По этому поводу написала огромную статью про Сурву.
http://news.flarus.ru/?topic=4679 Зачем такие страшные костюмы?
Зачем маски и колокольчики?
Зачем жених и невеста - оба мальчики, что на языческом празднике делает христианский поп под ручку с медсестрой на каблучищах, зачем этот рогатый чёрт мажет зрителям углём по щекам, а тот горбатый демон стучит огромным тыквенным пенисом по всем желающим? Откуда это всё и о чём кричат "Сурва, сурва, сурва година"?
https://www.lukovit.bg/bg/novini/za-peti-poreden-pat-lukovit-pochete-vekovnata-kukerska-traditsiya/ Вот что пишет о сурве болгарский толковый словарь:
Сурваки - Сурва, Васильовден, Нова година (1 января, то есть 14 по старому стилю) - болгарский народный праздник, отмечающий начало нового календарного года.
Сурва - Международный фестиваль маскарадных игр в городе Перник, самый большой в Болгарии и вообще на Балканах, и один из самых крупных демонстраций народных игр и обычаев в Европе и в мире.
Сурвакане - болгарский народный обычай, исполняемый в праздник Сурваки. Известен везде на нынешних и бывших болгарских территориях, а также среди болгар, живущих в чужбине.
Сурвачка или сурвакница (устар. сурукница) - украшенная лентами и фигурками ветка дерева, которой люди по старому болгарскому обычаю взаимно "сурвакают" в Новый год, легонько ударяя друг друга по спинам и желая здоровья, счастья, удачи и прочих радостей жизни.
http://bnr.bg/ru/post/100642303/surva-vesela-godina Пока вроде всё понятно: это как колядки, мы про такое слышали; ходят люди в новый год, поздравляют друг друга, бьют друг друга в шутку и на удачу. Миленько, народненько. Один день в году.
Так?
Ну... Нет.
Если искать не сурву, а "кукерские игры", картина получается шире и глубже.
Первым днём нового года сурва начинается - но не ограничивается. Да, первые кукерские игры на сурву - это начало года по старому стилю, но не день, а ночь с 13 на 14 января. Сурвакари сёл вокруг города Перника обходят свои сёла; группу кукеров города Перника возглавляет госпожа мэр города Перника; шествие начинается воем и визгом волынок, сопровождается грохотом колокольчиков и заканчивается огнём.
Выглядит это примерно так:
http://pernik.bg/p/na-13-yanuari-zapochva-avtentichnata-surva-v-pernishkite-sela После чего сурвакарские игры идут по всей стране. Все самые тёмные месяцы года в разных сёлах, в разных городах, в разных концах страны люди в шкурах животных и огромных рогатых масках обходят односельчан, палят огонь, шумят и хохочут, пляшут и гремят чанами.
Чан - это не огромное жестяное ведро. Это болгарский колокольчик. Который звучит как огромное жестяное ведро. На каждом кукере чаны висят гроздьями, отбивая ритм сурвы: дан, дан, ран-дан-дан.
Бывают общегородские игры - на них собираются кукеры из разных областей, иногда даже из заграниц (Македония, Словения, Словакия, Албания - тоже играют похожие маскарады). Шествия ряженых идут по всему городу, при каждой группе - свой музыкант, а иногда и несколько, и стон болгарской волынки вместе с уханьем барабана, воплями дудки и грохотом чанов долетает до девятого неба. Расписание таких праздников известно обычно к ноябрю - и можно весь январь и февраль путешествовать по стране вслед за кукерами.
Бывают местные игры, на которых чужих не то чтобы не ждут - просто им там неоткуда взяться.
Открывает сурву город Перник, а закрывает - город Ямбол, где под занавес зимы - в последних числах февраля, - собирается фестиваль "Кукерландия", где можно посмотреть костюмы и маски.
И уже после того, как весна неотменяемо наступает, - сильно после Пасхи, в самом конце апреля, - играет карнавал Варна, и зовёт присоединиться к общегородскому шествию всех кукеров, оборотней, актёров, ряженых, шутов и шаманов.
Окей, грохот - отгоняет злые силы, огонь - палит зиму, страшные костюмы - традиция. Откуда она взялась такая?
