Всхлип времени в караване вечности. Часть 3

Jan 30, 2023 04:36

Я властелин любви проникновенной, но чтобы стать царём над всей Вселенной
довольно кубка доброго вина. В огне дракона мы сгореть рискуем,
но лишь одним чистейшим поцелуем уже давно земля обожжена.
Любимая, для твоего алькова я отобрал бы из всего земного
лебяжий пух и розы лепестки. Что до меня, то если я с тобою,
нужна ль постель - довольствуюсь любою - песок упруг и скалы мне мягки.
Как сад водою наполняет корни, желанная, вином бокал наполни
и сладкой влагой жажду утоли. Что до меня, я сердцем припадаю
к твоим глазам, и словно пропадаю в журчащей мгле всех родников Земли.
Когда б, мой друг, в компании весёлой шутила ты или играла в поло,
и резвый конь развеивал печаль, хотел бы я твою изведать милость -
чтоб, точно мяч, глава моя катилась. Возьми её! Мне головы не жаль!
Приди ко мне. Веди свои армады тоски и вздохов: пораженью рады
твердыни сердца. Краток будет спор. И если жизнь потребуешь мою ты,
то я сочту последние минуты, лишь мне прикажет твой горячий взор.
К тебе, родная, память льнёт и рвётся, но ей, увы, достичь не удаётся
твоей далёкой, дорогой страны. Не думай, что сумеют Рая реки
и страсть, и нежность утолить навеки! Вот почему глаза мои влажны.
Любимая, потоком слёз безбрежных я б тропку залил, на которой нежно
ты лёгкие оставила следы. Чем старше я, тем тяжелей забота,
белей волос былая позолота, и дни мои, как серебро, седы.
                                                             Мухибби (Сулейман Великолепный)



Начало в первой части

Первой носительницей титула «валиде султан» была Хафса султан, мать Сулеймана Великолепного. До этого по сельджукской традиции использовался термин хатун. Положение валиде можно легко сравнить с положением европейской императрицы. Её приказы не обсуждались и беспрекословно исполнялись. Она зорко надзирала за всеми событиями, которые проходили в гареме; мимо неё не могла пройти ни одна кандидатка, будь то чернокожая рабыня или белая красавица из далёких земель. За исключением матери султана, самой влиятельной женщины дворца, и дочерей, все женщины в гареме были рабынями. Их свозили сюда где-то в 10-летнем возрасте со всех уголков Османской империи и других территорий. Султану разрешалось иметь всего 4 жены, а вот наложницам, бессчётное количество. Эти девушки-рабыни должны были быть неверными, потому что ислам запрещал порабощение мусульман, христиан и евреев. Девушки не только служили султану, но и долгое время обучались исламу, турецкому и придворному образу жизни. После этого они должны были сдать экзамен, который обычно проводила мать султана, и только после её успешного завершения они могли быть представлены самому султану.

Валиде султан и Сулейман, кадр из фильма «Великолепный век»


Гарем - царство страстей и изощрённых мучений, клубок бесконечных конфликтов и трагедий, где страдали и правые, и виноватые. Крутые повороты судьбы, причудливая игра добра и зла в жизни человека на Востоке рассматривается как проявление кисмета (рок, судьба). Там верят, что судьба каждого смертного заранее предопределена Провидением. Суждено ли человеку в жизни счастье или его ждёт трагический конец - это кисмет. Верой в кисмет как рабов, так и властителей объясняется безропотное смирение.





Султан иногда снисходил до бесед со своими фаворитками. Во время общения с ними ему ничего не стоило выглядеть умным и блистательным, ведь правители обыкновенно получали лучшее образование в империи. Девушки же, получив специальное образование и соответствующее воспитание, оставались по-детски наивными. Часто понять, кто из обитательниц гарема сегодня - любимая жена, а кто - просто фаворитка, было нелегко даже управителям гарема. Непостоянство повелителя в отношении к женскому полу не давало расслабиться и самим фавориткам. Для того чтобы стать матерью принца или принцессы и получить титул кадины, многие девушки прибегали к коварным интригам. Вместе с новым именем девушки, попадавшие в гарем, обязаны были принимать и новую для большинства из них веру - ислам. Принятие в ислам происходило после произнесения традиционной, весьма простой фразы: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет - пророк его».





