Немного сора из избы, часть 3

Jun 12, 2018 15:15


Продолжение
Но вернёмся к теме. С одной стороны мы имеем безупречную вежливость и слепую покорность студентов, а с другой - пропорциональную им привычку профессоров распоряжаться, кичиться своим званием и требовать этого самого уважения и подчинения, ни мало не заботясь о собственной компетенции. Почему это так меня задевает - наверно, из-за острого контраста с ЦПСом, откуда я попала в свою лабу. Там-то - что в родблоке, что в гинекологии - дисциплина была почти армейская, со строжайшей субординацией.. Это и понятно. Дежурство, особенно в родблоке - ситуация почти боевая, уровень ответственности зашкаливает, а т.к. ложится эта ответственность целиком на плечи старшего дежурного врача, то и подчинение ему должно быть точным и безоговорочным. Но авторитет этого самого старшего дежурного врача совершенно объективен: любое осложнение в родах - ему, в операционную идти ему, что-то не так с ребенком - спросят с него, даже если его в момент происшествия не было рядом. Аналогично с системой в целом. При появлении главного врача в ординаторской все встают; в предоперационной ординатор подает фартуки сперва врачам, в потом берет себе; в смотровой перчатки и инструменты сами впрыгивают заведующей в руки руки - и всё как бы само собой, в рабочем порядке и без напряжения. А после дежурства ординатора вполне могут позвать за стол к врачам, и та же заведующая собственноручно отрежет ему кусок тортика.
Такая субординация является объективной рабочей необходимостью, никого не напрягает и уж точно, не дай бог, не унижает. Более того, в основе нее лежит не только и не столько необходимость, но и значительная доля искреннего уважения к опыту и умениям старших врачей. Мало кто в Москве и уж точно никто в ЦПСе не справится с осложненной операцией кесарева сечения лучше главного врача. Второй человек в больнице - заведующая врачебной работой - остается после дежурства на вторые сутки, чтобы лично принять роды у свой контрактной пациентки, не перепоручая ее ни очередному дежурному врачу, ни тем более ординаторам (хотя многие поступили бы именно так), а потом еще читает лекцию студентам, честно отрабатывая ставку на институтской кафедре. Опыт же работы с беременными заведующей патологическим отделением вообще превышает все мыслимые пределы. Так что никаких заглазных обсуждений и ехидных перемигиваний за их спинами среди врачей или ординаторов представить себе невозможно. Все до удивительного честно.
Не стоит, конечно, думать, что с моей ординатурой было все так уж гладко: речь только про субординацию и её обоснованность. Работой ординаторов заваливают так, что хоть вой, и ругаются на них тоже только что не матом. (Ходит даже легенда о том, как одного неудачника, заказавшего в отделении переливания неверную группу крови для новорожденного, потом в лифте били по лицу историей болезни. Но, мол, поскольку дело было в лифте, никто достоверно ничего не знает.) И все-таки, во-первых, наваливаемая работа вся по существу, а во-вторых, врачи и сами-то при этом отнюдь не прохлаждаются, руководство же больницы вообще показывает пример работоспособности и дисциплинированности. При всем при этом ни у кого даже воображения не хватило бы представить, что ординатора можно послать не в другой корпус за каким-нибудь анализом, а к кулеру - приготовить для врачей кофе. Что можно оставить после конференции на столах грязные чашки и лужицы пролитого кофе - мол, ординаторы уберут. Что можно заставить ординаторов сделать уборку (!) и вымыть полы (!) во врачебной ординаторской.
В Корее, между тем, такие поручения - самое обычное дело. Как вам, например, приказание вымыть балкон в коридоре возле профессорского кабинета? Мол, профессорше на него выходить неприятно, а у уборщицы руки не доходят. А снять после рабочего дня всю лабораторию с тем, чтобы помочь профессорше в переезде на другую квартиру? Неслабо? Спасибо, хоть мебель таскать она грузчиков наняла. Вы спросите, как же я до сих пор такое терплю? А никак. Я сразу от такого пришла в полное непонимание и решила, что терпеть этого не буду. Видимо, как говорят в художественных текстах, эта решимость отразилась у меня во взгляде, потому что лично меня профессорша за все время только один раз решилась попросить приготовить для себя и своих посетителей кофе, и то я согласилась лишь потому, что она в противном случае немедленно приказала бы сделать это другой студентке.