Болгары - не один народ, а единый из трёх.
Изначально на этой земле жили фракийцы (траки) со своими представлениями о мире людей и богов.
У большинства оседлых народов был свой пантеон во главе с солнечным божеством, дарителем и покровителем жизни, оплодотворяющим мать-землю. С приращением ночи солнце умирало; с приращением дня, тепла и света - воскресало к новой жизни; у многих древних народов существовал культ умирающего и воскресающего божества; и практически у всех был праздник первых дней нового года - дней, когда люди помогают солнцу родиться, дней, когда люди выкрикивают, выплясывают, выжигают страх не дожить до тепла.
У древних фракийцев такие ритуалы тоже были; некоторые историки осторожно говорят о том, что бога-солнце здесь тогда называли Сурегет, Сургаст, Суротер, Сура; одновременно с этим в Персии он был Зурван, в Индии - Сурья.
кукеры и ритуал почитания Зурвана, источник
http://samoistina.com/zurvan.htm В тринадцатом веке до нашей эры во фракийском городе рождается Орфей - по одним источникам, сын фракийского речного бога и музы Каллиопы, а по другим - сын Каллиопы от Аполлона. Великий фракийский жрец и величайший музыкант, он создаёт новое мистическое учение. Орфические мистерии надолго переживают своего создателя, о них подробно пишут и в 4, и в 5 веке до нашей эры. И одна из них - о Дионисе Загрее, сыне Зевса и Персефоны.
Зевс посетил Персефону, богиню плодородия и царства мёртвых, в образе змея; в положенный срок она родила рогатого младенца, который, едва родившись, залез на отцовский трон и начал метать молнии. Законная жена Зевса, Гера, подговорила титанов - стихийные силы земли, - похитить ребёнка; а они его не только украли, но и разорвали на части, сварили и сожрали, оставив только сердце (его божественную сущность). Узнав об этом, Зевс испепелил пожирателей, и из пепла, смешавшейся с кровью бога, произошел человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и силой Диониса. Так орфизм говорит о двойственной человеческой природе и о равенстве всех людей, независимо от сословий (идея, революционная как для Фракии, так и для Древней Греции). Нравственный долг каждого человека, учили орфики, состоит в том, чтобы содействовать освобождению дионисийского начала, очиститься от унаследованной от титанов скверны. Орфизм очень быстро распространяется по всему цивилизованному миру, воспевая культ Диониса, божества мистерий.
http://sparotok.blogspot.bg/2015/02/blog-post_27.html На доорфические фракийские мифы об умирающем и возрождающемся Суре история Диониса ложится как родная. Вот он рождается, полный сил - вот падает, разорванный титанами - а вот снова восстаёт из пепла.
Шли годы.
Дионис в Древней Греции брал под своё покровительство виноградники - а вместе с ними вино, сатиров и нимф, - и театры - актёров, писателей, комедии и трагедии. Орфические мистерии трансформировались в дионисии - весенние греческие празденства, которые шли в конце зимы - начале весны. Шествия людей, переодетых сатирами, представления комедий, ряженые, шум, пляски, а также вино и поэтические состязания - так выглядели общегородские праздники; частные дионисии были более мистическими, чем вакхическими (но Бахусом Дионисия уже вовсю называли).
И в таком виде дионисии возвращаются на родину, во Фракию, где вину и виноградарству покровительствует отдельное божество - Дарзалас, - и существуют под именем "розалии" как праздники конца зимы и рождения нового солнца.
http://sparotok.blogspot.bg/2015/02/blog-post_27.html В начале шестого века нашей эры во Фракию приходят славяне - набегают волной, разрушают города, приносят своих богов, остаются жить на этой земле. У славян тоже есть циклические ежегодные праздники.
У их верховного божества - солнца, - четыре персоналии:
- слабое зимнее Коледа, рождающееся после зимнего солнцестояния;
- крепнущее Ярило, набирающее силу после весеннего равноденствия;
- мощное Купала - появляющееся после летнего равноденствия;
- и мудрое Световит, появляющееся после осеннего солнцестояния.