Кизляр-ага - должность старшего евнуха, была для многих пределом мечтаний. В его руках была сосредоточена огромная власть, круг обязанностей необычайно широк, а влияние огромно. Кизляр-ага отвечал за продвижение по иерархической лестнице гарема женщин и других евнухов, поставлял во дворец новых наложниц. Именно этот евнух сопровождал девушку в спальню султана, а зловещая сторона его власти проявлялась тогда, когда он объявлял приговоры женщинам гарема или отводил осуждённых к палачу. Были случаи, когда наложниц за провинности просто сбрасывали со стен дворца в пролив Босфор. Связанная и упрятанная в мешок несчастная камнем шла ко дну. Но особо заслуживающих поощрение наложниц могли и одарить по-царски. Некоторые рабыни получали свободу и финансовую независимость.







Султан спал на 3 матрацах, в зимнее время завернувшись в мех соболя или чёрной лисицы. Над кушеткой возвышался золочёный балдахин, вокруг - 4 высокие восковые свечи на серебряных подсвечниках. Каждую ночь в качестве меры безопасности султан спал в другой комнате. Если наложница беременела, то она переводилась в разряд счастливых - икбал. После рождения ребёнка она получала неофициальный статус жены султана. Ей полагались отдельная комната и ежедневное меню из 15 блюд, а также множество рабынь-служанок. Кофе был одним из главных напитков Османской империи. Подавалось оно в особой, богато украшенной посуде. Напиток пришёл в Турцию из Аравии и прижился не сразу. Десерты в Османской империи были возведены в ранг особого искусства. Фрукты и ягоды, свежие, сушёные, засахаренные и даже замороженные, употреблялись постоянно в невероятных количествах. Пахлаву готовили во множестве видов, причём воду для медового сиропа, которым пропитывался ореховый рулет, ароматизировали лепестками роз. Только одной из жён султан мог дать титул султанши. Все наложницы и рабыни гарема, а также остальные жёны были обязаны целовать подол платья султанши. Равной ей считалась лишь мать султана - валиде. Султанша, независимо от её происхождения, могла быть очень влиятельной. Приёмы в гаремах были редки, но запоминались надолго. Обыкновенно к ним тщательно готовились, потому что такие приёмы были своего рода смотрами достижения сераля и его фавориток: великолепие нарядов, блеск драгоценностей, изменения в иерархии - всё замечалось и служило поводом для бесконечных обсуждений и многозначительных выводов. Есть мнение, что правила гарема устанавливали запрет на выход за его пределы жёнам султана, однако утверждение, что женщины были вечными узницами гаремов и никогда не покидали их стен, ложно. Гаремные красавицы могли посещать родных, базары, парки, катались на лодках и т. д.





Женский султанат - период в истории Османской Империи, когда женщина гарема оказывала непосредственное влияние на все дела страны. Обычно его начало связывают с именем Хюррем, также известная как Роксолана. Она стала первой наложницей, которая заключила с султаном законный брак и не жила отдельно от него в Старом дворце вместе с остальным гаремом. Реально существующую любовь между Сулейманом и хасеки (любимая наложница султана) подтверждают любовные письма, посылаемые ими друг другу и сохранившиеся до наших времён. Султан посвящал Роксолане любовные стихи на персидском и арабском языках:
«Я страстью сбит с пути. Брожу я, как в пустыне. Заботам нет числа. Мне ничего не снится.
Моя душа больна. Но если кровь остынет, твой взгляд меня спасёт, любимая Царица!
Я сердцем ощутил всю грязь, весь стыд гордыни. Чем выше возношусь, тем больше грех вершится.
Кто щедрость сохранил? Кто благороден ныне? Лишь ты, моя любовь, лишь ты, моя Царица!
И всё же в мире лжи, где рушатся святыни, я верю: свет придёт, и нежность возвратится.
Я горевал вчера. Кем я утешусь ныне? Тобой, моя любовь, тобой, моя Царица!»
Хюррем отвечала на стихи Сулеймана своими стихами.







По одной из версий прообразом Роксоланы стала украинская девушка Настя Лисовская, которая родилась в 1505 году в семье священника Гаврилы Лисовского в Рогатине - небольшом городке на Западной Украине. В XVI веке этот городок был частью Речи Посполитой, которая в то время страдала от опустошающих набегов крымских татар. Летом 1520 года, в ночь нападения на Рогатину, юная дочь священника Настя Лисовская попалась на глаза татарским захватчикам. В одних версиях легенды девушку посещают в день свадьбы, у других же она ещё не успела достичь возраста невесты.

