Как будто только-только здесь в саду неспешно завтракали господа.
Но по России в том неистовом году пронёсся смерч. Исчезло навсегда
дворянских гнёзд уютное тепло - подобно листьям осени сухим,
дворянство русское по свету размело. Иль колесом война прошлась по ним.
Сад опустел. Лишь дворник, как и прежде, старательно метёт в саду аллеи,
о господах уехавших жалея, их возвращенья в тщетной ждёт надежде.
Ещё покуда не разграблен сад. Но листья жёлтые летят, летят, летят...
А. Ахматова
Предыдущий рассказ «Историческое осмысление» иллюстрирован картинами художника Павла Рыженко, которые не соответствуют тексту. Но мне показалось, что они настолько самодостаточны, что получилось «два-в-одном». Из Интернета можно узнать, что Рыженко «великий», «неповторимый» и даже «гениальный», и я согласна с этим. Захотелось кроме названий картин, узнать и о самом художнике, который говорил: «Мои картины для мужиков. Их немного теперь осталось, повывелись. И всё-таки мужик отвечает за Россию». Настоящие мужики, считавшие именно себя ответственными за матушку Россию, и есть главные герои полотен Павла Рыженко. Богатыри, святые старцы, генералы, бояре, князья, императоры, простые священники, монахи, солдаты, дворники, иконописцы. Сперва кажется странным, но женщин на его картинах почти нет. Потом понимаешь: в нормальном жизненном укладе укрощает коней, тушит пожары и встаёт на отпор врагу именно мужчина - защитник, хозяин, глава семьи и государства. Собственно, все его картины об этом. О том, что власть - это не привилегия, а крест. Что смерть за Родину - не подвиг, а привилегия. А подвиг для настоящего мужика - это просто работа, которую надо сделать, потому что если не ты, то кто же...
Павел Рыженко и Пьер Карден на выставке картин художника в Калуге, где он родился в семье офицера и провёл детство
Его герои редко смотрят зрителю в глаза, им не до посторонних, они ведут диалог с собой и с вечностью, в которую им предстоит шагнуть, именно такие моменты их биографии выбирал художник. Начнём, пожалуй, с картины «Дворник», которая так подошла к стихотворению Ахматовой. О великом, проявленном в малом. Ветеран Первой мировой, или, как говорили тогда, Великой Войны, не теряя царственного достоинства, присущего только царским же слугам, всё ещё верен своим господам и Господу Богу до самой смерти.
Кого-то из них мы знаем. Вот Николай II сидит возле раненых солдат.
Вот Александр III удит рыбу, а Европа смиренно ждёт.
Кого-то мы знаем совсем не такими: отстранённо крошит хлеб птицам Иван Грозный,
в тяжёлые мысли погружён Малюта Скуратов.
А кого-то мы даже и представлять ленились, привычно считая их лишь полувыдуманными персонажами малопонятных летописей: среди цветущих яблонь прибирает монастырскую пасеку монах Родион Ослябя - завтра он погибнет в страшной мясорубке Куликовской битвы, унеся за собой жизни сотен врагов.
улей с православными пчёлами
На другой картине его брат, Александр Пересвет, уже сражённый копьём Челубея, но ещё держащийся в седле, живёт последние секунды на этой земле…
«Именно этот момент, когда душа воина начинает отходить к Богу, я и хотел отобразить. Остановить его, чтоб мы, люди, живущие в каше дел, склок, раздоров, но не потерявшие до конца право называться русскими, взглянули в глаза Пересвета. Чтобы мы почувствовали, насколько высокую цену заплатили наши предки, чтобы мы могли жить, реализовывать наши таланты, вырастить детей и спокойно умереть в кругу своей семьи». Диалог с художником не выдуманный. Великолепная идея организаторов выставок поместить возле каждой почти картины не только историческую справку, чтобы нам, незнайкам, было понятно, о чём разговор, но и несколько фраз от самого художника. Они помогают понять, высвечивают по-другому личности и героя картины, и самого автора, превращая выставку в удивительный учебник истории и в страстный монолог гражданина. Настоящего мужика, воюющего за свои идеалы не только кистью, но и словом.
Убедительность и трагизм этому разговору с художником придаёт тот факт, что сам он ушёл от нас летом 2014 года. Выставку в Екатеринбурге готовили вместе с ним, а открывали - без него. Получилась первая в России мемориальная выставка Павла Рыженко. Умер он, как говорят, в расцвете лет, всего в 44. А был красивый, сильный, по-мужичьи кряжистый, сам как былинный богатырь.
