Вдали от берегов Страны Обетованной,
Храня на дне души надежды бледный свет,
Я волны вопрошал, и океан туманный
Угрюмо рокотал и говорил в ответ:
«Забудь о светлых снах. Забудь. Надежды нет,
Ты вверился мечте обманчивой и странной.
Скитайся дни, года, десятки, сотни лет -
Ты не найдёшь нигде Страны Обетованной».
И вдруг поняв душой всех дерзких снов обман,
Охвачен пламенной, но безутешной думой,
Я горько вопросил безбрежный океан,
Зачем он страстных бурь питает ураган,
Зачем волнуется, но океан угрюмый,
Свой ропот заглушив, окутался в туман.
Константин Бальмонт
Если о самом Григории XIII как человеке, церковном и государственном деятеле, у нас в стране слышали немногие, то словосочетание «григорианский календарь» широко известно. Да, это не пустяк - властвовать над временем! Хотя, наверное, сам Григорий XIII удивился бы, узнай он, что остался в памяти потомков именно как инициатор изменения календаря. Чтобы понять, почему он должен был этому удивиться, необходимо представить себе его жизнь.
Григорий XIII принадлежит к так называемым «воинствующим папам» эпохи контрреформации. Это те, кто, занимая папский престол, отдавали все силы тому, чтобы остановить реформу церкви. Им казалось, что Ян Гус, Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин - это просто несколько отступников, с наследием которых надо бороться. Защитники канонического католицизма не сознавали, что духовный переворот назрел и стал неизбежным. Он явился одним из важнейших знаков выхода Европы из Средневековья. Получается, что творец нового календаря в каком-то смысле пытался остановить время, повернуть вспять ход Истории.
Григорий XIII был активным поборником идеи папской теократии. Это означает, что папская власть рассматривалась им как идущая прямо от Бога и находящаяся над всеми остальными видами власти, духовной и светской. Будучи ярым католиком, папа радостно праздновал Варфоломеевскую ночь. Он возродил явление, которое называлось непотизм (от латинского nepos - внук, племянник), по-русски - кумовство. В XV-XVI веках непотизм получил в Италии столь широкое распространение, что в результате из него родились даже некоторые самые знатные семейства - такие, как Боргезе, Лудовизи, Борджа. Подробности частной жизни римских пап неизвестны широкой публике. О Григории XIII как человеке тоже известно немного. В миру его звали Уго Бонкомпаньи, он родился в 1502 году в богатой, очень знатной семье. Учился в университете своего родного города Болоньи, увлёкся науками, в 28 лет стал доктором и занял кафедру канонического права. Так что это был грамотный юрист, и нельзя сказать, что его попытка остановить движение истории была следствием заблуждений непросвещённого ума. В 1565 году он получил звание кардинала, как принято говорить, кардинальскую шапку. У кардиналов особый головной убор, выделяющий их, как и красный цвет одеяния. Для эпохи становления христианской церкви очень важен был визуальный ряд: лиловое одеяние епископов, белое или золотое - римских пап. «Картинка», позволявшая разобраться в иерархии, заменяла массово неграмотной пастве текст.
Став кардиналом, Уго Бонкомпаньи проявил себя как человек не только высокой образованности, но и незаурядного природного ума и невиданной энергии. Папа Пий IV направил его в Германию для участия в заседаниях Тридентского собора. Этот важнейший в истории католической церкви Собор продолжался с перерывами почти 20 лет (с 1545 по 1563 год) сначала в Германии в городе Триенте (по латыни в Триденте), а затем в Болонье, которая была в тот момент более позитивно настроена в отношении папства.
Здесь необходим краткий экскурс в историю христианства, без которого нельзя понять существо идейных борений начала Нового времени. Первые древние христианские общины начала новой эры - это собрания единомышленников. Единственное существовавшее в них звание - харизматик, человек, обладающий харизмой, то есть боговдохновенный, умеющий проповедовать, вести за собой людей. Потом начали появляться должности: пресвитеры, старейшины. Позже - дьяконы, те, кто обслуживает совместные трапезы, так называемые «трапезы любви», где люди совместно принимают пищу не просто, чтобы наестся, а вкушая при этом и светлые идеи. И наконец, епископы, которые выдвинулись, как организаторы хозяйственной жизни. Епископы владели кассой: у общины были определённые финансовые нужды. Постепенно сложилась такая практика, что епископами становились те, кто побогаче. Это казалось естественным, потому что они могли что-то добавить в общую кассу от себя лично. С формированием системы должностей стало меняться отношение церкви к рядовым верующим. В чести был уже не харизматик, а епископ, которого стали называть пастырем. А паству начали именовать стадом, которое «пасёт» этот самый епископ.
