Навстречу путник мне из древней шёл земли
И молвил: средь песков - минувших дней руина -
Стоят две каменных ноги от исполина,
Лежит разбитый лик во прахе невдали.
Сурово сжатый рот, усмешка гордой власти,
Твердит, как глубоко ваятель понял страсти,
Что пережить могли солгавший им язык,
Служившую им длань и сердце - их родник.
А вкруг подножия слова видны в граните:
«Я - Озимандия, великий царь царей.
Взгляните на мои деянья и дрожите!»
Кругом нет ничего. Истлевший мавзолей
Пустыней окружён. Гуляет ветр свободный
И стелются пески, безбрежны и бесплодны.
Перси Биши Шелли
Перевод Николая Минского
Продолжение
Начало
в первой части Много лет Нефертари была верной спутницей и соратницей своего великого мужа, роль которого в египетской истории мало кто мог затмить. Можно только представить, каким горем для Рамсеса Великого стала её смерть. Солнце зашло для всего Египта и для его Владыки. Ни одна из жён Рамсеса впоследствии уже не играла роли даже близко подобной той, которую при жизни играла Нефертари. Она была упокоена в Долине Цариц. Её гробница, открытая археологами в 1904 году, является одним из самых ярких и интересных примеров погребального искусства Древнего Египта.
Её лучшие изображения из гранита хранятся в ватиканских музеях. В Карнаке сохранилась статуя с надписью: «Я поставил её слева, там, где моё сердце, чтобы во все века люди знали, что я люблю её»
Там же Нефертари у подножия колоссальной статуи Рамсеса II
Главной женой Рамсеса после смерти Нефертари стала Иси-Нофрет - мать её прославленного второго сына, 4-го сына Рамсеса по имени Хаэмуас. Этот удивительный для своего времени человек интересовался архитектурой и древностями, занимаясь неким прообразом археологии.
Трон же достался её 4 ребёнку, 13-му сыну Рамсеса - Мернептаху. А всего у фараона от жён и наложниц было 111 сыновей и 65 дочерей.
Что сооружал неутомимый строитель Рамсес II? Трудно всё сосчитать. От его эпохи осталось множество статуй. Преимущественно это колоссы, то есть скульптуры огромного размера. Известно имя главного зодчего - Маи. Он руководил строительством в новой столице Пер-Рамсесе. Маи имел высокий воинский чин, он отправлял далёкие экспедиции за мрамором и за гранитом, например на юг, в Асуан. Одним из чудес света стал Рамессеум - поминальный храм Рамсеса в комплексе Абу-Симбел на западном берегу Нила, в районе Фив. Особенностью древнеегипетской культуры было то, что человек на протяжении всей жизни заботился о своём погребении. Считалось, что чем тщательнее он подготовит переход в иной мир, тем лучше ему там будет. Вот почему Рамсес II возвёл себе столь грандиозный поминальный храм.
Это комплекс из двух поражающих воображение храмов, вырубленных в скале, по приказу фараона, как символ победы в сражении над хеттами и огромной любви к своей жене - Нефертари. Изначально такое название носила скала, но после возведения в этом месте храмов, название Абу-Симбел перешло на всю группу скал вместе с постройками. Комплекс включает в себя Большой и Малый храмы. Большой храм возведён после сражения при Кадеше, в 1296 году до н.э.
Позже здание было засыпано песками и открыто швейцарским востоковедом И.Л. Буркхардтом в 1812 году. Торчавшие из песка головы принадлежат, как оказалось, четырём сидячим колоссам высотой 20 метров каждый. Это статуи трёх богов создателей - Ра-Хорахти, Амона и Птаха - и самого фараона Рамсеса II. У ног гигантских колоссов расположены скульптуры членов семьи фараона - жены Нефертари, его матери и нескольких детей.
![](https://ic.pics.livejournal.com/krisandr/47289181/5680484/5680484_original.jpg)
Рельефные композиции на стенах Абу-Симбела описывают ход битвы, на всех рисунках фараон представлен как победитель этого сражения.