Статуя Роксоланы (Насти Лисовской) в Рогатине




По другой версии имя Роксолана было изобретено Огьером Гизелином де Бусбеком, гамбургским послом в Османской империи и сочинителем «Турецких записок» на латинском языке. В своём литературном труде он, основываясь на том, что Хюррем - так назвали девушку в гареме султана Сулеймана - происходила с территории проживания племени роксоланов или аланов, называл её Роксоланой. В древности роксоланы - авангардные княжения мощного античного полиэтноса аланов известны со II-III веков до н. э. В начале эры цари роксоланов брали у низовий Дуная дань с императоров Рима.

Покои Хюррем во дворце Топкапы, Стамбул





Хюррем стала первой наложницей в истории османской династии, получившей свободу ещё при жизни своего мужа, что также способствовало укреплению её статуса и авторитета среди других наложниц султанского гарема. Хасеки в управлении государством чаще всего играли роль посредниц между двумя сторонами для заключения мирового соглашения или подписания каких-либо дипломатических соглашений султаном в дальнейшем. Они занимались перепиской с правителями различных стран, а также обменом подарками. Этот обмен письмами и подарками происходил с ведома султана и служил созданию более благоприятной обстановки в отношениях с этими государствами. Хюррем покровительствовала деятелям искусства, переписывалась с правителями Польши, Венеции, Персии; вела переписку с королевами и сестрой персидского шаха. Она даже принимала зарубежных посланников и претворяла в жизнь различные благотворительные проекты. Брак между Хюррем и Сулейманом был первым законным браком, заключённым между бывшей рабыней султанского гарема и султаном, а также первым браком, который был заключён за последние полтора века - до этого последний брак между Баязидом I и Деспиной состоялся в 1389 году. Отношение турков к Роксолане до сих пор неоднозначно. Многие считают, что она стала причиной развала Османской империи, так как за ней последовала эпоха женского султаната.





В начале своей «карьеры» Хюррем безжалостно расправлялась с другими фаворитками султана и их детьми. Влияние, оказываемое Хюррем на Сулеймана, иллюстрирует эпизод, описанный венецианским послом Пьетро Брагадином. Один из санджак-беев подарил султану и его матери по одной красивой русской девушке-рабыне. Валиде, отдавшая свою рабыню сыну, была вынуждена извиниться перед Хюррем и забрать наложницу обратно. Вторую рабыню султан приказал отправить в качестве жены другому санджак-бею, так как наличие даже одной наложницы во дворце делало хасеки несчастной. Роксолана была не столько красива, сколько мила, изящна, и элегантна. Её лучезарная улыбка и игривый темперамент делали её неотразимо-очаровательной, за что она и была наречена Хюррем - радость дарящая или смеющаяся. Наиболее важным было то, что Роксолана была женщиной большого ума и силы воли, которые и дали ей преимущество среди других женщин в гареме. Султан был влюблён в свою хасеки на протяжении долгих лет совместной жизни. Многие называли Хюррем колдуньей за её очарование, с помощью которого она добилась любви султана. Султан был готов пожертвовать всем ради неё. Нередко Хюррем вмешивалась и в дела самого Османского государства. Живя в гареме и будучи любимицей султана, Хюррем даже не надеялась на спокойную жизнь. Каждый раз она переживала более опасные покушения на неё и от этого становилась ещё сильнее.





Некий Зара писал о ней: «Он так её любит и так ей верен, что все только диву даются и твердят, что она его заворожила, за что и зовут её не иначе, как жади, или ведьма. По этой причине военные и судьи ненавидят её саму и её детей, но, видя любовь к ней султана, роптать не смеют. Я сам много раз слышал, как кругом клянут её и её детей, а вот о первой жене и её детях отзываются добром». Он сочинял стихи под псевдонимом Мухибби, что значит «Любящий». Вот такие стихи Сулейман посвятил матери своего старшего сына Махидевран султан: «Пока есть ты, перед кем должен просить о милости Падишах… Мухибби покорён любовью этой темноволосой красавицы, и не нужно Мухибби большего, лишь бы склониться подле любимой».



