Евксиноград прекрасен: 900 гектар парка, крошечный дворец, винарня, конюшни, оранжереи, базы отдыха - всё это спрятано в тихих уголках за деревьями, вообще не найдёшь.
Просто так туда не войти, он - правительственная резиденция; или с группой на экскурсию, или по специальной карте гостя. Можно позвонить и записаться в сборную группу, а можно собрать свою, позвонить и записать сразу всех.
Ну я и собрала.
Евксиноградцы замечательные - выбрали удобную дату и хорошее время (полдень, а не девять утра), дали отличного экскурсовода (хотя там все славные) и вообще снова хочется с ними работать (в июле сделаю ещё группу, если не будет адовой жары).
Группа собралась за один заход - все пришли, принесли мне денег за билеты (я собирала заранее, чтобы не волноваться), и список заполнился. Я думала, что группу мы не наберём; но потом сообразила, что 28 человек - это четырнадцать раз по двое, а про Дворец у меня точно спрашивали чаще.
Я оказалась не лучшим переводчиком: к тому, о чём рассказывала экскурсовод, добавляла примерно столько же и ещё немного. Дворцовый гид после второй точки заметила с ехидцей:
- Похоже, вы знаете больше меня.
- Я у Облакова учусь.
- О-о-о-о! - и всё, никакой иронии, только уважение. - Видела, как он работает, когда прошлым летом приводил группу с "Восточного экспресса" - невероятный человек.
- Вот, - говорю, - Хочу быть такой же, только на русском.
В самом начале, во французском саду, по случайности мы пробыли на пятнадцать минут дольше положенного - и облазили весь садик, и натворили фотачек, и я ещё про здание порассказывала, а дворцовый гид нам показала трубы системы отопления и много чего ещё; а потом нашего фотографа попросили уйти с рукотворного островка, и мы пошли дальше, к мраморному барельефу.
Фронтон сожжённого дворца мамы царя Фердинанда прибыл в Варну на Восточном экспрессе инкогнито - по частям, для большей сохранности. Вскоре прибыла сама Клементина Бурбон-Орлеанская, дочь последнего французского короля Луи-Филлипа и мать первого царя Третьего Болгарского царства Фердинанда Первого, одобрила Евксиноград, произвела очень приятное впечатление на варненцев, благословила сына - и уехала.
А фронтон оставила.
Сейчас от
Сен-Клу не осталось даже руин; на его месте - огромный парк, любимое место отдыха парижан. А часть шато Сен-Клу украшает Евксиноградский парк.
При том, что нам показали очень небольшой участок парка - мы увидели очень много.
Видели солнечные часы, подарок английской королевы Виктории (той самой, которая любила поезда) - в честь отстройки Варны после Крымской войны. На часах - надпись: "Пусть другие говорят тебе о бурях, я считаю только солнечные дни". Над часами - дерево, разрослось так, что тень его не даёт определять время; стрелка часов указывает север, юг и широту местности.
Видели резиденцию Людмилы Живковой, "Солнечное бунгало"; там в прошлом году останавливался президент Франции Макрон; остальных домиков базы отдыха не видели, но
они есть и в них можно
просто поселиться на время.
Видели сташестидесятилетний гималайский кедр и обнимали его вшестером все по очереди. Дерево - настоящий патриарх, никто не знает, откуда оно взялось, но, когда на мыс пришли братья-монахи строить церковь святого Димитра, кедр там уже был.
Видели дворец, просторный, лёгкий, прохладный, красивый - не оторвать взгляда. Маленький такой, настоящий дачный домик - в котором вся семья жила на втором этаже, а князя Кирилла, второго сына, выселили на первый в отдельную "квартиру", потому что он был тусовщик и мешал остальным.
Видели мебель, с которой во времена социализма были стёрты короны над геральдическими львами - а сами львы оставлены.
Слушали, как рождалась эта местность - как сначала были братья-монахи и маленькая церковь святого Димитра, восстановленная ими из руин; как вдвоём они сажали виноградники и строили винарню при монастыре; как один из братьев ушёл работать настоятелем в храм святых Константина и Елены на целебном источнике неподалёку; как местность, где прежде были только камни и песок, становилась потихоньку самым приятным местом отдыха близ города; как князь Александр Баттенберг приехал с дозором во владенья свои, увидел виноградники - и возмечтал построить тут дворец, и братья-монахи с удовольствием продали ему эту землю - немецкому принцу было ужасно тяжело работать болгарским князем посреди развалин османской империи, из которой европейские города пока только рождались. И как потом Фердинанд Первый, сменивший Александра Баттенберга, привозил австрийцев и немцев, как те строили первую в стране профессиональную винарню, а для парка привозили плодороднейшую землю из устья Камчии, как великий парковый инженер Антон Новак разбил для царя сад с растениями всех климатических зон - и ушел от своего высокопоставленного патрона, - и как великий софийский архитектор Никола Лазаров заканчивал проект дворца после австрийского мастера. А вот какие слова он говорил о своём коллеге - мы не знаем, потому что Фердинанд Первый был настоящим аристократом и потомкам этого не передал.
Смотрели на генуэзскую крепость Кастрици; спрашивали, когда уже будут туда экскурсии. Гид удивлялась: зачем вам, там нет ни стен, ни башен, там просто развалины, это же древние руины, каких тут много. Мы отвечали: вот именно за этим.
А после маршрута мы всей группой пошли в магазин Евксиноградской винарни и накупили белого вина. Я допила воду, и мне налили прямо в бутылку из-под неё белого купажного вина прошлого года - траминер, шардоне и мискет. Очень простое столовое вино приятного холодного вкуса. А своим спутницам я рекомендовала мискет позапрошлого года, очень уместный к белым сырам.
Альбомы с прогулки -
на странице "Ходи-смотри", спасибо нашим фотографам.