опытные ...и харкордные ребята.afirsov сказал....дополню во время боя прибираются обороты на одном из движков.
..."Мы крутились с немцами в "собачьей свалке" - групповом воздушном бою. Вижу, один Ме-110 вывалился из общей кучи и со снижением пошёл в сторону фронта. Подумал, что самолёт подбит или летчик ранен. Помедлил, раздумывая: "Догнать, добить ?" и развернулся за ним. Это была ошибка. Не надо было его преследовать. Он и так уже вышел из боя. А если гнаться, надо было не раздумывать, а сразу уцепиться ему за хвост.
Вскоре мы ушли от общего "места действия" и остались одни. Медленно, но догоняю его и, вдруг, он неожиданно стал разворачиваться на меня в лобовую атаку. А у 110-го впереди 4 пулемёта и 2 пушки против моих 3-х пулемётов. Я стал отворачивать, и мы встали с ним друг за другом в вираж на высоте метров 300. На этой высоте мой "МиГ", как утюг, делает вираж почти за полминуты. Однако, и Ме-110 не очень поворотливый. Он в 2 раза тяжелее "МиГа", поэтому в бою на горизонталях наши шансы обычно были равны.Но я сразу понял, что налетел на очень сильного лётчика. Он, виртуозно пилотируя, стал догонять меня на вираже. Я видел, что через минуту, после 2-х виражей, он встанет ко мне в хвост и промахнуться ему будет невозможно, а 6 стволов "Мессера" не оставляли мне никаких шансов уцелеть. Главное, я попался: ничего не мог сделать, чтобы выйти из-под удара, в результате любого маневра я только быстрее оказался бы у него в прицеле. Даже парашютом не воспользуешься, высоты нет.
Сделали ещё один вираж, второй и ...ничего ! Глянул назад в одну сторону - никого, в другую - немец с крутым набором высоты уходит от меня, глянул вверх - оттуда на нас пикирует "Як" с красными звёздами. Когда он, выйдя из пикирования, встал рядом со мной крыло в крыло, я в его кабине увидел знакомого лётчика Говорова из соседнего полка нашего корпуса. Так мы парой пришли на аэродром и сели. Выбравшись из кабины, я спросил его:
- Откуда ты взялся ?
- На 3000 метров шёл от фронта после прикрытия войск. Вдруг вижу у земли "Мессер" гоняет "МиГа". Вот, я и спикировал.
- Почему с пикирования не пошёл за немцем ? Вместе мы бы его свалили !
- Жора, я же от фронта шёл, у меня горючее и боезапас на нуле".
На мой вопрос о том, почему он решил, что встретился с сильным немецким лётчиком, и что такое "виртуозно пилотируя", отец пояснил: "В воздушном бою, обычно, после 2 - 3 маневров понимаешь уровень лётной подготовки, психологическое состояние и даже характер противника. Немец, за которым я погнался, наверняка был решительным, уверенным в себе человеком. Он перехватил инициативу и навязал мне свои условия боя. А встав в вираж, явно прибавлял газ внешнему по отношению к виражу двигателю и прибирал его на внутреннем двигателе, чтобы вираж был круче. Но это легко сказать, а вот выполнить это и не сорваться в штопор может только классный пилот".
З.Ы.там же о урвачёве Более 30 лет спустя, на встрече ветеранов 34-го ИАП бывший начальник штаба этого полка Александр Михайлович Фирсов, седовласый, спокойный и неторопливый человек, говорил мне:
"Твой отец был профессор - с молодыми лётчиками практические занятия проводил в бою. Однажды подняли его в паре с молодым лётчиком на перехват. Я был на связи и слышал их переговоры. После первой атаки, твой говорит ведомому:
- Видишь, в задней кабине ствол пулемёта вверх торчит ? Значит, стрелка я убил. Выходи вперёд меня, бей по кабине пилота с переносом на правый двигатель... ну, вот, горит... - пошли домой.
Понимаешь, твой отец сделал самое опасное - нейтрализовал заднего стрелка в "Юнкерсе", который встречает атакующий истребитель огнём в упор. После этого он мог добить "Юнкерс" и записать его на свой счёт. Однако он вывел вперёд молодого, чтобы тот почувствовал себя победителем, приобрёл уверенность в себе. Это очень важно, без этого боевого лётчика не бывает".
Кмк, играла роль специфика с советской стороны. 235 иад летала на "лаггах" и "хуррях", на севере тоже понятно что было. Ну и Миг у земли тоже не фонтан.
Думаю, мнение сформировалось раньше или от соседей - абзацем выше упоминается случай сбития "охотником" 109-м истребителя Як-1 19 декабря. Вообще там странно, в этом отчете заявлено 8 110-х в другом за декабреь - всего два.
Всего летчиками 235 ИАД за 27.11.-27.12 сбито 3 Ме-110. 8 штук это всего по 2 САК, еще пять заявили летчики 13 ИАП/201 ИАД.