Всё это происходило очень медленно. Ещё в начале IV века некий епископ Марцеллин именовал себя папой. А к VI веку, после крушения Западной Римской империи и рождения варварских королевств, возникло представление о том, что римский епископ особенный, первый среди всех прочих. Он папа - отец и наставник. Доказательством особого положения Рима служило то, что именно здесь был епископом апостол Пётр. Однако против этого возражала, например, община Иерусалима, заявлявшая, что святой Пётр создал именно её, а не римскую. И тогда был выдвинут совершенно сокрушительный аргумент. Земля Рима наиболее обильно полита кровью мучеников и великомучеников, которых преследовали римские императоры. Поэтому только здесь должен служить епископ номер один. Так идея римского папы выросла из искренней, равноправной религиозной практики. Но со временем папы сочли себя вправе руководить всем христианским миром и упорно на это претендовали.
Принцип абсолютной папской власти был поколеблен в разгар еретических движений, которые предшествовали Реформации. Это было спровоцировано тем, что на папском престоле не раз оказывались люди недостойные, развратные, и становилось ясно: такой человек не должен иметь всеобъемлющей духовной власти. Наиболее отчётливо неприятие абсолютной папской власти сформулировал Ян Гус, который сказал, что истинный глава церкви - сам Иисус Христос. Вот уж фигура морально безупречная! А никакой человек, кто бы он ни был, не может быть бесспорным главой христианской церкви. Довольно долгое время - с XI по XV век - внутри церкви и в её окружении шло широкое движение за реформу, получившее название клюнийского, по названию Клюнийского аббатства в Южной Франции, которое было его центром. Участники движения искренне хотели исправить нравы, очистить церковь от всего, что не соответствовало ее духу. Тридентский Собор подвёл под этим черту. Противники реформ стремились возродить догмат о непогрешимости папы, восходивший к древним временам Карла Великого и папы Льва III, который сначала был ослеплён врагами, а потом очистился клятвой от ложных обвинений и прозрел. Конечно, попытки вернуть этот принцип в начавшемся Новом времени были обречены. XVI век - это эпоха экономически и духовно переродившейся Европы.
Кардиналу Бонкомпаньи было 65 лет. Средняя продолжительность жизни в XVI веке - 40-50 лет. О людях за 50 в те годы писали как о глубоких старцах. Но в поведении кардинала не было ничего старческого. Он оправдал доверие папы: последовательно, умно, юридически аргументированно он отстаивал абсолютную полноту папской власти, энергично доказывал, что папа - наместник Бога на земле. Никакие реформы не нужны, потому что разговоры об очищении нравов духовенства неизбежно приводят и к критике папы, а это недопустимо. Папа абсолютно безгрешен. И именно Бонкомпаньи, который продемонстрировал свою несгибаемую убеждённость и бойцовские качества, в 1572 году стал воинствующим папой. Избравший его конклав готовил кардинал Гранвелла - палач Нидерландской революции.
Он был орудием политики испанского короля Филиппа II.
В те годы Англия, Франция, Германия, Нидерланды были, как считала церковь, «заражены ересью». Испания же оставалась опорой католицизма. И конклав оказался под влиянием самых ярых католиков Западной Европы. Избранный папой римским, Уго Бонкомпаньи взял имя Григорий - в честь Григория Великого, одного из ранних деятелей христианской церкви, который определил многое в догматике и ритуалах, насаждая строго вертикальную организацию церковной жизни.
Новый папа был избран 13 мая 1572 года - за три месяца до Варфоломеевской ночи.
Интересно, что Григорий XIII, который всецело посвятил себя идее чистоты папской власти, имел побочного сына Джакомо. Считается, что это последний папа, о чьих незаконнорождённых детях есть достоверные сведения. Вести политику кумовства в отношении сына Григорий XIII не решился, но двух своих племянников продвигал совершенно спокойно и очень высоко: он лично возвёл их в кардиналы. То есть назвать самого папу нравственно кристально чистым никак нельзя. Когда у Григория XIII запросили разрешение на брак Генриха Наваррского с Маргаритой Валуа - такое разрешение требовалось потому, что в глазах католической церкви протестант Генрих был еретиком, - он написал французскому королю Карлу IX: «Я не нахожу лучше средства покончить с еретиками, чем этот союз».