Махидевран и Сулейман из фильма «Великолепный век»


Но после появления во дворце Хюррем, султан Сулейман не стал обращать внимания на других женщин в гареме, что в глазах его подданных было необычным явлением. Само нововведение эпохи султана Сулеймана стало основой других изменений, происходивших в Доме османов: изменяется статус матери султана, нарушается правило «одна наложница - один сын». Жена султана Сулеймана Великолепного, прекрасная славянка, искусная в интригах и в любви, - смотрит на нас со знаменитого портрета, приписываемого Тициану. Светлые волосы и кожа, восточный наряд, а в руках - куница. Дамы той эпохи использовали ручных зверьков в качестве живых блохоловок. Копия портрета хранится в Музее художественного и циркового искусства братьев Ринглинг в США.









Однако написать с натуры портрет женщины из султанского гарема не мог ни Тициан, который никогда не ездил в столицу Османской империи, ни кто-либо другой. Художников просто не пустили бы туда, ведь они не евнухи. А за пределами гарема дама скрывала лицо от посторонних мужчин. Вероятно, Тициан создал портрет султанши для одного из коллекционеров. Сулейман и его жена были крайне популярными персонами у современников-европейцев, и поскольку спрос был очень велик, возникла вымышленная иконография изображения султанши. Для портрета Тициану, скорее всего, позировала его дочь Лавиния. У него было трое детей от любимой супруги, 2 сына и 1 дочь, после рождения которой жена скончалась в возрасте около 30 лет. Девушка выросла очень похожей на мать - рыжие волосы, белоснежная кожа, умеренная полнота. Сравним 2 портрета.

Тициан Вечеллио, портрет молодой женщины - альтернативное название: портрет дочери художника Лавинии Веччелио



Ещё один портрет Тициана под названием «Дама с яблоком» - лицо одно и то же. Поэтому многие решили, что это тоже Хюррем, так как наряд восточный. Однако внешность женщины типично венецианская.






Тициан, портреты Сулеймана


Аноним, опубликованный Маттео Пагани, Сулейман I и Хюррем, 1540-50 годы


Вариаций картин Хюррем довольно много.



Художники, жившие в более поздние эпохи, перерисовывали портреты султанши и добавляли в картины свои авторские штрихи.






Когда в гареме звучал утренний призыв к молитве, все женщины должны были встать и отправиться в хамам. За купанием следовал быстрый завтрак, а затем начиналась работа гарема. Его обитательницам преподавали уроки музыки, религии, вышивания, чистописания, классических искусств, учили разным языкам. На развлечения времени не оставалось.









Для турецких женщин посещение бань представляет собой отдельный ритуал, часть общественной жизни - это место, где можно обсудить дела, поделиться новостями, посплетничать. Каждый турок раз в неделю обязан отпустить свою жену в баню. Женщины собирались в хамаме как на праздник: наряжались в красивую одежду, брали с собой сладости. В хамаме они пили кофе и общались, нередко проводя там весь день с утра до вечера. Хюррем претворяла в жизнь масштабные благотворительные проекты. Она получила право строить религиозные и благотворительные здания в Стамбуле и других крупных городах Османской империи. Когда возлюбленная падишаха была беременна их очередным сыном Джахангиром, она подверглась покушению на жизнь во время банных процедур. Мать будущего шехзаде чудом спаслась от смертельного укуса ядовитой змеи, которую ей подбросили по приказу Ибрагима-паши и первой супруги правителя Махидевран-султан.

Махидевран-султан, кадр из фильма «Великолепный век»


Хюррем-султан, кадр из фильма «Великолепный век»


После покушения в 1556 году на хасеки Хюррем она грустила и переживала. Тогда султан поручил легендарному архитектору Синану построить для любимой жены новый хамам чуть ближе к берегу Мраморного моря на площади Султанахмет.

Баня Святой Софии Хюррем Султан в Стамбуле, фото кликабельно



площадь Султанахмет, вид на собор Святой Софии






Вид от Голубой мечети






Хамам стал первым в Стамбуле, где не было женских и мужских дней - он работал и для женщин и для мужчин одновременно - просто был разделён на 2 половины - мужскую и женскую со входами с противоположных сторон.















При Сулеймане Великолепном происходили разительные перемены в империи. В годы его правления произошёл полный расцвет архитектурного стиля, сочетавший в себе мусульманские традиции зодчества и силуэты христианской архитектуры: сочетание округлых куполов и остроконечных минаретов. Синан как главный архитектор проекта, не стал париться с идеями и спроектировал этот хамам по принципу классической османской бани. Тут и цветочные мотивы в мраморных орнаментах, золочёные краны и чаши для омовений, много света и просто огромный главный зал - парилка. Этот хамам был отреставрирован и выглядит сегодня, как во времена Османов.