Да, от переезда было не отвертеться, но это дело масштабное и редкое. Зато я посмотрела, где и как живет профессорша. Всякие же мелочи она все-таки старается поручать не иностранцам, а покладистым корейским студентам; одну девочку с машиной, например, эксплуатирует в качестве личного водителя. Приказ отвезти себя в аэропорт, в больницу и т.п. - вообще обычная вещь, позвонить в полвосьмого утра и приказать подъехать к дому - тоже никакого стеснения. Та жалуется, что, мол, хоть бы профессорша ей денег на бензин давала, а то он ведь недешевый. Ей же она постоянно поручает то купить авиабилет, то гостиницу забронировать, словно та - ее секретарша. А один раз вообще заставила студентку, другую на сей раз, написать для какого-то проекта резюме на себя (то есть на профессоршу) - а это уж вовсе личное дело.
Отдельная история со стипендиями. Я-то получаю стипендию напрямую от правительства, но те, кто получает ее через профессоршу, рассказывают ужасные вещи. Мол, из отпускаемых на студентов денег она реально переводит им лишь малую часть, а в конце месяца еще и требует выписку со счета, проверяет, сколько потрачено, а сколько осталось, и остаток требует вернуть! Такое поведение профессоров даже в минобразе, похоже, вызывает беспокойство: недавно централизованно запустили специальный обязательный к прохождению интерактивный курс, в котором объяснялись права и обязанности студентов и профессоров, а в контрольном тестировании предлагались вопросы типа такого: «Профессор имеет право: а) оставить аспиранта заниматься после окончания рабочего дня; б) поручить ему следить за своей квартирой во время командировки; в) отсрочить выпуск аспиранта, если находит подготовку того недостаточной; г) запретить аспиранту подрабатывать в свободное от учебы время» (правильные ответы - а и в, если что). Курс этот вышел пару месяцев назад. С тех пор поручений типа уборки в кабинете пока не поступало. Посмотрим, что дальше будет.
А еще говорят, за последние полгода-год ситуация со стипендиями тоже улучшилась. В новости просочился подобный нашему скандальный случай, вызвавший нехилый общественный протест и даже уголовную ответственность попавшегося преподавателя, так что хотя бы выписки со счетов наша профессорша перестала требовать - только спрашивает на словах, сколько осталось. Попробовала бы у меня такое спросить! За весь комплекс услуг она периодически - то раз в полгода, то раз в неделю - водит нас всей лабой обедать в ресторан. Так уж у них принято, что старший должен иногда кормить подопечных, хотя сейчас этот обычай постепенно уходит в прошлое.
Я сейчас упомянула только про очевидные превышения профессорских полномочий, а про всякий завал работой, пусть даже несправедливый, но все-таки по существу, я вообще не упоминаю, т.к. он и в ЦПСе был, и вообще, наверно, нормален (см. пункт а) из тестового вопроса). Кстати, как раз такой тип работы из всей лабы в основном достается мне - внеурочные экстренные доклады, корректировки, работа со списками литературы, борьба с плагиатом и пр. - отчасти из-за завышенной оценки моих англоязычных способностей (стереотип «белый человек = носитель английского»), отчасти из-за не скрытой вовремя способности адекватно докладывать статьи. Но все же я при этом никогда, вот ни разу не занималась лабораторными делами после окончания рабочего дня или, тем более, в выходные. Ну разве что из-за неотложных опытов задерживалась несколько раз, когда клетки просто погибнут или белки разрушатся без немедленного вмешательства. И надо сказать, такая моя принципиальность встречает большое осуждение со стороны однолабников.