«Пользуясь возможностью, заявляю: то, что я делаю, является альтернативой Великому Авангардному Искусству. Я пытаюсь своей живописью оказать робкое сопротивление господину Шагалу, Эндрю Уорхолу, Каземиру Малевичу с его Бессмертным Квадратом, мечтаю, чтобы все мы вспомнили о том, что Россия породила не только творения академика Кулика, что в ней пел не один лишь Киркоров, но и Шаляпин; творил великий Пушкин, написал свои концерты Рахманинов. Мы - великий народ, а каково наше будущее, зависит только от того, кого мы выберем в свои духовные и культурные лидеры. Я решил посвятить остатки всего того, что у меня есть, тому, чтобы прежде всего доказать себе, что я не жираф, я - русский человек. На холстах доказать. А зрители придут, и увидят мою исповедь на холсте, и сами сделают выводы: кто они и куда идти дальше. С уважением, Павел Рыженко». За месяц до своего ухода Павел Рыженко отдал все свои работы в дар Российской Федерации. И был очень рад, что картины окажутся в усадьбе Натальи Николаевны Гончаровой, музее-заповеднике «Полотняном заводе» - Калужское наследие.
«Отражая эпоху» - Государственная Третьяковская Галерея, Москва
«Павел Рыженко. Империя в последней войне», Российское Военно-Историческое Общество, Москва
Краснодар «Судьба Державы» - Краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко
Челубей
Художник об этой картине говорил: «…Как и Пересвет, он укреплял свой дух. Но Пересвет молился, он шёл к жизни вечной, Пересвет радовался. Челубей же, будучи буддистом, размышлял. Он, окружённый падальщиками, обкуривал своё оружие. Именно это оружие должно было сразить христианина, схимника, пробить дорогу Мамаю. Это оружие должно было уничтожить зарождающуюся могучую Россию. Однако потомки Челубея сами влились в русскую реку. Служили России до смерти. Именно потомки Челубея воевали в Ливонии в рядах воинства Иоанна Грозного, стояли против Ваффен-СС на Курской дуге. Это та тайна русской истории, которая уже окутала Челубея, Великого воина, пока ещё не знающего, что ждёт его и потомков…». Куликовская битва началась с поединка двух богатырей, представлявших войска противников. Тюркский богатырь Челубей представлял Мамаево войско, и он вышел на поле боя первым. Вид его был устрашающим, ни один русский воин не решался выйти на поединок с Челубеем. Только Пересвет, благословленный Сергием Радонежским, осмелился выступить против него.
Победа Пересвета
Павел Рыженко о своей картине: «Известно из летописного свода и «Задонщины», что после сшибки конь Челубея осел вместе со своим гигантом седоком, пронзённым насквозь. Пересвет же, вероятно проживший после удара несколько секунд, удержался в седле. И вот именно этот момент, когда дух воина начинает отходить к Богу, я и хотел отобразить. Остановить его, чтобы мы, люди, живущие в каше дел, склок, раздоров, но не потерявшие до конца право называться русскими, взглянули в глаза Пересвета. Чтобы мы почувствовали, насколько высокую цену заплатили наши предки, чтобы мы могли жить, реализовать наши таланты, вырастить детей и спокойно умереть в кругу своей семьи.» Александр Пересвет - инок-воин, святой Русской православной церкви и один из героев Куликовской битвы. Пересвет - его мирское имя: он принял постриг с именем Александр в весьма зрелом возрасте, а до того был брянским боярином и воеводой. Военный опыт и послужил причиной участия инока в Куликовской битве. Московский князь Дмитрий прекрасно помнил, что в монастыре Сергия Радонежского живут 2 брата-богатыря - Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Отец Сергий благословил обоих на участие в сражении и подчеркнул духовный смысл этого поступка: на схимах братьев были нашиты кресты - «вместо тленного оружия - нетленное».
8 сентября 1380 года сошлись на поле русское войско под предводительством Дмитрия Донского и монголо-татарское с Мамаем во главе. По традиции того времени битва открывалась поединком самых сильных воинов каждой стороны. Мамай выдвинул Челубея - огромного, сильного, опытного. Он был столь убедителен в своей силе, что только Александр Пересвет рискнул принять этот бой. Пересвет вышел на поле боя без кольчуги - только в великой схиме. Богатыри схлестнулись с такой силой, что оба упали с коней замертво. Так Александр Пересвет спас множество русских воинов от страшного Челубея, и это стало залогом победы войска Дмитрия Донского. Православная церковь причислила героя к лику святых, и его день памяти отмечается 20 сентября.