А когда за бракосочетанием последовала страшная резня в Париже и по всей Франции, только два крупных политика, папа Григорий XIII и испанский король Филипп II, публично продемонстрировали радость по поводу гибели около двух тысяч гугенотов в одну ночь и примерно 30 тысяч - в следующие две недели. Филипп II написал приветствие Екатерине Медичи, выразив восхищение её сыном Карлом IX, который санкционировал подобные деяния. Григорий XIII писал, как он восхищён «сыном, что у него такая мать, и матерью, что у неё такой сын». «Эта кровавая расправа лучше пятидесяти побед над турками», - говорил он.
В замке Святого ангела гремели пушечные салюты.
Его святейшество распорядился устроить народные празднества в ознаменование счастливого исхода Варфоломеевской ночи, а затем в окружении кардиналов торжественно проследовал в три римских храма, чтобы вознести благодарность за радостную весть. Кроме того, Григорий приказал отчеканить специальную памятную медаль.
А также заказал знаменитому живописцу Джорджо Вазари картину, изображающую избиение еретиков, с надписью: «Папа одобряет убийство Колиньи». Картина и теперь ещё красуется в Сикстинской капелле.
Колиньи погиб одним из первых. А ведь адмирал был весьма немолодой человек.
Королева Наварры Маргарита де Валуа писала в своих «Мемуарах: «Господин де Гиз направил к дому адмирала немецкого дворянина Бема, который, поднявшись в его комнату, заколол его кинжалом и выбросил из окна к ногам своего господина, герцога де Гиза». Толпа надругалась над телом покойного адмирала: от него отрубали куски, разбрасывая их в толпу, затем он был брошен в воду. Позже труп был выловлен и повешен за ноги на виселице. По слухам, отрубленная голова адмирала была доставлена Екатерине Медичи или Карлу IX, забальзамирована, а потом отправлена в Рим в дар папе Григорию XIII. Как мог глава церкви приветствовать такую свирепость, такое грандиозное кровопролитие?
В какой-то мере это объясняется безнадёжностью позиции папства в борьбе против Реформации. Тридентский Собор принял «Индекс запрещённых книг», который был отменён только в 1934 году. Среди авторов, чьи книги следовало уничтожать, в разные эпохи оказывались Ян Гус, Спиноза, Вольтер, Руссо, Стендаль, Гюго. Церковь пыталась запретить людям думать «неправильно», а для этого расширяла деятельность инквизиции. Кроме того, папе было дано категорическое превосходство над Собором - коллегиальным органом церковной власти.
Единственная относительно созидательная, а не устрашающая мера - открытие дополнительных школ для священников-ортодоксов. Там преподавали иезуиты, которых Григорий XIII очень любил, а учащиеся должны были давать страшную клятву, что всю жизнь будут бороться за истинную веру, не отвлекаясь ни на что другое. Григорий XIII стремился насаждать ортодоксальное католичество в сопредельных европейских странах, в том числе Швеции, Ирландии и России. По его приказу иезуит Поссевино ездил к Ивану Грозному, чтобы уговорить его перейти в католическую веру, но миссия успеха не имела.
Зато проповедники-иезуиты энергично действовали в Китае и Японии. В Риме была создана специальная коллегия для иностранцев, где иезуиты готовили пламенных миссионеров, которым предстояло перевернуть мир, повести за собой народы. История о том, что Иван Грозный является сыноубийцей - всего лишь миф. В 60-е годы прошлого столетия были вскрыты могилы Иоанна Грозного и его сына. На черепе царевича отсутствовали повреждения, характерные для мозговой травмы. Следовательно, сыноубийства не было?! Но откуда тогда взялась легенда о нём? А автором её является тот самый монах-иезуит Антонио Поссевино, отправленный в Москву послом от папы римского с предложением Православной церкви перейти под власть Ватикана. Идея не встретила поддержки у русского царя. Поссевино написал книгу «Московия», которая выдержала несколько изданий подряд.
Ему легко было писать, ибо, как стало известно позже, он имел при себе целый мешок с перепиской между царём и королём Баторием, и этот «мешок» ценнейших документов доныне хранится в архивах Ватикана, недоступных историкам. Поссевин якобы стал очевидцем семейного скандала. Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана за «непристойный вид» - не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре. Сгоряча свекор принялся бить несчастную посохом. Царевич вступился за жену: до этого отец уже отправил в монастырь двух его первых жен, которые не смогли зачать от него. Иоанн - младший небезосновательно боялся, что потеряет и третью - отец её просто убьёт. Он бросился на батюшку, а тот в припадке буйства ударил посохом и пробил сыну висок. Однако, кроме Поссевина, ни один источник не подтверждает этой версии, хотя позднее её охотно подхватили и другие историки - Штаден и Карамзин.