Я уже писала в майском посте, что старание студента оценивается по проведенным в лаборатории внеурочным часам. При этом тот, кто регулярно задерживается в лабе или приходит намного раньше девяти (а есть и такие), не является «молодцом», а является нормальным студентом, а вот такие индивидуалисты как я... Через некоторое время после моего прихода в лабу мне начали откровенно выговаривать, что я веду себя недостойно аспиранта, вставая и уходя ровно в 6 или даже в 6.20. «Вот я в свое время, - поучает старшая, - не уходила домой раньше 11-12 ночи, а иногда опаздывала в общагу к комендантскому часу и ночевала в семинарской». Можно было бы еще хоть как-то оправдать такие наезды, если бы я, скажем, не справлялась со своими опытами или с общественной нагрузкой, но нет же! Знаете, что приводится аргументом? «Когда ты задерживаешься допоздна, профессорша видит твое старание и приверженность работе. Нужно обязательно демонстрировать ей свое прилежание!» Смешно? Вот и мне тоже. Я бы так до конца и ингорировала сии замечания и навлекла бы, наверное, на себя в конце концов нешуточный гнев, если бы не одно удачное совпадение. Некоторое время назад у меня образовались дела, которые как раз нужно было делать вечером, и не в общаге при соседке, а в пустой лаборатории. Дела эти к учебе никакого отношения не имели, и, оставаясь в лабе после шести, я в ожидании их занималась фотошопом или писаниной постов в ворде. Лабовцы, однако, были абсолютно счастливы, видать, решили, что я, наконец, перевоспиталась, взялась за ум, окореилась в доску - и их отношение ко мне резко потеплело. Я же, совершив внутри себя значительное усилие, оставила их в этом заблуждении.
Но если прилежание студента оценивается по готовности его к внеурочной работе, то прилежание профессора, похоже, в немалой мере оценивается по его способности загружать студентов и держать их в ежовых рукавицах. Наша лаба в этом отношении являет собой далеко не самый типичный пример. Профессорша ограничивается тем, что, запирая на ночь кабинет, оставляет свет гореть до утра - не из забывчивости, а для того, чтобы создать впечатление фанатичной ночной работы (это мне корейцы объяснили, до меня б не дошло). И пусть она не разбирается в опытах, зато она не создает для нас вовсе уж невыносимых условий существования. Подумаешь, мы вынуждены приходить в лабу на полдня по субботам! Зато в остальные дни мы приходим не в 8, а уходим не в 11 ночи (самая обычная практика); зато профессорша почти никогда не позволяет себе откровенно орать на нас и не ругает корейскими матами, не задерживает выпуск на полгода или на год, не заходит ежеминутно в лабу проверить, чем мы заняты в промежутках между опытами, не запрещает хотя бы раз в год брать одну-две недели и ездить домой, не требует приходить на работу во время официальных праздников и т.д. и т.п. Поверьте, я не выдумываю сейчас ни на йоту, все эти «не» существуют на самом деле. В конце японского поста есть небольшой рассказ про мою пусанскую коллегу - вот она имеет все эти прелести по полной программе. Ходят тут еще по универу маленькие камбоджийки с факультета океанологии - это тоже точь в точь про них. Частично то же самое происходит в соседней микробиологической лабе, и еще много где. Так что все вполне сбалансированно: готовность студентов подчиняться и готовность профессоров командовать.
