Счастье 361: бабушка Женя

Dec 05, 2011 12:00

В выходные к нам заезжали на полдня папа Антона и мама папы, бабушка Женя.
Мужчины где-то в процессе что-то там уезжали по делам, и мы с бабушкой остались вдвоем. Честно признаться, думала будут обычные и не слишком интересные разговоры о здоровье, о том какой Витя (второй сын) мучитель, про курочек с козочками и т.д. А вышло по-другому.

Как-то зацепились мы случайно, и рассказала бабушка Женя мне всю свою жизнь-историю, насколько успела за час. И история эта стала для меня таким хорошим пенделем в очередном прозрении, что закушались-с мы, и как неплохо моя жизнь складывается, и, самое главное - с каким оптимизмом эту жизнь нужно жить. И ценить то, что есть сегодня да не разбрасываться. Взбодрилась я сильно.

Бабушке Жене сейчас вроде бы 88. То есть, родилась она где-то в начале 20-х годов. Семья была многодетная, рожали сколько Бог пошлет, видимо - итого насчитала я 9 детей, и это только живых, еще были да в младенчестве умирали, их уже бабушка Женя и не перечисляла (тут я подивилась дивной фертильности былых женщин).

Жили бедно. Отец пил да колотил всех, хозяйством между колотушками заправляла в основном мать, ни на что не хватало. Всех девятерых садили на лавку нитки прясть, из ниток мать потом сама ткала ткань, сама резала, сама шила - и справляла всем по платью свежему - к Пасхе. Кормились худо подсобным хозяйством и огородами.

В 13 лет Женя пошла в наймы в семью живущих в Украине поляков. До сих пор вспоминает те времена с улыбкой и радостью.  " А любили-то меня там как! Нанимали нас в селе на огороде помогать, но я им все делала - и готовила, и стирала так хорошо, все-все по хозяйству делала! И любили меня как! Утром встану до рассвета, меня хозяйка накормит, потом поработаю, семья просыпается - и меня второй раз зовут завтракать, два раза завтракала!". Проработала там Женя около полугода, звали оставаться дальше в семье работать, а потом и за Степку (сына) замуж выйти - да застеснялась Женя, и отец забрал, на своем огороде вкалывать. О чем жалеет. А потому что ела-то там как. И спала на постели. А дома ни еды, ни одежды и блохи-блохи-блохи всюду.

Тяжело было. Рано выскочила замуж, в 18, родила дочку Галю. Война. Мужа убили. Брата убили. Второй брат бежал почти из печи, куда вели пленных жечь заживо. В общем, с дочей и без мужа осталась. Считай, лет 20 ей было.

Время какое-то прошло и полюбила Женя. Военного. Красивого, пригожего. И он ее! Останавливался в их доме на несколько дней. Уходил - снял с руки часы золотые и пуговицы с мундира срезал: примета была, если пуговицы оставить - вернется к любимой. И ушел воевать. Потом как-то так оказался в плену, да у наших же, вроде как враг родины. Недопоняла я. К концу войны освободили и он сразу к любимой пишет: Женечка, еду, готов, люблю, заберу тебя с дочкой (киевский был, а она в селе западноукраинском), всю жизнь вместе будем.

Обрадовалась Женя, письмом похвасталась другу-соседу. И тут поворотный момент. Отговорили ее. Враг родины, говорят. Никогда у него ничего не будет, сам пропадет и ты пропадешь, если с ним свяжешься. Испугалась за себя, за дочку малую. Отписала - прощай, замуж я вышла (соврала, выходит). Больше никогда не виделись.

И сидит передо мной женщина, лицо в морщинках, платком голова повязана. 88 лет. В глазах тоска мелькнула. И говорит: "Дура я дура... Веришь, до сих пор его лицо перед глазами стоит, веришь? Закрою, бывало, глаза, или прилягу... И думаю о нем, вспоминаю... Как любила его... Дура я... Счастье свое упустила... Глаза закрою - и лицо его передо мною...". Лицо его перед глазами. Через 60 лет.

А потом она еще одному военому приглянулась. Он ей все помогал, потом то ли паспорта меняли, то ли потерян ее был - взялся он ей паспорт справить. Сделал и не отдавал. Помогал, сожительствовал, почти в заложницаж жила. Сына родила. Потом второго. Потом наконец Никитин (а вот она фамилия наша) по настоянию общественности женился таки. Говорит бабушка Женя - никогда не любила его. Да так уже и прожили 30 лет. Потом умер муж, отчего - я уже не знаю.

Сын старший спился и ходит все жизни ей не дает. Младший сын, мой свекр и папа Антона - человек замечательный, матери опора и подспорье.

А сама бабушка поражает своим оптимизмом и энергией. Всю жизнь сложности-сложности-сложности, но всегда работа-работа-работа, вперед-веперед-вперед. И о жизни своей, даже там где горькой - рассказывает бодро так. В 88 лет выехала вот в дорогу на 700 км примерно - к дочери в гости, перезимовать. Оптмистка неисправимая. Тем и живет. И до ста лет ей и больше дай Бог здоровья.

Вот. Пусть останется история. Детям когда-то перескажу.

семья, счастье 365, размышления, истории из жизни

Previous post Next post
Up