Современные исследователи предполагают, что иезуит придумал легенду в отместку за то, что ему пришлось возвратиться к папскому двору несолоно хлебавши. При эксгумации в костных тканях царевича были найдены остатки ядов. Это может указывать на то, что Иоанн-младший скончался от отравления, что не редкость для тех времён, а вовсе не от удара твёрдым предметом!
Ещё одной идеей Григория XIII была организация постоянных представительств Святого Престола в разных странах, в том числе и протестантских. Папа не отделял религиозных задач от общеполитических. Во всяком случае, считается достоверным предположение, что он при поддержке Филиппа II Испанского готовил новую Варфоломеевскую ночь, на сей раз в Англии. В разные времена в разных странах церковь отлучала людей с самым разным уровнем достатка и родословной. К проклятию Елизавету I Тюдор привела её наследственность. По отношению к церкви она продолжила политику своего отца Генриха VIII, который отрёкся от католичества и создал собственную англиканскую конфессию из прихоти - дабы развестись с первой женой, и взять в жёны будущую мать королевы-девственницы, печально известную Анну Болейн. Надо сказать, римский папа сам не оставил Елизавете выбора, он отказался признавать её законной дочерью английского короля, поскольку Ватикан не признал повторный брак Генриха. Поэтому Елизавета была крещена по протестантскому обряду и осталась верна реформаторской церкви, правда, каких-то религиозных гонений в отношении англичан-католиков при ней не наблюдалось.
Тем не менее, Пий V не мог смириться с потерей своих английских подданных и 25 февраля 1570 года издал буллу «Regnans in excelsis». Он объявлял королеву Англии Елизавету I еретичкой и освобождал всех её подданных от службы ей и необходимости исполнять её приказы.
В 1580 году папа Григорий XIII выпустил пояснение к булле, в котором говорилось, что католики должны внешне повиноваться королеве во всех гражданских вопросах, пока не появится возможность свергнуть её. Если бы восстание католиков против Елизаветы состоялось, оно рассматривалось бы не как бунт, а как идейное деяние. Более того - папа поддержал несколько заговоров, целью которых было покушение на жизнь Елизаветы. Он оправдывал возможное убийство опасностью, которую королева представляла для истинной веры.
Кое в чём Григорий XIII как политик, несомненно, преуспел. В Швейцарии, на родине одного из ведущих течений протестантизма, ему, в сущности, удалось разжечь гражданскую войну, организовать своего рода повторение Варфоломеевской ночи. В городе Вальтеллина при его полном одобрении было убито 600 протестантов. В результате несколько кантонов на время вышли из Швейцарского союза. Подобные «успехи» были у Григория XIII также в Германии и Австрии. В частности, в Австрии, в городе Вюрцбурге, 62 тысячи протестантов были насильственно обращены в истинную веру. Папе казалось, что прямым кровавым и духовным насилием можно остановить процесс реформации. Нынешнее папство старается избегать прямого вмешательства в политику. А для Григория XIII служитель церкви и политик по сути одно и то же. И это, наверное, неизбежно в XVI веке, во времена великого идейного разлома.
Но как же возникла у Григория XIII идея властвовать не только над умами, но и над календарём, то есть самим временем? Ведь это прямо не содействует борьбе с ересью. Чтобы найти ответ, необходимо вновь заглянуть в более далёкое прошлое. С глубокой древности существовало несколько систем летосчисления: календарь лунный, солнечный и лунно-солнечный. Каждый по-своему сложен. Гениальные астрономы и математики обнаружили связь между перемещениями небесных светил и сменой времён года на земле. Каждая древняя цивилизация избрала какое-нибудь событие, реальное или условное, от которого начали считать историческое время. Так возникло понятие эры. В Египте, например, каждый первый год правления нового фараона был первым годом. В Древней Греции эра отсчитывалась от первых Олимпийских игр, условно это 776 год до н. э. В 46 году до н. э. реформу календаря провёл Юлий Цезарь. Рим уже стал к тому моменту мировой державой, и Цезарь должен был ощущать, что реформирует счёт времени во всём цивилизованном мире. Египетский жрец Созиген посоветовал ему перейти с лунного на лунно-солнечный календарь. По имени Юлия Цезаря новый календарь получил название юлианский.