Вообще же, следует отдать корейцам должное: по крайней мере с тем, с чем могут, они пытаются бороться, и даже небезуспешно. И инвестиции повышают, и оборудование совершенствуют, и борются с произволом профессоров. Другой пример их успеха в этой области - фактическая ликвидация взяток в сфере образования. С этим боролись очень жестко. Раньше без «подарков» учителям, говорят, не приводили детей в школу, аналогичная проблема была в вузах. Сейчас достаточно диктофонной записи или фотографии в телефоне, чтобы на преподавателя завели уголовное дело. Существует официальный перечень, устанавливающий, на какую сумму преподавателям какого уровня разрешается дарить подарки (условно, учителям младшей школы не больше, чем на 60 тыс. вон раз в полгода). Но теперь, говорят, и дающие, и потенциально принимающие так сильно напуганы, что к означенной сумме не подбираются даже близко (не забываем, что в Корее сильно развито доносительство, и заснять на камеру может не только явный недоброжелатель, но даже просто малознакомый человек - из острого чувства гражданского долга, а спорить потом насчет суммы подарка будет чревато). Так что сейчас, как я посмотрю, даже на выпускной преподаватели часто остаются элементарно без цветов.
К слову замечу, хотя это совсем не в тему, есть черта, которая однозначно заслуживает в корейцах уважения - высокая политическая активность. Они не позволяют (в отличие от кое-кого) своим политикам идти против мнения большинства и не прощают чиновникам явных аморальностей. Про подробности импичмента в 2016 году читайте у Ланькова - очень яркий пример. Тенденция та же, что и со взятками, почему я, собственно, сейчас об этом и вспомнила.
И еще - насколько я вижу, не во всех областях образования все так плохо, как в естественно-научных. Во-первых, всем известно прекрасное корейское измерительное оборудование. Там нужны не открытия, а модификация и модернизация, нужна точность, компактность и удобство - и все это есть. Еще пример - подготовка переводчиков. Прожив почти год с китаянкой-переводчицей, я удивилась тому, насколько качественно их натаскивают - и на письменный перевод, и на устный, отдельно последовательный и отдельно синхронный. На занятиях по синхронке они, кроме шуток, садятся в кабинку в наушниках и по одному отдуваются перед всей аудиторией. Неслабо так. Все это я ради смеха подвожу под свою теорию материально проверяемого результата: мол, с инженеров спрашивают оборудование - пожалуйста, оно есть; переводчики на выходе должны свободно тарабанить в обе стороны - и это будет; ну а исследовательские лаборатории должны печатать научные статьи в иностранных журналах - конечно, обязательно! Только вот... все-таки этого недостаточно для настоящих значимых открытий. Так что пока, боюсь, их решительные действия не приведут к воспитанию блистательной плеяды нобелевских лауреатов. С другой стороны, они усердно создают каркас, хорошие условия для научной деятельности, а свято место, как известно, пусто не бывает. Так что может быть, рано или поздно форма эта откуда ни возьмись заполнится достойным научным содержанием? В России, например, даже такой надежды нет, т.к. глубокая научная мысль, витающая в головах ученых и основанная на прекрасных базовых знаниях, убивается насмерть о те самые нулевые инвестиции, оборудование времен СССР и прочие прелести отечественной науки. Прогресса же в этом направлении что-то не предвидится.
