Айзек Азимов. Стальные пещеры

Mar 10, 2008 12:38

"...
    - Глупости! - воскликнул Клусарр. - Какой дурак согласится оставить обжитое место ради пустых миров?
    - Согласятся многие. И вовсе они не дураки. Им помогут роботы.
    - Никогда! - снова вспыхнул Клусарр. - Роботы - ни за что на свете.
    - Почему, ради всего святого? Я тоже их не люблю, но жизнь мне дороже всяких предрассудков, - убеждал Бейли. - Почему мы боимся роботов? Все дело, скажу я вам, в нашем комплексе неполноценности. Мы все чувствуем себя ниже космонитов и ненавидим это чувство. А нам нужно хоть в чем-то кого-то превосходить, и нас бесит, что мы не можем позволить себе это даже в отношении роботов. Нам кажется, что они лучше нас, только это неверно. Вот в чем ирония, черт возьми!
    Бейли испытывал необычайное возбуждение.
- Возьмите этого Дэниела, с которым я пробыл больше двух дней, - продолжал он. - Он выше меня ростом, сильнее и интереснее, чем я. В общем, похож на космонита. У него память лучше, и знает он больше моего. Ему не нужно ни спать, ни есть. Его не тревожат ни болезни, ни паника, ни любовь, ни чувство вины. Но все-таки он - машина. Я могу сделать с ним все, что захочу. Как с этими микровесами. Вот я ударил по ним, и они не могут дать мне сдачи. Не сделает этого и Дэниел. Я могу заставить его прикончить себя бластером, и он подчинится.
    Нельзя построить робота, который мог хотя бы сравниться с человеком в том, что нам дороже всего. Мы не можем наделить робота чувством прекрасного, сознанием эстетических и религиозных ценностей. Его позитронный мозг не в силах ни на йоту оторваться от совершенного практицизма.
    Мы не можем сделать такого робота, черт его побери, не можем! И не сможем до тех пор, пока сами до конца не разберемся, отчего тикает наш собственный мозг. Пока существуют непонятные науке явления. Что такое красота, любовь, доброта, искусство, наконец? Мы вечно топчемся на грани неизведанного и пытаемся понять то, что недоступно пониманию. Именно это и делает нас людьми!
    Мозг же робота мыслит законченными категориями. Он рассчитывается до последнего десятичного знака и имеет конец. Создать иной мозг пока невозможно. Так чего же боитесь, черт побери! Робот может принять обличье человека, быть красивым, как бог, но он не больше человек, чем кусок дерева. Неужто вы не понимаете этого?
..."
не большой кусочек но все же...
читаешь... и начинаешь переоценивать некоторые истины..

Цитаты

Previous post Next post
Up