Календарная организация поэтических антологий - давняя традиция японской литературы. Особенно это характерно для сборников хайку, поскольку одним из главных элементов этой поэзии является «сезонное слово» (киго), которое связывает каждое трёхстишие с определённым временем года: «лягушка» подразумевает весну, а «луна» - это скорее осень. Однако многие киго не дают очевидных сезонных ассоциаций для современника, так как определяются традициями прошлого. Для сохранения этих традиций в Японии издаются словари сезонных слов - «сайдзики», где описание каждого киго сопровождается примерами хайку с этим киго. Таким образом, словарь становится поэтической антологией.
Я познакомился с принципами сайдзики в 1996 году, когда переводчик и исследователь хайку
Уильям Хиггинсон выбрал пару моих трехстиший для первого международного альманаха в форме сайдзики -
Haiku World. Альманах показал, что современные поэты используют очень разнообразные сезонные слова, характерные для их собственных культур. И было бы интересно увидеть аналогичные «словари» разных стран. Ну и сам Хиггинсон, как бы подначивая меня, написал в другой присланной мне книжке Haiku Seasons: «Лучший способ понять, что такое сайдзики - создать его самостоятельно».
Это и привело к созданию «
Солнцеворота» - сборника хайку на основе русского народного календаря, где можно найти «сезонные слова» не только на заданный месяц, но и на каждый день. Правда, понадобилось ещё изрядно поработать с календарями. Но об этом напишу отдельный пост. А тут добавлю, что подбор хайку к календарным приметам каждого дня - очень увлекательная "игра в бисер". Особенно если календарь старинный, а трёхстишия современные. К примеру, я в повседневной жизни не езжу на лошадях, поэтому в тот день, когда календарь предлагает чествовать конюхов, вам может встретиться хайку про водителя троллейбуса. Хотя в большинстве случаев я старался точно попасть в "слова дня". Вот смотрите, что у нас сегодня: