Поезд следует до станции Береговая...

Apr 13, 2015 23:18


Прогуляемся сегодня по Северному участку Северной трассы Малой Октябрьской железной дороги города Санкт-Петербурга.
Напомню, Северный участок МОЖД, проходящий по подъездным путям станции Шувалово, открылся в августе 1999 года и проработал всего год. Удивительным было инженерное решение строительства этого участка - путь ДЖД проходил по совмещенной колее 1520/750 мм.
Мне  удалось поездить и поработать на Северном участке в пору бытия Юным Железнодорожникам.

Пройдемся по трассе скоропостижно скончавшегося Северного участка и сравним его со снимками прошлых лет.
Пост сегодня будет длинным...

01. Маршрут прогулки. Мы пройдем от станции "Береговая" через станцию "Лесная" и платформу "Шувалово". Выйдем к станции "Озерная", где Северный участок МОЖД и начинался.



02. Раньше до станции Береговая, которая располагается в районе ФТИ им. Иоффе на берегу Шуваловского карьера можно было добраться только на 38-м автобусе, ходящим раз в час. Сейчас же недалеко от бывшей станции располагается автобусное кольцо "ОАО "Климов" с четырьмя маршрутами.



03. Новостройки Приморского района скоро вплотную подступят к Шуваловскому карьеру...



04. Выхожу к бывшему тупику станции Береговая. Здесь трехниточный участок заканчивался.



05. Тупик, вид в другую сторону



1-го июня состоялось открытие 51-го сезона работы МОЖД. Я первый раз проехал в поезде, который вёл красавец-тепловоз ТУ2-060. На открытии сезона был дан приказ о строительстве Северного участка, который добавит к двум действующим километрам МОЖД ещё четыре. Строительство нового участка началось сразу же. Два месяца строили выходную стрелку станции Озёрная и перегон до Лесной. В августе все ходили на Лесную для строительства. Ходили не только во вторник - день профилактики, но и в другие дни, что вызывало недовольство пассажиров, так как отменялись поезда.

06. А вот так выглядело это место 12 лет назад.



07. Заросшая платформа бывшей станции. Да и подъездной путь колеи 1520 уже не эксплуатируется...



08. Табличка станции уже практически не читается...



Открытие Северного участка запланировали на 28 августа (1999 г.), благодаря чему участок от Лесной до Береговой построили за два дня. Ещё вечером 27-го августа, никто не знал, состоится ли открытие участка. Только в 9 вечера на Береговую приехал первый обкаточный локомотив (ТУ2-060).

09. 2003-й год...



10. Постройки "РезервХлеба"



11. Выхожу с Береговой и отправляюсь в сторону станции Лесная... Редкие кусочки рельс напоминают о некогда существовавшем здесь уникальном трехниточном участке...



28 августа (1999 г.) на станции Озёрная все увидели 5-тивагонный поезд (переформированный из 7-мивагонного), покрашенный только с одной стороны (для начальства). Прокатиться на первом поезде мне не удалось, так как я был стрелочником первого поста Озёрной, зато я отправил со станции этот ПЕРВЫЙ ПОЕЗД.

12. В 2008-м году и даже позже пути еще были целыми...



13. Берег карьера зачем-то разрыли...



14. Место бывшей трассы МОЖД здесь пользуется огромным спросом для проведения шашлыковок и пикников. Жаль, что мусор из этого живописного места с собой вывозится далеко не всеми... А когда-то я здесь ездил в узкоколейном поезде...



15. Сам подъездной путь от Лесной к Береговой потихоньку начинают разбирать. Накладок уже практически не осталось.



16. Третий рельс остался только в тех местах, где требовались усилия для его демонтажа.



В связи с открытием нового участка дорога работала до конца сентября по выходным. Первые утренние поезда... В них было так холодно... невозможно было усидеть на месте. Температура утром иногда бывала меньше нуля.

17. То же место 12 лет назад, вид в обратную сторону.