Благодаря точным расчётам строителей храма, два раза в год 22 октября и 22 февраля в 6:00 утра, луч утреннего солнца преодолевает путь 65 метров, и освещает 4 статуи богов; по 6 минут солнцем освещены изображения Амона и Ра-Хорахти, 12 минут - фигура Рамзеса (он в центре). Затем поток света исчезает и возвращается опять на рассвете через полгода. На статую бога Птаха солнечный свет никогда не попадает. Птах - владыка подземного мира, любит пребывать всегда во тьме.
Малый храм воздвигнут в честь любимой жены Нефертари, в статуях у храма она изображена в образе богини Хатхор - богиня любви, плодородия, неба, красоты, женственности, танцев и веселья. В знак своей огромной любви и почитания своей жены, фараон высек надпись на храме: «Рамсес, он воздвиг храм, высеченный в горе навечно, ради Великой супруги царской Нефертари, Возлюбленной Мут, в Нубии, в вечности и бесконечности… для Нефертари, удоволившей богов, той, ради которой светит солнце». Нефертари Мерит-эн-Мут - Та, ради которой сияет солнце
В 1964-1968 годах в связи со строительством Асуанской плотины колоссов по инициативе ЮНЕСКО разобрали, распилили на тысячу с лишним блоков, перенесли выше на 65 метров и снова собрали. Невиданное дело, которое объединило специалистов из разных стран! И сегодня солнечные лучи касаются лика 3 статуй, как и 3000 лет назад, и как будут в грядущие столетия. Археологам и инженерам удалось сдвинуть гору! Но была в храме ещё одна тайна. Говорят, в святилище на рассвете начинали раздаваться плачь, тихий шёпот и стоны. После переноса храма эти звуки прекратились. Причина звуков в том, что когда восходящее солнце нагревало камни и воздух, в трещинах между камнями дул ветер, создавая эффект «эоловой арфы».
Есть много колоссов Рамзеса II, в Пер-Рамсесе, например, высота его была 27 метров, вес - 900 тонн. Можно представить себе, каких затрат требовали подобные сооружения. Их строительство опустошало государственную казну. Сейчас от этого города остались одни руины. В Луксоре, у подножия статуи Рамсеса стоит его старшая дочь Меритамон от Нефертари. После смерти матери титул «главная жена» достался ей.
Её скульптура в храме Мина в Ахмиме
По египетским традициям наследования власти, для её сохранения внутри царской династии Рамсес даровал титул жены фараона и своей дочери Бент-Анат после смерти её матери Иси-Нофрет. Она была рождена, когда её отец был соправителем своего отца Сети I. Наряду с Нефертари считается самой известной женой Рамсеса II.
В археологической зоне Мемфиса, в городе, которому Рамсес II посвящал множество памятников и украшал их колоссами своей славы, в музее, построенном для его защиты, сохранился один из них. Мехемет Али подарил статую Британскому музею, но переправить её в Англию не удалось.
Однажды была обнаружена огромная, невиданного размера глыба кварцита. Рамсес II сразу решил, что это будет очередной колосс. Он написал своим мастерам, которые, кстати, не были рабами, чтобы они принялись за создание нового шедевра. Вот его слова: «Закрома будут ломиться от зерна для вас, чтобы вы ни дня не проводили без пищи. Я наполню для вас склады всевозможными вещами: хлебом, мясом, сладкими пирожками, я дам вам сандалии, мази в избытке, чтобы вы умащали головы ваши каждые 10 дней. Я дам вам множество людей, чтобы вы ни в чём не знали нужды; рыбаков, чтобы приносили дары Нила, и много других: садовников, чтобы возделывали огороды, горшечников, чтобы делали сосуды, дабы свежа была вода в летнее время». В этих обещаниях звучит истинная страсть - и к строительству, и к увековечению собственной памяти. Вполне возможно, что это было во время строительства мемориала «Дом миллионов лет Рамсеса Мериамона во владении Амона». Этот заупокойный храм - летопись в камне жизни царя с представлением самых важных событий в ней. Рамсес II много строил и много воевал, и Рамессеум в то же время - мемориал его собственным подвигам полководца и добродетелям, лежащим в основе его могущества.