Вообще на Ме-110 никто особо не виражил, так как у ZG1 были другие задачи, кроме как сбивать самолеты в воздухе. Атаковали вспомогательные самолеты и самолеты на земле. Большая редкость, когда сами вступали в воздушный бой.
..."Мы крутились с немцами в "собачьей свалке" - групповом воздушном бою. Вижу, один Ме-110 вывалился из общей кучи и со снижением пошёл в сторону фронта. Подумал, что самолёт подбит или летчик ранен. Помедлил, раздумывая: "Догнать, добить ?" и развернулся за ним. Это была ошибка. Не надо было его преследовать. Он и так уже вышел из боя. А если гнаться, надо было не раздумывать, а сразу уцепиться ему за хвост.
Вскоре мы ушли от общего "места действия" и остались одни. Медленно, но догоняю его и, вдруг, он неожиданно стал разворачиваться на меня в лобовую атаку. А у 110-го впереди 4 пулемёта и 2 пушки против моих 3-х пулемётов. Я стал отворачивать, и мы встали с ним друг за другом в вираж на высоте метров 300. На этой высоте мой "МиГ", как утюг, делает вираж почти за полминуты. Однако, и Ме-110 не очень поворотливый. Он в 2 раза тяжелее "МиГа", поэтому в бою на горизонталях наши шансы обычно были равны.Но я сразу понял, что налетел на очень сильного лётчика. Он, виртуозно пилотируя, стал догонять меня на вираже. Я видел, что через минуту, после 2-х виражей, он встанет ко мне в хвост и промахнуться ему будет невозможно, а 6 стволов "Мессера" не оставляли мне никаких шансов уцелеть. Главное, я попался: ничего не мог сделать, чтобы выйти из-под удара, в результате любого маневра я только быстрее оказался бы у него в прицеле. Даже парашютом не воспользуешься, высоты нет.
Сделали ещё один вираж, второй и ...ничего ! Глянул назад в одну сторону - никого, в другую - немец с крутым набором высоты уходит от меня, глянул вверх - оттуда на нас пикирует "Як" с красными звёздами. Когда он, выйдя из пикирования, встал рядом со мной крыло в крыло, я в его кабине увидел знакомого лётчика Говорова из соседнего полка нашего корпуса. Так мы парой пришли на аэродром и сели. Выбравшись из кабины, я спросил его:
- Откуда ты взялся ?
- На 3000 метров шёл от фронта после прикрытия войск. Вдруг вижу у земли "Мессер" гоняет "МиГа". Вот, я и спикировал.
- Почему с пикирования не пошёл за немцем ? Вместе мы бы его свалили !
- Жора, я же от фронта шёл, у меня горючее и боезапас на нуле".
На мой вопрос о том, почему он решил, что встретился с сильным немецким лётчиком, и что такое "виртуозно пилотируя", отец пояснил: "В воздушном бою, обычно, после 2 - 3 маневров понимаешь уровень лётной подготовки, психологическое состояние и даже характер противника. Немец, за которым я погнался, наверняка был решительным, уверенным в себе человеком. Он перехватил инициативу и навязал мне свои условия боя. А встав в вираж, явно прибавлял газ внешнему по отношению к виражу двигателю и прибирал его на внутреннем двигателе, чтобы вираж был круче. Но это легко сказать, а вот выполнить это и не сорваться в штопор может только классный пилот".
З.Ы.там же о урвачёве
Более 30 лет спустя, на встрече ветеранов 34-го ИАП бывший начальник штаба этого полка Александр Михайлович Фирсов, седовласый, спокойный и неторопливый человек, говорил мне:
"Твой отец был профессор - с молодыми лётчиками практические занятия проводил в бою. Однажды подняли его в паре с молодым лётчиком на перехват. Я был на связи и слышал их переговоры. После первой атаки, твой говорит ведомому:
- Видишь, в задней кабине ствол пулемёта вверх торчит ? Значит, стрелка я убил. Выходи вперёд меня, бей по кабине пилота с переносом на правый двигатель... ну, вот, горит... - пошли домой.
Понимаешь, твой отец сделал самое опасное - нейтрализовал заднего стрелка в "Юнкерсе", который встречает атакующий истребитель огнём в упор. После этого он мог добить "Юнкерс" и записать его на свой счёт. Однако он вывел вперёд молодого, чтобы тот почувствовал себя победителем, приобрёл уверенность в себе. Это очень важно, без этого боевого лётчика не бывает".
Reply
Ну и Миг у земли тоже не фонтан.
Reply
Reply
Вообще там странно, в этом отчете заявлено 8 110-х в другом за декабреь - всего два.
Reply
Вообще на Ме-110 никто особо не виражил, так как у ZG1 были другие задачи, кроме как сбивать самолеты в воздухе. Атаковали вспомогательные самолеты и самолеты на земле. Большая редкость, когда сами вступали в воздушный бой.
Reply
Leave a comment