Поле Куликово
«Все знают, что была Куликовская битва. А тех, которые не знают или не верят, и убеждать не стоит. Все, или почти все, знают, что решил исход сечи удар Засадного полка, возглавляли который Владимир Серпуховской и воевода Боброк Волынский. Но все ли знают, что победа на любом поле брани - это принесение в жертву самого дорогого - даже не собственной жизни. В картине на переднем плане я поставляю отца и умирающего у него на руках сына-богатыря, в расцвете сил отходящего к Богу, с радостью исполненного долга. Что же делать на земле отцу, который в последний раз нянчит своего кровинушку? Вот тут и начинается для отца Поле Куликово длиною во всю оставшуюся жизнь. Битва за бессмертную душу сына и за душу свою собственную.»
«Судьба Державы», Галерея Царская Башня, Москва - фото кликабельно
О своей картине «Стояние на костях» Павел говорил: «Совершенно непонятно, почему ни один художник не обращался к этой части грандиозного события, которое именуется Куликовской битвой. В летописи это - «Стояние на костях», то есть прощание побратимов этой сечи. Прощание живых и мёртвых.
Долго, до снега, стоял Дмитрий Иоаннович в огромном, заваленном трупами поле. Он один понимал, что произошло здесь, на одном из бескрайних полей, в истоках Дона. Именно поэтому я выделил одинокую фигуру князя, отвернув его лицо. Лицо, которое передать силой кисти нельзя. Зритель сам должен сложить этот образ в своём сердце. Для Великого князя Дмитрия здесь, на этом поле, нет мёртвых. Все русские воины, отдавшие свои жизни за Русь, для князя живые. Они и ныне ведут свой бой за нас с вами…»
Неудивительно, что Куликовская битва вошла в народный фольклор и обросла легендами. К счастью, большую часть событий можно восстановить по литературным памятникам - летописям, житиям и хроникам. Во всех этих исторических повествованиях особое место занимает поэтичный и наполненный драматизмом эпизод - стояние на костях. 8 сентября 1380 года русские полки под руководством Дмитрия Донского выступили против татаро-монгольского войска, превосходившего их по числу воинов почти в 2 раза. В отличие от русского князя, Мамай лично не участвовал в битве, наблюдая за ней издали. После сложного и неравного сражения он отступил. Оценивать потери сейчас сложно; историки пока так и не сошлись во мнениях относительно точного количества погибших. Однако несомненно одно: с обеих сторон погибло колоссальное количество людей: солдаты, бояре, князья. На Куликовом поле воцарилась тишина. И в течение 8 дней и ночей Дмитрий Донской оставался на месте сражения и хоронил убитых, оплакивая. Впоследствии это назвали стоянием на костях - поэтично, но страшно. Конкурировавшие с Дмитрием русские князья в эти дни не посмели напасть или выступить против него, хотя видели очевидную беззащитность оставшегося войска. Русская земля опустела.
Благословение Сергия
«Вся ответственность, которая тяжким грузом легла на души Дмитрия и его воинов, множилась в сердце того, кто благословил этот поход. На столкновение двух миров, двух цивилизаций. И вся боль, весь страх, неуверенность, которая неминуемо могла закрасться в души воинов, отступила в момент, после того как услышал Дмитрий шёпот преподобного старца: «Ты победишь». Это отныне наш девиз. Мы должны точно знать, зачем живём эту короткую жизнь. Для того, чтобы в нужный момент без колебаний отдать её. Так смогли пронести свои кресты наши предки. Сможем и мы, их потомки. Сергий Радонежский с нами!..» - говорил о картине художник.
