Dave Eggers "The Circle" на английском, ридер
Читала
по наводке noyau. Впечатление неоднозначное. Начну с того, что мне не понравилось - не понравилось мне художественное воплощение - образы героев вялые, диалоги нарочитые, любовная линия катастрофа...
Теперь о сути. Несколько лет назад я начинала читать книгу Кирrпатрика
"The Facebook Effect". Книга начинается с описания одного случая, когда благодаря быстрому распространению информации в фейсбуке, одной семье в Южной Америке очень помогли (не помню уже деталей). Киркпатрик говорит о том, что еще несколько лет назад и представить себе нельзя было такое. И он прав.
Эггерс берет по сути дела тот же фейсбук-эффект, только вывернутый наизнанку. Молодая девушка начинает работать на фирму мечты (типа гугль), все похоже на сказку - о дивный, новый мир! - но у сказки есть и оборотная сторона. Эггерс не изобретает ничего нового - никаких ядерных войн и мировых катастроф - его антиутопия основывается на реальных, ныне уже существующих элементах. И в этом, наверное, весь ужас - очень просто представить себе подобное развитие.
Джессика Брокмоул "Письма с острова Скай" на русском, ридер
Я люблю романы в письмах. Очень люблю. Таким романам готова простить многие недостатки.
Героя и героиню разделяет океан, много лет они переписываются и несложно представить, что между ними возникает не только дружеская связь. Действие происходит 1910-1950е годы. Если судить объективно, то можно пожалуй сказать, что это средний любовный роман. Но меня он очень тронул, мне понравились его герои, эта связь сквозь годы, войны, расстояние... С удовольствием прочитала.
Nick Hornby "Hi-Fi" на немецком, аудио
При всей моей симпатии к Хорнби - очень средненький роман.
Джон Маррел "Смех лангусты" на русском, аудио
Я не знакома с творчеством Сары Бернар, ее автобиографию тоже не читала, но мне почему-то кажется, что эта пьеса очень близко отражает внутреннюю суть самой известной актрисы 19 века. Напоминает немного "Театр" Моэма, хотя это, наверное, субъективное впечатление.
Даниил Хармс "Собрание сочинений в двух томах" на русском, бумага В. Глоцер "Марина Дурново: мой муж Даниил Хармс" на русском, ридер. Достоевский "Подросток" на русском, аудио
Дался мне этот роман еще тяжелее, чем "Униженные и оскорбленные". Несколько раз порывалась бросить, и только бесконечная любовь к Ф.М. заставила меня пройти через эту книгу до конца.
Почти все герои этой книги были мне крайне несимпатичны, больше же всех раздражал главный герой, он же рассказчик. Это юноша, незаконнорожденный сын, борящийся со своей обидой и всем миром заодно. Одновременно напыщенный, униженный, глупый и кичащийся - крайне, крайне неприятная личность. Остальные не лучше.
Все повествование неровное, суть, как часто у Достоевского скрывается в монологах и диалогах.
Не могла избавиться от ощущения, что "Подросток" писался ради денег - в нем явно видится переработка бывших и будущих идей (отчетливо видны образы позднее явившиеся в "Братьях Карамазовых"). В общем-то, да. Это все еще Достоевский, но...
жалею, что потратила столько времени на этот роман.
Ремо Ларго "Развитие ребенка от 0 до 4х лет" на немецком, бумага
Ларго - известный швейцарский педиатр, очень популярен в Швейцарии и Германии. Можно, думаю, с уверенностью предположить, что его книга Babyjahre (оригинальное название) есть в каждом доме.
Ларго не выдвигает никаких теорий воспитания и за редким исключением не говорит о том, как правильно-как неправильно. В первую очередь он говорит о развитии ребенка, основываясь на своем многолетнем опыте, исследованиях и средних показателей.
Книга разбита на главы "поведение", "сон", "еда" и т.п., которые в свою очередь разбиты по возрастам: "до рождения", "0-3 месяца"... В этом большое преимущество книги - можно открыть нужную страницу и прочитать, "ага, в этом возрасте дети все суют в рот" - полет нормальный!
В общем, несколько утрируя, можно сказать, что эта книга - справочник по ребенку. :), полезная и свободная от идеологии.
При этом не стоит забывать, что каждый ребенок развивается по-своему, поэтому переживать о том, что "мой-то" еще ничего такого не может - не стоит.
И да - эту книгу я читала больше двух лет. Рекорд :)
Марк Захаров "Суперпрофессия" на русском, аудио
Захаров свою книгу называет автобиографичным потоком сознания - и, думаю, это очень правильное определение.