Британский поэт Перси Биши Шелли посвятил храму Рамсеса II сонет: «…Я - Озимандия, я - мощный царь царей! Взгляните на мои великие деянья, Владыки всех времен, всех стран и всех морей!» Поэт здесь практически дословно цитирует сведения древнегреческого историка Диодора Сицилийского (ок. 90-30 гг. до н. э.), оставившего первое письменное свидетельство о надписи над входом в храм, которую он видел собственными глазами. Озимандия - греческий аналог имени Рамсеса II.
Диодор писал: «Гробница Озимандии составляла более полулиги, у входа в неё были порфировые врата, рядом с которыми стояла квадратная галерея из камня, где над колоннами были архитравы из того же камня; из камня была и облицовка в десять футов шириной, украшенная лазурными звёздами. Впереди стояли другие врата, похожие на первые, но богаче скульптурой и отделкой, где стояли три большие монолитные статуи, достойные Мемнона; одна из них, изображавшая сидящего царя, превосходила размером все египетские статуи. Творение это было замечательно не только своей величиной, но и мастерством и превосходным качеством камня, так что, как бы ни был он огромен, на нём не было ни трещины, ни пятна». Диодор описал и библиотеку дворца, которую назвал «лечебницей души», опять же по надписи над ней.
Рельефные изображения, выбитые на стенах храма, изображают также общение Рамсеса с богами, представлены на них и некоторые дети фараона. Труду подданных на земле традиционно воздаётся должное в поэтизированной форме.
Качество исполнения иероглифов и картушей в граните колосса не оставляет сомнений в том, что её изготавливали с помощью машинного оборудования.
Так же была исполнена из гранита голова статуи, которая стоит во дворе
Полосы на «юбке» колосса кажутся идеальными и параллельными, но при ближайшем рассмотрении они не столь идеальны, есть и погрешности. Да, они исполнены механическим инструментом, но, скорее всего, управлявшимся вручную.
Поглощённый строительством, Рамсес вынужден был то и дело отправляться в экспедиции, чтобы подавлять выступления подвластных Египту народов. Новых земель он не завоёвывал. Тем временем силы древнеегипетского государства истощались. Подобное уже происходило в прежние переломные эпохи - между Древним и Средним царствами, потом между Средним и Новым царствами. Предчувствуя грядущий упадок, фараон охотно пошёл на переговоры и заключение союза с хеттами. Успеху способствовало и то, что у хеттов сменился царь. Новый властитель Хаттусили III был настроен не столь воинственно, как его старший брат Муваталли II. После долгих переговоров в Пер-Рамсес привезли серебряную табличку с текстом на аккадском языке. Сегодня мы называем подобные документы договорами о мире и взаимопомощи в борьбе против возможных врагов и опасностей. Договор был заключён в 21-й год правления Рамсеса II, то есть приблизительно в 1269 году до нашей эры. Фараону было около сорока лет. Текст договора перевели на египетский язык и высекли на стене Рамессеума. Были и клинописные глиняные таблички с тем же текстом. Табличка с фрагментом договора из Богазкёйского архива, Стамбул
Договор очень длинный и чрезвычайно подробный. Вот его фрагменты в переводе: «Что касается будущего вплоть до вечности, что касается помысла великого властителя Египта и великого правителя страны Хетта, то да не даст бог случиться вражде между ними в соответствии с договором… Он в братстве со мной, он в мире со мной, я в братстве с ним, я в мире с ним навеки». Текст договора египтян с хеттами выставлен сегодня в штаб-квартире ООН - как символ цивилизованных международных отношений. Это знак того, что уже многие тысячи лет назад люди решали некоторые вопросы мирным путём. Стремясь учиться у самого себя, человечество пока не достигло больших успехов, но попытка, несомненно, отрадная. Не случайно фараон Рамзес II остался в истории с прозвищем Великий. Он действительно великий строитель и великий международный деятель. Заключив мирный договор с хеттами, он обеспечил и своему государству, и соседнему ещё около 60 лет относительно спокойной жизни. Иероглифический текст мирного договора, Карнакский храм
Через 13 лет после заключения знаменательного договора неутомимый Рамсес II, которому было уже около 53 лет, женился на дочери царя Хаттусили III. Она приняла египетское имя Маатхорнефрура - «зрящая красоту Солнца». Солнцем для неё, безусловно, должен был стать сын бога Амона - её супруг Рамсес II. Есть предположение, что на бракосочетание прибыл сам хеттский царь. Впрочем, многие египтологи в этом сомневаются. Так или иначе, церемония была торжественная и пышная. Огромная процессия несла приданое - золото и другие сокровища. Из Малой Азии в Египет гнали целые стада скота. Это немалая ценность - мясо и шкуры. Но это ещё и выразительный жест: ситуация в чём-то напоминает не одержанную когда-то победу - ведь богатства прибывают в Египет, хотя это и не военная добыча… А в 62 года фараон женился, тоже вполне официально, ещё на одной хеттской царевне, сестре первой. Древнеегипетский город Танис долгое время считался столицей Пер-Рамсес.