Сулейман Великолепный не поскупился на отделку - потолки хамама сделаны в виде купола, стены и пол отделаны красивым привозным мрамором, а раздевалки и комнаты отдыха отделаны ливанским кедром.









Султан Сулейман, проводивший большую часть времени в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем. Сохранились письма, в которых отражаются большая любовь и тоска султана по жене, которая была его главным политическим советником. Хюррем-султан была всегда под жестоким прицелом местных верхушек общества. Сулейман не выносил каких-либо косых взглядов в сторону своей жены, и те, кто посмел ей симпатизировать, сразу приговаривались к смерти. Также имела место и обратная сторона медали. Хюррем принимала жесточайшие меры к тому, кто симпатизирует другой стране - в её глазах этот человек становился предателем родины. Одной из таких жертв стал государственный предприниматель Османской империи Ибрагим, обвинённый в излишней симпатии к Франции. Когда султан был в походах, управлением занимался визирь Ибрагим-паша - одна из самых ярких и могущественных фигур периода правления Сулеймана I. «Я тот, кто управляет этой огромной империей. Я могу всё: у меня есть власть, положение и все права. То, что я желаю отдать, будет отдано и не может быть отнято обратно, и я не обязан согласовывать то, что я делаю, ни с кем. Если когда-либо Великий султан хочет что-то дать или же получить что-то, и если я этого не одобрю, этому не бывать» - Ибрагим-паша.

Гравюры Ибрагима-паши




Великий визирь легендарного турецкого султана - Паргалы Дамат Ибрагим-паша родился в городе Парга, некогда входящем в состав Венецианской республики, в семье бедного рыбака. Ещё ребёнком его выкрали турецкие корсары и продали в рабство. На его счастье, будущему наследнику султаната - шехзаде Сулейману - понадобился слуга, и юный венецианец был выкуплен во дворец Манисы. Там он подружился с шехзаде и с тех пор везде сопровождал его, посещал вместе с ним уроки и получил отменное образование. Когда Сулейман после смерти отца стал султаном Османской империи, его друг получил должность главного сокольничего, что было огромным шагом наверх для бывшего раба. Вскоре его повысили до Хранителя покоев, а в 1523 году Ибрагим занял высший в Турции пост - стал Великим визирем. Он был блестящим полководцем, переговорщиком и дипломатом, доказал своё мастерство и свою преданность в многочисленных дипломатических встречах и военных кампаниях и стал одним из самых эффективных государственных деятелей того времени. Все без исключения европейские послы отмечали манеру ведения переговоров официальными представителями Османской державы: упорное избегание тем, которые могут поставить в сложное положение, невозможность по их поведению и жестам понять реакцию и использовать её, создание всяческих трудностей противоположной стороне, затягивание переговоров и прибегание к разным хитростям. Все иностранные послы и представители отлично понимали образ, созданный Ибрагимом в Османской империи, именно поэтому послы шли в первую очередь к великому визирю, а не к султану, королева-регентша Франции так же направляла письма именно ему, прежде чем связываться с падишахом. Сохранившаяся переписка состоит из многочисленных писем Фердинанда и Франциска, адресованных Ибрагиму. Венецианские дожи так же писали именно ему, дабы заручиться поддержкой.





Для того чтобы визирь мог достойно представлять лицо государства ему нужен был дворец. Султан презентовал ему громадный дворец с четырьмя внутренними дворами, который некогда воздвигли на месте бывшего ипподрома, строившегося в 203 году по приказу императора Септимия Севера, а затем усовершенствованного и увеличенного в размерах византийским императором Константином Великим.

Дворец Ибрагима-паши слева от ипподрома, внизу видны уцелевшие стены Сфендона - зрительские трибуны ипподрома




Толщина стен Сфендоны около 3 метров, за ними - 25 сводчатых комнат, связанных коридором, идущим вдоль всего полукруга.





Первоначально здешние помещения предназначались для диких зверей, которых травили на ипподроме. Уже в V веке травля была запрещена, и это пространство превратили в цистерну. Здесь и сейчас стоит вода глубиной больше метра; судя по отзывам тех, кому удавалось сюда попасть, вынести здешнее зловоние нелегко.