И вообще, меня посетила депрессивная мысль, которая, к сожалению, некоторым образом похожа на правду. Очень может быть, что я пишу о корейском образовании в таком ключе только потому, что в России училась как-никак в МГУ, а здесь сижу в задрыпанной лаборатории отсталого провинциального ВУЗа. Может, все дело только в этом? Может, если бы в России я закончила, не приведи господь, Уральскую медицинскую академию, а после нее каким-то чудом оказалась в Сеульском университете, все представилось бы мне в точности наоборот? От души надеюсь, что нет. Во-первых, я по мере сил все-таки стараюсь быть объективной, не просто аппроксимировать ситуацию в нашей лабе на всю страну, но черпать знания и из других источников. Кстати, первое понимание того, что с корейским образованием что-то не так, пришло ко мне вовсе не здесь, а еще в Инчхоне, Инчхонский же госунивер входит в список лучших ВУЗов страны. Еще я стараюсь говорить о системе в среднем, как, во всяком случае, мне с моей позиции ее видно. Я не строю иллюзий и знаю, как много сейчас в России школ, где не только не учат логическому мышлению, но и вообще практически ничему не учат, потому что это невозможно из-за отсутствия у детей элементарной дисциплины. До 8-го класса я училась в обыкновенных районных общеобразовательных школах, не самых плохих, конечно, но все-таки знаю, о чем говорю. А есть еще такие школы, в которых значительная часть детей, кавказско-среднеазианской крови, вообще не понимают русского языка! Но, тем не менее, повторяю, провал в достижении цели не означает, что цель не была поставлена. В Корее же ситуация совершенно иная. Им ничто не мешало бы достигать прекрасных педагогических задач, у них есть для этого все условия, мотивация, дисциплина - но... они не ставят задачу, даже не пытаются на выходе создать устойчивую базу знаний и умение ими манипулировать. Все держится, и весьма хлипко, только на зубрежке до ближайшего экзамена. Это, опять же, средняя ситуация. Общеизвестно, что в Корее есть отличные (безумно дорогие, кстати) школы с математическим уклоном, а при наличии денег и желания репетиторы могут неплохо натаскать ребенка и на физику, и на мировую историю, и на что угодно - но это не система, это частные случаи. Ну и наконец, даже если я глобально неправа в своих выводах, по меньшей мере то, что я описываю - тоже правда. Я пишу о том, что вижу, так что можно просто воспринимать все это как отдельный кусок корейской жизни. Была бы в Сеульском университете - писала бы о том, что видела там.
Ну и напоследок громогласно привожу ответ на один фундаментальный вопрос, который за все это время не задал мне только ленивый - что же я вообще делаю в этой аспирантуре, если мне все здесь так не нравится. Отвечаю. Во-первых, сама постановка вопроса имела бы смысл только в том случае, если бы мне для стажировки предлагали на выбор Корею и, скажем, Австралию, Германию или что угодно иное. А во-вторых и в главных, задавая такой вопрос, вы изначально неверно представляете себе мои мотивы. Для того, чтобы выбирать между стажировкой в Корее и в иных странах нужно а) изначально иметь планы на стажировку за границей и б) иметь целью научную карьеру. В моем же случае план поездки за границу возник совершенно спонтанно, и целью его было дотянуть до нормального уровня корейский язык, раз уж мне приспичило его выучить. Любой желающий давно мог заметить и удивиться тому, с какой легкостью я предала родные акушерство и гинекологию в пользу никчемной, внезапно возникшей биохимии. На самом деле я довольно-таки помучилась над этим вопросом, но решение приняла, как всегда, в пользу удобства и спокойствия - до биохимической лабы мне идти пешком от общаги 10 минут, а до больницы ездить было б ежедневно на автобусе. Да-да, вот так случайные моменты меняют историю. Скажете, я упускаю свой шанс? А между тем, я не напрягаясь фигачу на корейском получасовые доклады, хотя словарный запас мой стал довольно однобоким из-за частого биохимического применения. Но это дело поправимое. Далее. Корейский язык на самом деле тоже не цель, а лишь предлог. А цель моя, как и цель основной массы людей - жить в приятном месте и зарабатывать максимальное количество денег при минимальных усилиях. Дак почему бы мне не пожить пару-тройку лет на отдаленном острове, окруженном чистым морем в загородном универе на склоне старого вулкана? Стипендия моя по корейским меркам весьма невысока, а сижу я в лабе полный рабочий день. Все верно. Но чтобы заработать аналогичную сумму в России, мне пришлось бы бегать по двум-трем работам, и где гарантия, что работа та была бы более наполнена смыслом, нежели моя теперешняя? А научных претензий у меня, как любой мог заметить, практически нет, так что вся никчемность здешних биохимических изысканий вызывает у меня не раздражение, а скорее иронию. Ну что, у кого-то еще остались вопросы?

P.S. Да-да, я вижу, что изначальная моя попытка вынести немного сора из нашей здешней избы обернулась буквально прорывом канализации. Но мне неохота менять изначально задуманное название. Пусть остается.

Корея, Учеба

Previous post Next post
Up