Преподобный Сергий Радонежский считается величайшим подвижником на Руси. Едва ли кто-то может сравниться с ним по количеству деяний, напрямую повлиявших на развитие православия на Руси и даже на ход русской истории. Накануне Куликовской битвы князь Дмитрий Донской (который тогда ещё не получил своего второго имени) пришёл к Сергию Радонежскому за советом. К XIV веку Русь устала от Золотой Орды: уж очень утомительны были постоянные дипломатические переговоры, непрерывные поборы, да и княжеская внутренняя борьба не способствовала успехам. Очередной дипломатический кризис грозил великой битвой с Мамаевым войском. И князь Дмитрий, воспитанный в православной традиции и придававший большое значение мнению духовных наставников, отправился за советом к Сергию - к тому умудрённому жизненным и духовным опытом старцу. Согласно преданиям и жизнеописаниям преподобного, Сергий Радонежский предрёк победу войска Дмитрия. Он вдохновил князя на сопротивление неприятелю, несмотря на численное превосходство вражеского войска. Более того, поддержка столь уважаемого и почитаемого духовного человека привлекла к Дмитрию ещё больше сподвижников: со всего княжества стекались добровольцы в ополчение. В одной из редакций жития святого приводится такая цитата (в адаптации): «Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, - обязательно поможет тебе Бог». Пророчество Сергия Радонежского сбылось: хоть и ценой больших потерь, но Дмитрий одержал памятную победу, которую мы помним до сих пор.
Безмолвие
Художник об этой картине: «Уже после победы на поле Куликовом Дмитрий Донской приехал к Отцу своему - Сергию Радонежскому. Жизнь возвращается в едва живое тело России. Начинает оживать радость, труд мирный, покой… Но в отдалении от всего земного Сергий и его сын, Дмитрий Донской… Они молча созерцают уже иной мир, иной покой, иную радость…»
Преподобный Сергий Радонежский, очень почитаемый русской церковью праведник, благословил Дмитрия Донского на одно из самых масштабных сражений в истории России - Куликовскую битву. Благословление Сергия сыграло особую роль: это был не просто формальный жест, а вдохновение, которое вселило в русского князя и его воинов веру в победу. Именно мудрые слова Сергия Радонежского заставили других русских князей признать главенство Дмитрия Иоанновича. Эта победа дорого стоила: десятки тысяч людей погибли, сражаясь с Мамаевым войском. Однако Куликовская битва стала поворотным моментом в истории взаимоотношений русичей и татаро-монголов. После сложной, но заслуженной победы Дмитрий Донской проникся ещё более глубоким уважением к старцу Сергию, предрекшему исход битвы. С тех пор князь всегда обращался за советом к преподобному, именно его приглашал скрепить гражданские законы и духовные завещания. В России Сергий Радонежский стал олицетворением мудрости и веры в справедливость.
Молитва Пересвета
Павел Рыженко о картине: «Пересвета я здесь специально изобразил не воинственным. Мне очень важно было не физическую мощь его показать, а то, что по сути он совершеннейший младенец в душе, кроткий, как агнец, что он - лев с душой ангела. Гигант, богатырь, который физически огромен и здоров, у которого сил хватило всю ночь простоять на коленях в молитве, берёт своё копьё, словно оно ему не очень-то и нужно. Раннее утро, кони привязаны к берёзам, ёжик пробегает мимо и не боится этого огромного Пересвета, потому что суть его мощи - в тихой кротости. И мне хотелось бы, чтобы этот взгляд Пересвета будил покаяние в душе современного человека, чтобы он врачевал его душу… Сергий Радонежский благословил Пересвета на Куликовскую битву. Другое название картины - «Молитва перед боем». Здесь самое главное - глаза Пересвета, его взгляд. Ради этого я и писал картину. Тут вряд ли нужно что-либо долго объяснять. Я не хотел искусственно создавать какую-то особую атмосферу, чтобы передать настроение непередаваемого мира этого святого. Вот он помолился перед рождением в Вечность. Надломил краюху хлеба. Вот мимо прошуршал ёжик… Всё это - Россия. Писал, как чувствовал, - что получилось, решать не мне, но это не главное. Главное, чтобы у каждого произошла своя встреча в глубине сердца с Пересветом и с самим собой.
Мы очень мало знаем о Пересвете. Лишь крупицы дошли до современников. Он был воином, брянским воеводой. Потеряв семью, он не стал искать счастья, а ушёл служить Христу в монастырь. Монастырь этот позже стал Троицкой лаврой, а настоятель - великим святым Сергием, игуменом всей Руси. Сергий отпел и его, и побратима его Ослябю. Оба были пострижены в схиму. Именно схима и была кольчугой-бронёй, которую носили эти монахи. Образ воина-монаха - это не образ европейского крестоносца. В православии не было традиции соединять эти служения, но когда речь заходила о бытии России, то нарушались и эти правила. Пересвет сокрыт от нас, но он шёл на бой, на смерть за нас, как на пир. Он внутренне ликовал. Всё в его сердце было готово к тому, чтобы стать жертвой за всех нас. И он ею стал. Поэтому он и его побратим являются образами воинов-христиан.»
