Aug 27, 2013 04:03
В кино не раз поднимался важный философский вопрос - предопределено ли будущее или оно зависит от нас? Разные режиссёры по-разному отвечали на него и по-разному вводили данную проблему в ткань повествования. Однако ни один из них не додумался сделать данную проблему основой ужастика. До тех пор, пока в 2000 году не появился «Пункт назначения» (далее ПН).
Нельзя сказать, что это был революционный фильм ни по актёрской игре, ни по сюжету, ни по спецэффектам. Но, несмотря ни что, ему следует отдать должное - чуть ли не в первый раз в истории кино убийцей сделали… просто Смерть. Да, были фильм, где людей убивали духи, черти и даже сам Сатана, но это не совсем то. Они имеют персонализацию, а в данном фильме Смерть показана лишь через легкое дуновение ветерка, да нагоняющую саспенс музыку. Ближе всего к подобной идее стоят два фильма с одинаковым названием «The Haunting» (1963 и 1999 года выпуска), где описывался «живой» дом, нападавший на своих обитателей.
Сюжет у этого фильма незатейлив. Подросток Алекс собирается лететь в Париж со своими друзьями. Перед взлётом ему снится пророческий сон, что самолёт в пути взорвётся и все погибнут. В панике он выбегает из самолёта и увлекает за собой нескольких друзей. Позже самолёт действительно взрывается. Алексу и его друзьям удаётся выжить, но вскоре они начинают один за другим гибнуть по случайности. Смерть не обманешь…
И это всё. Дальше нам будут показывать лишь убийства героев и их попытки выжить. Как вы понимаете, львиная доля успеха фильма зиждется на оригинальности идеи. Смотря в первый раз, вы не знаете, что произойдёт дальше; кто спасётся, а кто нет (в первом фильме). Во второй раз вам уже не так интересно, потому что вы знаете, что на сцене должна появиться смерть, и болтовня героев будет вас немало раздражать.
Поскольку это был самый первый фильм из раздражающе долгой серии, там ещё не успели «отшлифовать» характерные для серии сюжетные приёмы.
Во-первых, в этом фильме, герои не сразу осознают, кто играет с ними в догонялки. Как и зрители, смотрящие фильм в первый раз. Сначала они и мы подозреваем, что какой-то сумасшедший устроил теракт. Полиция в фильме тоже подозревает Алекса в том, что он сам и устроил взрыв в самолёте. Только потом, когда нам показывают убийства, мы понимаем, что замешаны сверхъестественные силы. В последующих фильмах не теряют времени даром и сразу с порога объявляют о старухе с косой, вплоть до абсурда то ли в третьем, то ли в четвёртом ПН, где герои узнают про дьявольский план… в Интернете.
Во-вторых, убийства на самом деле изобретательные и сделаны, так сказать, из подручных средств в большей степени, чем в последующих фильмах. То есть, большая часть убийств происходит дома или вблизи жилых зданий, в то время как в последующих фильмах предпочитали убивать в общественных местах и на природе. И на компьютер создатели почти не опирались, в отличие от дурацкого четвёртого ПН.
В-третьих, да - Алекс и Клер спаслись. Вам может показаться, что это мелочь, но во всех остальных фильмах не спасся никто! Вероятно, потому, что там была чёткая установка - «мочить!». В первом фильме присутствовал момент неясности - удастся ли спастись? В последующих фильмов такого вопроса не стоит - там важно лишь то, кто, как и от чего умрёт. И это справедливо, но грустно.
Да-с, фильм получил четыре продолжения.
Второй ПН, как любой хороший сиквел, постарался развить в большем масштабе достоинства предшественника. Начальная катастрофа с крышесносящими (в буквальном смысле) брёвнами до сих пор смотрится эффектно. Сделали и отсылки к первой части - то есть, к внутренне сломавшейся Клер. По мне, второй ПН встаёт на один уровень с оригиналом и по некоторым параметрам даже превосходит его.
Третий и четвёртый ПН я буду рассматривать вместе, так как они одинаково идиотичны. Персонажи - лишь марионетки для убийств, у них нет никакой личности (у героев первых двух фильмов были). Убийства смехотворны, например, как вам смерть от газового баллона, отбросившего парня на проволочный забор? Наличие большого количества расчленёнки лично я считаю дурным тоном - это не поможет напугать зрителей больше. На самом деле, ведь это уже не фильм ужасов и даже не триллер. Это реклама мясокомбината.Человеческого. Отсутствует всякое подобие интриги, так как мы знаем, что все умрут. И персонажи это знают, отчего и не пытаются сопротивляться. Поэтому исчезает напряжение, а фильм превращается в рекламу мясокомбината. Единственное различие - четвёртый фильм снят в 3D. Так что, как вы можете представить, зрителям постоянно чем-то машут перед носом (в особенности, чьими-нибудь внутренностями). Помимо того, что это раздражает, это… просто раздражает. Подобные кадры так хорошо сочетаются с историей, не так ли?
Поскольку четвёртый ПН достиг дна идиотизма, было решено сделать своего рода перезагрузку. Пятый ПН стал не сиквелом, а приквелом к самому первому ПН. 3D осталось, но все фокусы с летающими в глаза предметами были безжалостно выкинуты. Вместо осточертевших подростков на главные роли взяли взрослых. И это определённо пошло франшизе на пользу. Вернулась интрига и «интеллектуальные», мало завязанные на расчленёнке убийства (взять хотя бы сцену с балериной - там конструируется недурное напряжение). Хотя мы всё равно знаем, что все умрут, кроме смотрителя морга (Тоби Тодд), который должен непременно сказать «Я предупреждал»…
Суммируя: если хотите посмотреть ПН, выбирайте второй и пятый ПН. Они примерно равны по качеству, драматизму и эффектности.
филиал кинопоиска,
кино