Астрономы подсчитали и приняли решение, что солнечный год будет базой календаря и будет складываться из 365,25 суток. Но год мог состоять исключительно из равного числа суток, поэтому условились, что 3 года из 4-х будут по 365 дней, а 4-ый год 366 дней. Лишний день решили поставить в последний день месяца февраль. Этот 4-ый год с дополнительным днём стали называть високосным от латинского «annus bissextus». Также с 1 января начинался новый год, а не с 1 марта как раньше. Регламентированы количество 31 день в месяце в нечётных месяцах, а 30 в чётных.
В 325 году Никейский Собор христианской церкви принял юлианский календарь, введённый римлянином-язычником, и на его основе ввёл новую эру - от рождества Христова.
А в VI веке монах Дионисий, по прозвищу Дионисий Малый, сделал перерасчёт и выяснил, что 754 год от основания Рима и есть год рождения Христа. Так утвердился юлианский календарь.
Но постепенно начались недоразумения со временем. Например, срок Пасхи, который требовал сложных вычислений - Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, - переместился к XVI веку с 21 марта - дня весеннего равноденствия - на 11 марта. И христианская Пасха стала часто совпадать с еврейской, что совершенно не устраивало таких ортодоксов, как Григорий XIII. Папа был вдохновлён идеей более точно высчитывать Пасху, так, чтобы время этого великого христианского праздника соответствовало не иудейской Пасхе, а весеннему солнцестоянию. Для полного пересчёта была создана комиссия, сначала из 10, потом - из 20 человек. Папа привлёк к работе астрономов и математиков, в числе которых был Луиджи Луллий. В 1582 году Григорий XIII издал специальную буллу - «inter gravissimas» («среди важнейших») - по поводу создания нового календаря.
Именно она стала документом, с которого началось принятие новой календарной системы.
Новый григорианский календарь, по сравнению со старым юлианским, был гораздо точнее: в нём меньше високосных лет. Високосными в этой системе летоисчисления считаются годы, которые: без остатка делятся на 400, либо делятся на 4 без остатка, но при этом не делятся на 100. Таким образом, 1100 или 1700 годы в юлианском календаре считаются високосными. В григорианском же календаре, из уже прошедших, после его принятия, високосными считаются 1600 и 2000 годы. Сразу после введения новой системы удалось устранить разницу в 10 суток. В противном случае из-за погрешностей в расчётах лишний день набегал бы каждые 128 лет. В григорианском календаре лишний день набегает лишь каждые 10 000 лет. Согласно этой булле, была сделана важная поправка: после 4 октября сразу наступило 15-е. Разница между юлианским и новым, григорианским, календарём продолжала нарастать и сейчас достигает 13 дней.
Взаимоотношения человека со временем всегда очень сложны. Создатели первых календарных систем искренне стремились найти строгое соответствие между движением светил и сменой времён года, но из-за несовершенства измерений и сложности математических вычислений допустили немало неточностей. А вслед за этим человек захотел управлять временем. Сразу после папского указа 1582 года на новое летоисчисление перешли практически все католические страны, в том числе заморские территории колониальных империй. В некоторых странах в связи с реформами происходило несколько народных восстаний, самое крупное из которых было в Риге. За несколько столетий вместе с экспансией европейских колонистов григорианский календарь разошёлся буквально по всему миру: Великобритания и колонии приняли новшества в 1752, Япония в 1873, Китай в 1911 году. Одной из последних стран, принявших григорианское летоисчисление, стала Советская Россия - по указу Совнаркома после 31 января 1918 наступило 14 февраля. А Русская православная церковь сохранила юлианское летосчисление. Отсюда, например, расхождения в датах католического и православного Рождества.
Последними странами стали Турция (1926) и Египет (1928). На данный момент только две страны мира не приняли григорианский календарь - Эфиопия и Тайланд. В соответствии с общепринятым правилом, даты, пришедшиеся на промежуток между 1582 годом и моментом принятия григорианского календаря в стране, указываются как по старому, так и по новому стилю. При этом новый стиль указывается в кавычках.
Григорий XIII умер в 1585 году в возрасте 84 лет. Его могила находится в Риме, в соборе Святого Петра.
Барельеф напоминает об осуществлённой папой реформе - введении нового григорианского календаря. Борец с реформацией и великий реформатор по сей день остаётся одним из наиболее чтимых пап в истории католической церкви.
Click to view
Если вы прочитали весь цикл про римских пап, вам будет интересно посмотреть замечательные фильмы: «Два папы» и «Молодой папа».
Из лекций Наталии Басовской, из книги «Закрытие русской лавочки» Валентин Пикуль, с сайтов tunnel.ru, zen.yandex.ru, diletant.media. Фото из сети
Ещё про римских пап:
Урбан II Иннокентий III Иоанн XXII Иоанн XXIII Юлий II