По преданию, после продолжительной молитвы в келье отшельника при часовне святого воина Дмитрия Солунского накануне сражения, Пересвет облачился в доспехи, а свой яблоневый посох оставил отшельнику. Впоследствии этот посох стал церковной реликвией.
Ослябя
«Ослябя был побратимом Пересвета по монашеству и общей чаше, испитой до дна во время Куликовской битвы. Тихое утро, пронизанное лучами тёплого солнца, цветущие яблони, за спиной монаха виднеются ульи. Но главное в этой маленькой картине - то, что готовится этот монах не белить стволы, а отдать свою жизнь - за Христа и за всех любимых им людей русских. Облокотился он тяжёлой своей рукой о дерево и задумался. Вся жизнь прошла перед мысленным взором. Он готов. Он - воин Христов - всё же побелит свои яблони, а потом, взяв меч, устремится в самый ад Куликовской битвы, чтобы бить врагов Божиих и укладывать их трупы снопами. Ослябя бился в первых рядах и был найден изрубленным уже после Победы. Сейчас его мощи, как и мощи Пересвета, покоятся в Новоспасском монастыре».
Родион Ослябя (в монашестве - Андрей) - монах-воин, почитаемый православной церковью как герой Куликовской битвы. Уйдя в монастырь, он оставил в миру статус боярина и военную службу. Но навыки, разумеется, не потерял. Накануне Куликовской битвы Родион состоял в Троице-Сергиевом монастыре. Князь московский Дмитрий (который вскоре станет Донским) приехал в обитель за благословением Сергия Радонежского, мудрость которого почитал в особенности. Только к его мнению Дмитрий пожелал прислушаться, хотя вопрос был главным образом светским: Мамаево войско, вдвое превосходившее русское, готовилось выступить против Руси. Сергий Радонежский не только благословил Дмитрия на битву, но и предложил в помощь двух своих послушников: Александр Пересвет и Родион Ослябя профессионально владели оружием и военной тактикой. Подвиг Александра Пересвета, взявшего на себя агрессию самого сильного воина татаро-монголов - Челубея, прославлен на века и в житиях, и в летописях. Ослябя сражался против татаро-монголов плечом к плечу с тысячами русских воинов и стал для них символом: участие воина-инока придало Куликовской битве духовный смысл.
Великокняжеский меч
«В тиши и прохладе храма молятся двое. Отец и сын. Отец - Димитрий Иванович Донской. Сын - Василий Димитриевич. Отец плачет, глядя сквозь стены в полумрак алтаря. Рядом лежит меч. Вот о нём-то и думает князь Димитрий. О его Крестовой тяжести… А сын ничего ещё не знает об этом. Он смотрит на бабочку, которая словно осенний листочек запорхнула в храм. Вопрос власти всегда стоял перед человеком. Многие стремятся к ней, но, получив, тут же используют её на пользу лично себе. Но не таков был великий князь Дмитрий Донской, который молится в храме за своего сына Василия, дабы тот понёс его Великокняжеский меч - тяжкий крест службы. Разные были у нас властелины до 1917-го. Одарённые и нет, жестокие и святые, но все они были людьми глубоко верующими. И власть они воспринимали именно как послушание - служить России. Когда же являлись на Руси самозванцы, то сразу возникало смутное время, которое никому не казалось естественным. Это время преодолевали - и вновь восходил на престол государь, несущий на своих плечах тяжкий крест Власти.»
Правление князя Дмитрия Донского принято считать временем собирания русских земель. Именно тогда политическое единство Руси стало ассоциироваться с сильной московской властью. Москва возвышалась, территория княжества становилась всё больше. Да и сам город преобразился: при Дмитрии Донском появился белокаменный Кремль. С другой стороны, это же время стало периодом нашествий и вторжений - со стороны Литовского княжества, а затем и ордынского хана Тохтамыша. Вопрос престолонаследия остро встал в 1388 году, за год до смерти Дмитрия Донского. Основным конкурентом старшего сына, Василия, был брат Дмитрия - князь Серпуховской, Владимир Андреевич Храбрый. В год вступления на престол Василию Дмитриевичу исполнилось 18 лет. Дмитрий прекрасно понимал, что предстоит его сыну: постоянная угроза как извне, от Орды, так и изнутри, от сопредельных русских княжеств; необходимость договариваться и при этом укреплять Московское княжество. И князь Василий с первых же дней правления продолжил дело отца: укреплял правовые отношения с князьями, вёл аккуратную игру на международном поле.