И зимний праздник рождения нового солнца сопровождается колядованием - песнями, плясками, жертвоприношениями (позже - подарками друг другу), и так укрепляется, что в славянских землях даже Рождество Христово называют Коледа. В общем - логично: новый Спаситель родился в конце декабря - а у нас уже есть праздник рождения для этого времени, ну не Песахом же его переназывать.
Современные коледования в Родопах,
источник Так что дионисии, до того имевшие чёткий античный привкус, обогащаются ритуалами, традиционными для славян: сватовство, женитьба, прыжки через костёр, - а к свите Коледы, к вакхическим сатирам, пристраиваются славянские тотемные животные и люди, наряженные другими людьми. Общеславянские праздники благословения нивы - русалии, - переползают в начало года, ближе к дионисиям.
И наконец в 681 году на эти земли приходят праболгары.
Хан Аспарух
https://e-medievalia.uni-sofia.bg/ Кто они были такие?
Тюркские племена кутигуры и утигуры, бешеные наездники, неугомонные победители всего и вся.
Зачем они сюда пришли?
Искали места вдали от гуннов, хазар, авар и прочих племён, раздиравших на части бывшую Великую Булгарию. Это государство существовало в причерноморских и азовских степях под единоличной властью хана Кубрата, вождя кочевых тюркских племён, и распалось с его смертью. Один из его сыновей, молодой хан Аспарух, привёл свою конницу в Придунайскую Фракию и сказал: здесь будет Болгария.
В цивилизованную римскую империю, сильно изменённую уже разрешённым христианством и слегка побитую славянскими племенами, праболгары приносят свой календарь и свою руническую письменность. Они - ни разу не оседлый народ, - приносят своё, принципиально иное представление об устройстве мира, свои ритуалы и свои способы взаимодествовать с миром духов. Их верховное божество - Тенгри, Небо, - передаёт свою волю каганам (ханам), отмеряет срок человеческой жизни и оплодотворяет Мать-Землю. В праболгарском пантеоне три главных божества - Небо, Мать-Земля и Властелин Нижнего Мира, - командуют остальными второстепенными духами. Их жрецы - мощные шаманы, заклинатели духов, - знали, что весь окружающий их мир, все животные, люди и предметы полны особых сил; некоторые - созидательны, некоторые - разрушительны, с ними можно взаимодействовать и их можно перенимать друг у друга. С точностью до часа праболгары высчитывали дни, когда можно и когда нельзя начинать дела, и могли отменить военный поход, если он попадал на неправильную фазу Луны.
рунический символ бога Тенгри из Плиски
http://www.promacedonia.org/vb/vb_galerija.html#3 Так что древний фракийский ритуал почитания солнца - Сура, - дополненный дионисийскими мистериями, обогащённый колядками и прыжками через костёр, прирос шаманскими плясками, общением с духами и изгнанием зла.
Крещение Болгарии изменило многое, но не всё.
Появилась единая письменность - сложнейшие болгарские руны и греческий язык превратились в кириллицу; царь Симеон Первый превратил Болгарию в культурно-просветительский центр Европы. Болгарские шаманы продолжали плясать и отгонять зло, шуметь и жечь огонь. Члены делегации, сопровождавшие крестителя болгар князя Бориса I, во время аудиенции у папы Николая I засыпали его вопросами о том, что и когда дозволено делать христианину. И судя по тому, что некоторые языческие ритуалы дожили до наших дней - ответы папы не во всём удовлетворили новообразованную христианскую общину.
Кукеры прошлого, источник:
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:BASA-2072K-1-373-19-Kukeri_from_Bulgaria.JPG Во времена Османского ига все дороги страны стали очень медленными - немусльмане были лишены права свободного поселения. На протяжении пяти веков люди играли сурву, кукеры и русалии изгоняли зло, ритуалы менялись и развивались во времени - но оставались чётко привязанными к месту.
Так что у каждой области страны - свои кукерские костюмы.
Колядки игрались вокруг зимнего солнцестояния - 22 декабря и чуть далее. Коледари обходили дома, пели песни, благословляли хозяев.
Дальше шло Рождество.
Дальше - ритуал встречи нового солнца. Игралась сурва - люди весело стучали друг другу по спинам сурвачками и желали друг другу удачи.
