18 марта - учебный день

Mar 19, 2020 00:42

Честно, лекции по православной иконописи я включала без особенного энтузиазма. Вдохновляло только то, что у Текенджиева я уже училась, он - знак качества, и полтора часа его рассказов об изображении света в иконографике я отслушала как сказку. И всё равно - ну ы, опять храмы, мне бы что-нибудь про римлян...

...через сорок минут я выбежала в гостиную и завосклицала прямо в младшую дочь:
- Ты можешь себе представить новозаветное изображение Троицы?
- Вообще нет, - отозвалась Вика, отрываясь от мобильника. - А что с ним не так?
- Традиционную Троицу Рублёва помнишь? Три бесполых ангела вокрул престола?
- Ну да, у нас была на истории искусства.
- Так вот это - развитие ветхозаветного сюжета о видении трёх ангелов, о Саре и Аврааме, и в православной иконописи три лика принято изображать именно так - как трёх ангелов. При этом фактически из Троицы нарисовать можно только того, кто воплотился в человеческом теле - то есть Иисуса.
- Ну да, а что не так-то?
- А то, что во времена османского ига в Болгарию приходит в том числе и католическое изображение трёх ликов Бога - как старца, юноши и голубя. И в позднесредневековых монастырях есть такие иконы - рядом старец и юноша, а между ними - голубь! Фактически поперёк византийской традиции! А сейчас будет лекция об Иммануиле, а также о святой Черепице, и я хочу узнать, что это такое!

Ещё через сорок минут я написала другу А.:
"Ты знал, что у Плащаницы есть история, вообще никак не связанная с дорогой на Голгофу? История про художника и полотенце с прижизненным изображением Христа? А я вот только что узнала! И никаких тебе мучений!"
- Ты ничего не путаешь? - спросил телефон голосом друга А. - Туринская плащаница - это погребальная пелена с изображением Христа.
- Я не о ней, я о Плате Вероники версус святой Урбус!
- А, ты о той истории, когда к Христу пришёл отец ребёнка с просьбой об исцелении?
- Не отец, а художник, посланный правителем Едеса! И Иисус ответил, что сам прийти в Едес никак не может, и сделал вот так...
- Взял полотенце, утёрся, на ткани отпечатался его лик - и это одно из двух прижизненных изображений Христа, - и полотенце отправил вместо себя?
- Ну да! И правитель Едеса исцелился и крестил весь город, а полотенчик вмонтировал над воротами, чтобы оно благословляло всех входящих. Так Едес стал первым христианским городом - но потом правитель умер, и его наследники вернули всех в язычество, но христиане решили сохранить святыню, поставили в нишу с ним свечечку и закрыли это всё черепицей, а потом замазали штукатуркой. И когда через четыре века, уже при Константине, этот тайник вскрыли - свечка ещё горела, а на черепице отпечатался зеркально лик Христа, и так получилось две одинаковых картины, первые иконы с изображением Спасителя. И, понятное дело, Константин забрал это себе, в церковь Богородицы при Маяке - Фаррскую церковь, руины которой есть до сих пор в Стамбуле в районе большого ипподрома.
- Это же апокрифы, - отозвался друг А.
- Это же круто! - воскликнула я. - Апокрифы - и история болгарской иконописи! Знаешь, как здесь делают? В куполе - Христос Вседержитель, а под ним на четырёх арках на восточной стороне - Ветхий Деньми как символ того, что Бог-Сын родился вне времени, на западной - младенец Иммануил как спаситель мира и существо, воплощённое на определённой временной точке, на южной стороне - святой Полотенчик, а напротив него - святая Черепица как символы веры в то, что Иисус действительно жил здесь в теле и, следовательно, его можно нарисовать!
- Я - знаю, - сказал А. - И ещё у меня есть... Ты хорошо сидишь? - и просто прошёлся по заголовкам книг в своей библиотеке.
- То есть если я всё это у тебя прочту - я смогу увидеть изнутри те базилики, мимо которых каждый день бегаю?
- Ну например.
- Я поселюсь в твоей библиотеке. А знаешь, куда из Константинопольской сокровищницы делись Полотенчик и Черепица? Наверняка же знаешь: крестоносцы наши любимые спиздили во время Четвёртого крестового похода! Давай сделаем уже лекцию по крестовым походам.
- Радость моя, ты помнишь, что у нас карантин?
- А мы дистанционно! Запишем и выложим! У крестоносцев, наверное, вообще непростая жизнь была, и это не помешало им стырить святыни из Константинополя!
- Мы подумаем, как это можно сделать, - сказал А. и попрощался, пожелав мне приятного вечера среди апокрифов.

Есть вообще хоть что-то, чего он не знает об искусстве, ммм?

я учусь на гида, мои друзья художники

Previous post Next post
Up