Только в 1966 году вопрос о местонахождении столицы Пер-Рамсеса был окончательно решён. Особого процветания Танис достиг во время постоянных войн с Азией при XIX династии, когда фараоны Сети I и Рамсес II имели здесь резиденцию вследствие близости к сирийской границе. Именно здесь был подписан договор с хеттами. Из Таниса в Лувр была вывезена колонна в форме пальмы и статуя Рамсеса II
Повреждённая скульптура с хеттской женой Маатхорнефрурой у подножия
![](https://ic.pics.livejournal.com/krisandr/47289181/5695174/5695174_original.jpg)
Этот город являлся новой столицей царей XXI и XXII династии. Они использовали множество Колосов Рамсеса для своей собственной славы.
Останки одного из них, названного Солнцем князей
В последние годы жизни Рамсес II явно наслаждался относительным покоем, постоянно заботясь об увековечении своей памяти. Он умер, когда ему было около 90 лет. Посмертная жизнь фараона оказалась весьма бурной. Он был торжественно похоронен, но уже в конце правления следующей, XX династии, в XI веке до нашей эры, гробница подверглась разграблению. Все сокровища были похищены. Мумию фараона жрецы перенесли в тогда ещё не разграбленную гробницу его отца, Сети I. Но позже и она была разорена. В общем, мумию переносили с места на место 4 раза и наконец спрятали в тайнике. Она была найдена в конце XIX века и стала, как деликатно пишут учёные, достоянием науки. То есть её выставили в качестве экспоната в Каирском музее. Сохранность мумии удивительна. В 1975-м, когда она начала повреждаться, её возили на реставрацию в Париж. Причём встречали очень торжественно, будто французскую столицу действительно посетил древнеегипетский фараон. И это совершенно справедливо. Рамсес II, вне всякого сомнения, заслужил уважительную память человечества.
В 2017 году в одном из беднейших районов египетской столицы во время проведения ремонтных работ были найдены фрагменты гигантской статуи Рамсеса II. По словам египетского министра культуры, эта находка «одна из самых значительных» в истории страны. Многие учёные полагают, что именно во время правления Рамсеса II произошли события, которые были описаны в главе «Исход» в Танахе.
А певица
Катя Лель заявила о том, что в прошлой жизни была потомком Рамзеса II, того, кто присвоил себе чужие заслуги и достижения. Так, он осквернил памятники своих предшественников, написав на них своё имя. Катя считает, что одним из детей Рамзеса была она. Правда, с полом артистке так и не удалось определиться. Сначала она сказала, что была дочерью египетского правителя, а потом произнесла фразу «Я была сыном». Артистка сказала, что даже знает точное имя отпрыска, сравнивала фотографии и обнаружила удивительное сходство.
Из лекций Наталии Басовской. Все изображения взяты из открытых источников
Яндекс картинки и принадлежат их авторам.