«Великий визирь, пересекающий площадь Ипподром», ипподром и Голубая мечеть в XVII веке


Здание дворца нуждалось в переделке, что и было поручено Мимару Синану. Так, основательно обновлённый дворец из тёсаного камня в строгом османском стиле стал подарком к свадьбе Ибрагима и Мухсине Хатун, внучке того самого Искендер-паши, который захватил его в плен более двух 10-летий назад. Этот брак на пышной церемонии в 1523 году был политически мотивирован как способ интеграции Ибрагима, чужака, в османскую элиту. Хотя поначалу Мухсине скептически относилась к своему новому мужу, со временем у них сложились любовные отношения. Как новая резиденция визиря здание сменило название с «Дворца Ипподрома» на «Дворец Ибрагим-паши». Султан оказывал своему другу огромную честь и проводил некоторые семейные празднования в его доме: обрезание сыновей-шехзаде Мустафы, Мехмета, Селима, свадьбу дочери Михримах-султан.

Дворец Ибрагима-паши справа от ипподрома, фото кликабельно



слева от Змеиной колонны






Хотя историки когда-то считали, что женщиной, на которой женился Ибрагим, была Хатидже султан, сестра султана Сулеймана, это было основано на скудных доказательствах и предположениях. В результате исследований, проведённых историком Эбру Тураном, в настоящее время принято считать, что женой Ибрагима была Мухсине, а не Хатидже. Привязанность султана к своему визирю была столь велика, что он дал ему клятву, что никогда не казнит его. Но, судьба распорядилась иначе: у визиря были очень сложные отношения с любимой женой Сулеймана, имевшей огромное влияние на супруга, она, в ходе интриг, создала такую ситуацию, что тот был вынужден отдать приказ о казни друга детства. А так как в мусульманском мире не так просто отречься от данной клятвы, то султану пришлось просить у священнослужителей фетву - разрешение. Шейх-уль-ислам Мехмет Эбусууд сказал: «Повелитель, Вы поклялись, что не предадите его смерти, пока живы; тогда он должен быть убит, пока Вы спите. Жизнь состоит в бдительных и активных действиях, а когда человек спит, то он как бы и не живёт по-настоящему, поэтому именно в такой момент Вы можете свершить наказание, не нарушая своей клятвы». Предписание шейха позволило ему отказаться от своей клятвы в обмен на строительство мечети в Константинополе.

Мечеть Ибрагим-паши Паргали - маленькое здание на левом берегу Золотого рога недалеко от Галатского моста




15 марта 1536 года во время празднования Рамадана Ибрагим-паша по давней дружеской традиции ужинал с Сулейманом ночью во дворце Топкапы. Утром следующего дня в покоях было обнаружено его тело. Как это описал Доменико Тревизано, венецианский посол: «…со следами, говорящими, что он был удавлен после свирепой борьбы». Тело великого визиря было спешно захоронено в дервишском монастыре в Галате без какого-либо памятника, отмечающего место могилы. После расправы с визирем был отдан приказ на конфискацию всего принадлежащего ему имущества, в том числе и дворца Ибрагим-паши. Много веков подряд дворец постоянно менял владельцев, сначала им владели визири, а потом размещались казармы для солдат, посольство, тюремные камеры, мастерские швей. И только после реставрации, произведённой в период с 1966 по 1983 годы, прекрасное архитектурное творение стало стамбульским «Музеем турецкого и исламского искусства».











Ибрагим-паша играл немалую роль при Дворе, но при этом все дела и планы султан держал в своих руках, как бы ни пытался великий визирь доказать иное. Султан Сулейман отлично понимал политику, стратегию и возможности во всех государственных, международных и политических делах, он всегда оставлял последнее слово за собой, придерживаясь выбранной линии поведения, причём это вполне успешно было как до, так и после смерти Ибрагима, погибшего от интриг любимой жены своего господина.

Мечеть Ибрагим-паши Паргали


Продолжение:
Всхлип времени в караване вечности. Часть 4
Послесловие. Очевидность двух миров

Использованы материалы из Сети и Википедии. Все изображения взяты из открытых источников Яндекс картинки и принадлежат их авторам, а также иллюстрации из книги Павло Загребельного «Роксолана. Великолепный век султана Сулеймана».

султан

Previous post Next post
Up