передачи своих представлений другим людям. Это первый момент.

Следует отметить, что большинство людей просто не может говорить о своих представлениях. И тут возникает вопрос допустимости и приемлемости рефлексии собственных представлений. Можно ли мыслить о мышлении или представлять себе собственные представления?

Второй момент. Двадцатилетний опыт занятий цигун говорит нам, что нет здоровья или не здоровья. Если представляешь себе, что здоров и можешь выстраивать себе эти представления - здоров, представляешь что болен и можешь выстроить себе такие представления - воля твоя, но добром это не кончится…

Здоровье нужно понимать не в оппозиции с «болезнью», а как нормальное состояние человека. Надо отслеживать отклонения и принимать соответствующие меры. И это не имеет ничего общего с общепринятой логикой «профилактики заболеваний». Человек может оставаться здоровым, сомневаясь, постоянно корректируя свои представления, через понимание трех процессов: мастерство, подготовка, здоровье.

«Люди, которые претендуют на мастерство, работают в логике мастерства - как правило, не болеют». В большинстве случаев это так и все это понимают и интуитивно чувствуют. Если можешь управлять представлениями - то можешь выстроить необходимые состояния. Соответственно «управление собственными представлениями и состояниями» можно отдельно рассматривать как мастерство.

Третий момент. Как это использовать как «средство», а не как «бесполезное знание». Как вообще использовать что-либо как средство и чтобы средство не использовало нас. Есть внешние средства, которым человек себя «сдает», и есть внутренние - которые выстраиваются за счет представлений и работы мысли. В этом цигун (и восточные практики вообще) сильно сближаются с смд-методологией по самому подходу, где каждый, за счет рефлексии, понимания и схематизации выстраивает для себя необходимые формы мысли и схемы, в которых затем двигается. То есть необходимо научиться работе с внутренним, с собственными представлениями. А дальше возможна работа с любой предметностью, которая используется как средство восстановления целостности.

Вторая часть. Средства.

Диалог ведущих тренинга - один «погружен» в предметность, владеет техниками цигун, другой не владеет предметностью, за счет конструирования и согласования представлений может ей пользоваться как средством и двигаться, причем очень быстро и просто - в процессе тренинга демонстрируют различие этих позиций, вовлекая участников тренинга в деятельность по конструированию представлений и средств управления собственными состояниями на примере простых, но не привычных движений и форм, чередования быстрого и медленного, внешнего и внутреннего.

Здесь тоже три фазы: «тело», «дыхание» (психика) и «сознание» (или контроль за траекторией движения). Первая фаза «тело». Основная задача почувствовать, что телом можно управлять точно по силе и направлению, меняя темп и скорость, если сконструировать необходимые представления о нем в целом и о его частях и их взаимодействии. «Управляемое» тело проявляет интересные (и полезные) свойства. Вторая фаза «дыхание». Движения, выполняющееся плавно и медленно, постепенно приводят к транквилизации сознания (торможению мыслительных процессов, вызванных реакцией на внешние раздражители и внутренние переживания), что приводит к нормализации основных функций организма. Собственно этим и обуславливается основной оздоравливающий эффект воздействия цигун на человека.

Но движения эти и формы не есть то, что нужно запоминать и повторять (хотя это безусловно полезно и необходимо при освоении цигуна) - эти формы средство для обретения самочувствия (буквально: умение себя чувствовать) с одной стороны и практика работы с представлениями - с другой. Третья фаза.

Часть третья. Сборка.

Анализ произошедшего, или собственно рефлексия и обсуждение наблюденных в себе эффектов, критика и понимание происшедшего.

Основная задача тренинга не научить слушателей очередным приемам и методам, а дать понять, что работая с собственными представлениями они самостоятельно способны конструировать необходимые средства и осваивать любую предметность быстро, просто (играючи) и прямо «по месту», не нужно никаких 10-20 лет «подметания двора учителя». Хотя это тоже безусловно интересно и полезно.

Материалы:

1. Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун. / Линь Хоушен, Ло Пэйюй. -
Новосибирск, ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993 - 415с.

2. Цигун для глаз. Чжоу И / перевод: А.О. Милянюк. Москва, ЗАО «Стилсервис», Институт Дальнего Востока РАН, Исследовательское общество «Тайцзи». 2004. - 212 с

3. Трактат Желтого Императора о внутреннем. / Перевод Б. Б. Виногродского. М.: «ЧИТРА», 2002.-288с. ISBN 5-88075-022-1

4. Попов С.В. Введение в методологию, март 1992 года, Мытищи

Казань, 17.07.2010г.

самочувствие, методика, презентация, занятия, управление, состояния, коммуникация, способы, представления, методология, смд, контроль, мастерство, средства, целостность, лидер, руководитель, метод

Previous post
Up