Отец Сергий. Проводы
«Стоит на краю осенней дороги фигура одинокого старца. Это Сергий, игумен Радонежский. Весь ушёл в себя. Вся его суть - это молитва. Этой молитвой он вёл свою Куликовскую битву. Он поминал всех убитых воинов в момент битвы по именам. Он не смыкал много дней своих глаз, целиком отдавшись бою - тому бою, который вели его дети, русские воины. И он - главный победитель, он творец и полководец Куликовской победы. На картине видны и все окружающие его монахи обители, и крестьяне, пришедшие из соседних деревень, дабы вместе с Сергием поучаствовать в молитве за Победу. Победу Руси над огромной и ужасной Ордой. И как тогда, так и ныне Сергий стоит на своём молитвенном посту за Русь…»
Молитва
«Эта картина не нуждается в описании. Почему? Видимо, потому, что каждый хоть раз в жизни молился от сердца невидимому Отцу Небесному. Каждый хоть раз понимал, что живёт не так, что совесть обличает его, - и слёзы покаянного очищения катятся по щекам. Молитва человека к Богу - это тайна. Тайна неизобразимая. Но я писал эту картину, чтобы был у зрителя повод задуматься о жизни и смерти, об ответе за свои дела, слова и мысли. Для того, чтобы зритель оставил свой бег за призраком счастья и понял: счастье в единстве его совести и Бога…»
В 988 году киевский князь Владимир Святославич, получивший благородное прозвище Красное Солнышко, принял решение креститься от Константинопольской церкви, а затем сделать византийское христианство официальной религией своего княжества. С тех пор православие присутствует в повседневной жизни России, а до революции 1917 года - и в государственном управлении. И именно с ним связывают развитие концепции «Москва - третий Рим», согласно которой Российская империя стала духовной преемницей Византии. Разумеется, история православия никогда не была равномерной и поступательной. Наиболее известный и хрестоматийный пример - раскол, произошедший в середине XVII века при патриархе Никоне и повлекший за собой появление старообрядчества.
Калка
«Первое столкновение русских случилось с Батыем, вернее с его передовым отрядом. Сражение было долгим. Монголы заманили разделённую русскую рать и разгромили её по частям. Сопротивление последних воинов тоже было сломлено обманами и хитростью. Русские бродники выманили своих единоверцев из-под защиты телег и «гуляй-поля». Бродники, предки казачества, целовали крест, что если сдадутся русичи, то ни капли их крови не прольётся. И монголы не сдержали своё слово: они положили связанных воинов под щиты и пировали на них. Пировали, пока не передавили всех… Изображён же мною именно этот момент. В центре стоит русский князь Мстислав Удалой. Он понимает причины поражения. Для нас же сейчас особенно понятно, что мы сильны, лишь когда соединены в один кулак».
Битва на реке Калке в 1223 году стала источником горького опыта для русских князей. Тогда, в самом начале XIII века, Русь представляла собой несколько самостоятельных княжеств, каждое со своей политикой и интересами. В то же время к юго-востоку от русских княжеств набирало силу единое татаро-монгольское ханство под предводительством Чингисхана. Покорив Китай и восточные провинции, хан отправил своих воинов на запад - разузнать, что происходит в Восточной Европе. Завоевав на пути северный Иран и Грузию, монголы двинулись в половецкие степи. Половцы, в свою очередь, обратились к русским князьям за союзничеством. Известен аргумент половецкого хана Котяна: «Сегодня татары захватили нашу землю, завтра они возьмут вашу». 15 князей на военном совете приняли решение выступить против монгольского войска и отправились на юг. Через несколько дней они встретились с послами противников, которые действовали по уже знакомой схеме: предложили русичам не просто примириться, но и выступить единым фронтом против половцев. Отказавшись, русские князья поступили мудро. Однако достичь внутреннего согласия им так и не удалось: каждый из 15 князей действовал в своих интересах и направлял свой отряд по своему усмотрению. Так русичи проиграли битву на реке Калке. Последним держал оборону Мстислав Киевский - и простоял 3 дня под защитой своих укреплений. Однако долго так продолжаться не могло. Монгольские союзники, бродники, обещали князю, что в случае его капитуляции русских пощадят и ни капли русской крови не прольётся. Монголы сдержали слово: они просто положили связанных пленников на землю, прикрыли досками и сели пировать в честь победы. Ни капли русской крови они и правда не пролили. Но никто из соратников Мстислава не выжил.
Продолжение
во второй части