Nov 06, 2012 12:56
Бренды делают с психологией людей удивительные вещи. Вы когда-нибудь сталкивались с убежденным поклонником компании "Apple"? Обычно этот нервный молодой человек, в чьих глазах горят надкушенные яблочки, потрясая макбуком/айпадом/айфоном сходу начинает доказывать, что маркированная фруктом техника является непогрешимой. Доказывать ему обратное бесполезно - даже если ноутбук зависнет и задымится на его собственных глазах, виноват в этом будет кто угодно, вплоть до мирового правительства, но только не бренд-производитель компьютера.
Если у Соединенных Штатов Америки и есть какой-то бренд, закрепленный сразу за всей страной, то это, пожалуй, "демократия". Власть народа, возведенная в основу всей жизни американского общества, культивируется как в продуктах массовой культуры, так и в средствах массовой информации. Мы говорим "демократия", подразумеваем "США". Это бренд исключительной силы, легитимизирующий любые заявления американских представителей о выборах, правах человека, свободе слова, и многом другом.
Поэтому совершенно логично, что адептам бренда "демократия" невозможно указать на недостатки произведенных под этим брендом продуктов. Выборы президента США всегда будут самыми демократичными, самыми честными, самыми образцовыми. Но так ли это на самом деле?
Все помнят скандальную историю с прокурором Техаса Грегом Эбботом, который запретил международным наблюдателям появляться на избирательных участках штата в день президентских выборов. Несмотря на очевидную асимметричность этого решения, - наблюдатели от США обычно первые в списках на выборах по всему миру, - запрет остаётся в силе. Более того, к запрету присоединились и другие американские штаты.
А что же сами наблюдатели? Где скандал, где международный вотум недоверия, где осуждение от звезд политики и шоу-бизнеса? Глава миссии наблюдателей из Бюро по демократическим институтам и правам человека Даан Эвертс утверждает, что им "не очень-то и хотелось", в США, оказывается, хватает своих, национальных наблюдателей, а "краткосрочные наблюдатели ОБСЕ в Америке не нужны". Свою присягу бренду Эвертс завершил, назвав США "чемпионом ОБСЕ в сфере демократии и свободных выборов". Интересно, как бы отреагировали в Бюро по демократическим институтам и правам человека, если бы подобно эпплоподобному монстру США повела себя маленькая Тошиба демократического рынка - Россия? Стали бы выборы, закрытые для международных наблюдателей, путевкой в чемпионы ОБСЕ?
Я и сама пользуюсь продукцией Apple. А на вопрос "Почему?" честно отвечаю - "Она красивая". Покупать-то мы можем любой бренд, но пользоваться все равно придется продуктом. И чем меньше иллюзий по поводу него питаешь, тем легче разочаровываться в конце.