Это разрозненные заметки, немного о театре и актерах, немного о киноработах, немного о жизни, судьбе. Много рефлексии и эзотеризма. Много рассуждает об энергетики театра, местами похоже на лекции.
Привожу отрывок:
Всемирная телевизионная индустрия насытила нас таким количеством художественной и псевдохудожественной информации, что в сочетании с остальными СМИ мы превратились в людей, которых удивить чем-либо вообще крайне затруднительно.
Эти и некоторые другие особенности нового бытия сильно ударили по театру. В особенности когда он начинал подражать кинематографу. Изменилось отношение ко времени. Оно стало дороже. Мы перестали смеяться над формулой: «Время - деньги». Всерьез и надолго подключить зрительское внимание к происходящему на сцене, более того, добиться самого главного в театре, - сопереживания, - оказалось теперь делом чрезвычайной сложности. Сегодняшний зритель, изнуренный неконтролируемой плотностью информационных потоков, зачастую просто не хочет подключаться к спектаклю - срабатывает элементарная биологическая защита. В лучшем случае зритель готов некоторое время вежливо созерцать театральное действо и горячо поаплодировать в финале, особенно если дорого заплатил за билеты. Кстати, зритель, оплативший дорогие билеты, подсознательно не хочет чувствовать себя одураченным и подчас упорно уходит от дискомфортного состояния в непроизвольную имитацию якобы полученного удовольствия. Вообще психология зрительского поведения - вещь увлекательная и малоизученная.
Американские исследования кинозрителя установили, например, критическую седьмую минуту. Как фильм ни монтируй, но в районе седьмой минуты наступает спад зрительского энтузиазма и наползают, сами собой, разного рода сомнения вплоть до «уж не зря ли теряю время?» После седьмой минуты обнаружены еще некоторые опасные зоны, о которых должен знать кинорежиссер.
В нашем театре никто подобных и других научных исследований, связанных с психикой зрителя, не проводил, но тем не менее серьезной режиссурой все-таки накоплены некоторые важные закономерности, которые преждевременно возводить в ранг законов, которых, кстати, в театре, в строгом смысле слова, вообще не существует. Однако есть полезные наблюдения, о которых стоит задуматься. Или сделать вид, что погрузился в пучину сложных полифонических раздумий. Это еще одна из необходимых черт режиссерской профессии: казаться чуть умнее и загадочнее, чем ты есть на самом деле. Может быть, это даже необходимо, потому что, как бы ни были хороши взаимоотношения с актерами, некоторый изначальный антагонизм существует. В глубине души и режиссер, и актерская группа всегда мучаются некоторыми взаимными сомнениями. Демонстрация интеллектуального режиссерского превосходства, даже если оно отсутствует, - возможно, своеобразный катализатор репетиционного процесса.
Возвращаясь к современной информационной перенасыщенности окружающего нас пространства, хочу сказать, что не знаю, как точно определиться в отношении седьмой минуты, но такая первая опасная в зрительском внимании зона, несомненно, существует, и я ее, как правило, достаточно надежно определяю. Сначала - на первом репетиционном прогоне, а потом - при первом соприкосновении с живым зрительным залом. Ей предшествует обязательный «кредит доверия». Если уже зритель не пожалел времени и денег, уселся в зрительном зале, какое-то время он будет взирать на сцену с вниманием и уважением. Правда, не очень долго. Но у режиссера есть в запасе три-четыре минуты, чтобы, что называется, зацепить его любопытство и «привязать» зрительское внимание к происходящему на сцепе. В зоне, определяемой мной как «кредит доверия», может происходить любая ерунда, не всегда внятная, понятная, но забрасывающая некоторые семена хотя бы обыкновенного любопытства. По окончании «кредита доверия» должна состояться важная режиссерская акция, призванная перевести психику зрителя из любопытства в интерес. Зритель должен заинтересоваться сценическим процессом, - с тем чтобы постепенно вступить в полосу сопереживания, за которой желательна зона любви к героям сценического действа. Любовь должна теоретически закончиться катарсисом - потрясением и очищением.
Из детских книг вместе с Кирой прочитали две книги с иллюстрациями Ломаева:
"Красную Шапочку" три миллиона раз
"Маленького Мука" в течение недели (длинная).
Мук, конечно, еще рано. Но выбрала сама и слушала внимательно. Иллюстрации шикарнейшие. Все-таки каждая книга Ломаева - шедевр. Текст вот только очень такой... хмм... недобрый.
Еще прочитала для себя (Кира читала с папой)
"Человеткина" на немецком. Мило, да.
Сейчас читаю:
Захар Прилепин "Обитель"
Крис Кайл "Американский снайпер. Автобиография самого смертоносного снайпера 21 века" (перед просмотром фильма)
Петрановская "Если с ребенком трудно"