Полночера вчера проговорили с другом Викой - соскучились; вот эта часть взрослой жизни, в которой всё круто, но с друзьями, живущими в других городах, видишься раз в полгода, мне совсем не нравится. Зато можно - когда наконец совпадут расписания - сесть в телефоны и вместить полтора месяца в полтора часа, и ещё немножечко будущим присыпать сверху.
Ну и про книжки, конечно, погордились:
- Представляешь себе, я захожу в книжный - а там сборник "Кофейная книга", в центре - Макс Фрай, по краю - знакомые фамилии, и одна из них - твоя!
- Прикинь, на кулинарной наши фамилии будут стоять рядом! Я когда в файле увидела - чуть в обморок не упала! А внизу будет надпись "кулинарная книга" и "восемнадцать плюс"! И ты у меня в ней тоже есть!
Я же, когда про китайскую еду рассказываю - обязательно говорю, что для меня этафсьо началось с Викиной курицы с бадьяном. Не было случая, чтобы я её не упомянула. У моих детей это была первая китайская еда, которую они попробовали. Сабо сомой, я была уверена... и только утром, проснувшись, поняла, что в нашей с Максом Фраем кулинарной книге восемнадцать плюс, нет, ещё долго не перестану хвастаться, этого рецепта, кажется нет.
Так что выкладываю его тут.
Прости меня, Вика. Люблю тебя ужасно.
"Нет на свете еды вкуснее китайской, и количество китайских харчевен по всему миру свидетельствуют об этом. В десертах и, может быть, в напитках китайцы не лидируют - но еда у них самая вкусная на свете ваще, особенно та, что под европейский вкус немного адаптирована. И полезная, потому что готовится быстро (исключение - «столетние» яйца и утка по-пекински). И удобная - любые продукты нарезал тонко, пожарил быстро, сбрызнул соусом и съел небесшумно.
Я знаю два главных принципа китайской кухни: «еда не должна ни вкусом, ни видом напоминать продукты, из которых сделана» и «горячее сырым не бывает». Первому пока не научилась - моя «китайская» еда всегда понятно, из чего сделана, - зато второму следую неукоснительно.
Первой китайской едой меня накормила подружка Вика Ван - китаянка и красавица такая, что глазам больно смотреть. Мы познакомились в физматшколе, дружили взахлеб, ругались вусмерть, говорили ночами напролет о важном и страшном - и меня поражало то, как ее лицо неподражаемо спокойно. Мы говорили о жутких вещах, заново переживали острейшие моменты жизни - и у меня морда растягивалась как резиновая, а ее лицо оставалось внешне безмятежным, как океан с его подводными течениями. Когда нам было лет по шестнадцать, я просила ее - Москва, девяносто второй, в магазинах еды или нет как факта, или вся она очень дорогая и незнакомая, - я просила Вику пригласить меня как-нибудь в китайский ресторан: любопытно, но сама я не могла разобраться, как вести себя за восточным столом, что из блюд будет непереносимо острым, а во что добавили акулий плавник и сушеных тараканов. Вика же была вполне себе специалистом - ее мама часто ездила на историческую родину переводчиком, принимала гостей и в Москве, и брала дочку с собой в соответствующие места, которых тогда было совсем немного. И Вика обещала, и обещание свое выполнила - вторую ее свадьбу мы гуляли таки да в китайском ресторане, где я отъела от всего, от чего только смогла, и поняла, что вкуснее азиатской еды просто нет, и все тут.
Но ресторан был почти через десять лет после той моей просьбы, а первую еду я попробовала чуть раньше, у Вики дома.
Это были кусочки курицы, тушеные в соевом соусе с сахаром и бадьяном. Вика вскипятила в сотейнике соевый соус пополам с водой, всыпала пару чайных ложек сахара, кинула три лепестка бадьяна и бухнула во все это курицу - просто порубленную небольшими кусочками с костями и кожей, всю, кроме грудки, - и потушила минут пятнадцать. На моих глазах рождалась простая еда, подобной которой я не пробовала никогда. Курица вышла нежнейшая, чуть сладковатая, чуть солоноватая, а бадьяновый вкус показался мне совершенно неземным.
- Видишь же, как просто, - сказала Вика, глядя на то, как я облизываю тарелку. - Китайцы так и готовят - очень просто, очень быстро, очень интересно.
Она отсыпала мне бадьяна в баночку из-под детского питания - тогда в Москве этой приправы было не купить, - и с тех пор я готовлю такую еду, называя ее «курицей Вики Ван», хотя, наверное, у нее есть и нормальное название тоже. В последнее время делаю только крылья - они пропитываются этим соусом лучше других частей курицы.
Продукты:
- килограмм-полтора куриных крыльев
- соевый соус
- вода
- сахар (лучше коричневый - он логичнее смотрится рядом с соевым соусом)
- три лепестка (не цветка!) бадьяна
Как готовить:
Куриные крылья разрезать на части по суставу; "пальцы" выкинуть, остальное сложить в сотейник или кастрюлю с толстым дном и залить водой "по плечи". Добавить соевого соуса - до цвета не очень крепкого чая, - две столовых ложки сахара и три лепестка бадьяна. На самом большом огне довести до кипения воды, дальше тушить под крышкой минут 20 - на маленьком. Попробовать, достаточно ли мягко на ваш вкус; подавать с рисом и свежими огурцами".