Между ними шли русалии - обрядовые целительские танцы, удивительное болгарское шаманство, которое не только одобрялось, но и поощрялось церковью.
Дионисии изначально игрались с 5 по 15 февраля - так что кукерские игры фактически шли всё тёмное и холодное время года.
Умеет эта земля зажечь, я вам скажу!
История о первом кукере в коротком мультфильме:
https://youtu.be/VgZya3xe2zk Как выглядит кукерский праздник сейчас?
"Кукерская игра заново освящает союз человека и природы: земля - женщина, пахота - обладание, засеивание - оплодотворение, зерно - мужское семя; умирание зимы - убийство Царя, приход весны - воскресение Царя. Кукерские танцы - заклинания, движения их алых мечей символизируют половой акт; их прыжки убеждают ниву расти высоко; удары и падения - это отяжелевшие от зерна колосья; падая на землю, кукеры заряжаются её силой; а звон колокольчиков отгоняет злых духов.
Кукерство - часть подготовки молодых парней к семейной жизни. (...) Парень, который не коледовал, не сурвакарствовал и не кукерствовал, не мог жениться и становился женихом "второго сорта", которому и невеста полагалась соответствующая - больная, вдовица или изгнанная мужем.
https://www.webcafe.bg/webcafe/galeriya/id_210216693/slide_2_Surva_2017_Traditsiyata_sabra_rekorden_broy_uchastnitsi Главные персонажи кукреской дружины - это Царь, Жених и Невеста или Бабка и Дед, и кукеры. У них - двуколка или карета, в которой возят Царя; символический плуг для символической пахоты; деревянные мечи, подобные пенисам; кукла. Разный в разных краях, обряд сохраняет общие для всей страны черты. Кукеры, только неженатые мужчины, под предводительством Царя - женатого человека, у которого есть дети, имущество и слуги, - собираются на площади, откуда, следуя за музыкантами, обходят все дома села, желая благополучия и здоровья. Невеста врывается в дома, пытается помогать хозяйкам, но в сущности только наводит беспорядок. Хозяйки одаряют её едой и подарками [лишь бы уже угомонилась], а невеста целует руку хозяину дома. После прохода по дворам дружина, за которой следует уже всё село, возвращается на площадь, где начинает старинный обряд. Сначала кукеры скачут и кружатся, звеня колокольцами, чтобы прогнать злые силы. Жених (или Дед) использует суматоху, чтобы оплодотворить Невесту (или Бабку), а кукеры одаряют Царя тремя кусками хлеба. После этого два кукера впрягаются в плуг, а ещё один пашет - и прокладывают в земле тройной ритуальный круг. Царь идёт за ними и сеет зерно в борозду, а кукеры скачут за ним, размахивая мечами. После сева Царь благословляет ниву на плодородие, после чего один из кукеров его убивает, но другие собираются вместе и воскрешают. Невеста (или Бабка) рождает дитя (куклу) и кукерское веселье продолжается с жителями города. Пока идёт ритуал, кукеры заигрывают и шутят с жителями. Царит общее веселье".
отсюда, в моём переводе.
https://disco.bg/ndbg/bg/parties/party_details/28145 К вышеописанному добавлю только, что почти во всех кукерских дружинах есть и Поп - он освящает и союз жениха и невесты, и всех собравшихся, и всё, до чего долетит вода из его рук. Болгарская церковь не возражает.
Сейчас общегородские кукерские игры - это повод собраться всем жителям города, позвать гостей из других городов, поплясать и посмотреть на дивные маски.
Например, фестиваль "Сурва" в Пернике - международный, на него приезжают маскарадные группы и из Африки, и из Китая, и со всех Балкан. С 2016 года он объявлен нематериальным наследием ЮНЕСКО.
Пернишка Сурва этого года звучала примерно так:
https://www.youtube.com/watch?v=6b6PFy0SFEs Где ещё почитать по теме:
Религия и верования дунайских болгарЯзыческие обычаи Древней Руси Звездочёты древности: праболгарские верованияКулт на Диониса и ОрфизъмКоледни обичаиКукерски обичайКукерите - силата да прогоним злите силиЛегенда за кукеритеРусалии и калушарии - шамани и лечителиКукурите - огнепоклонници