18. Заброшенное здание... Что 15 лет назад, что сейчас



19. Мост через речку Каменка - довольно редкое сооружение для Петербургской ДЖД. Хотя на новом участке в Купчино имеются целых два моста.



В сезон 2000-го года на Северный участок мы ездили только по выходным, а в четверг и пятницу работали только на участке Озёрная - Юный. Среда была днём профилактики. Поезд был пятивагонным, так как платформы Шувалово, Лесная и Береговая не могли вместить более длинный состав.

20. Тот же мост 6 лет назад.



21. Выходим к станции "Лесная". Здесь подъездной путь уже активно эксплуатируется...



22. Станция ДЖД здесь располагалась сбоку от ширококолейного пути



Один раз мне довелось побыть ДСП Береговая, работа которого довольно скучная. Поста ДСП на Береговой не было и работникам приходилось ездить на станцию с поездом. Сигнал на отправление подавался из тамбура, а разрешение на следование к станции давалось только после прибытия поезда. Стоянка на Озёрной по расписанию составляла 6 минут, но иногда доходила и до часу. По этой причине, до станции Юный вместо пяти поездов ходило не больше трёх. ДСП на Юном также было работать скучно. Поезда приходилось ждать полтора - два часа.

23. Так это было - стрелка в сторону станции.



24. Вид в обратную сторону. Ныне этот стрелочный перевод уложен рядом с Управлением МОЖД на Тамбовской улице и является учебным пособием.



25. Заросшая платформа станции Лесная...



26. Ездить здесь было удивительно...



27. Двенадцать лет назад название станции еще читалось...



28. Выходим с Лесной в сторону первого переезда (через Заповедную улицу)



29. Остатки путей, разруха, грусть...



30. Там же десять лет назад...



31. Остатки стрелочного перевода, ведущего к станции Лесная



32. Снимок 2004-го года



33. Вид на первый переезд



Работа дежурного по переезду была интересной. Вопреки инструкциям, дежурный по переезду закрывал переезд не по телефонному сообщению, а как только видел поезд - телефонной связи на переезде не было.

34. Ранее здесь была будка в которой сидел дежурный и работали Юные Железнодорожники. Рядом был разбит небольшой огород... Именно на этом переезде я и работал дежурным летом 2000-го года.



35. Прямой участок пути в сторону Шувалово...



36. Узкоколейные поезда устанавливали здесь рекорды скорости!



37. Кривая перед станцией Шувалово



38. Второй переезд.



39. Там же 10 лет назад. Дежурных по переезду доставляли к переезду прямо в поездке. У переезда поезд останавливался и высадка работников (практикантов) производилась из первого тамбура первого вагона поезда. По окончании смены поезд юных железнодорожников забирал...



40. Входим на станцию Шувалово... По крайнему левому пути на снимке ходили узкоколейные поезда. Рядом сейчас проносятся высокоскоростные поезда "Аллегро", а раньше в огромном количестве здесь курсировали круглые зеленые электрички....



41. Вид на станцию Шувалово



42. А вот и платформа "Шувалово", расположенная на одноименной станции



43. А вот платформа "Шувалово" летом 2002-го года... Еще практически живая... При строительстве этой платформы в августе 1999 года я даже помогал в производстве работ по ее асфальтированию :)



44. Третий переезд в границе станции Шувалово. Третьего рельса здесь уже не осталось...



45. Переезд оборудован автоматическими шлагбаумами и работать здесь было не так интересно :)



46. Выходим к станции Озерная...



47. Здесь Северный участок и брал начало...



48. Остатки съезда на бывший Северный участок.



Такая вот грустная прогулка... Следов от Северного участка МОЖД остается все меньше.... Много отличных воспоминаний детства с этими местами связаны.
Текст, выделенный курсивом, взят из моих " Записок Юного Железнодорожника".

Если у вас есть какие-либо материалы по работе Северного участка МОЖД в 1999-2000 годах, то я с радостью с ними ознакомлюсь!

МОЖД, Петербург, ДЖД, железная дорога

Up