Posted on
31.12.2014 by
AVK Под конец года принято подводить итоги - ну вроде как вспоминать все хорошее и не очень. В этом году вспоминать так много, что логичнее выделить одно, но главное событие. На мой взгляд, таковым можно назвать наглядную демонстрацию существования системного кризиса управления в нашей стране.
2015-й нас будет неприятно удивлять. Еще до первого схода снега начнут вылезать косяки, которые были созданы в период нефтяного благополучия, такие, к примеру, как членство в ВТО (с возможными непомерно высокими отступными), мегапроекты (Олимпиада, АТЭС, Крым и пр.) и многие другие. В то же время начнут лопаться пузыри как классические (сектор недвижимости), так и специфически, российские. В годы высоких нефтяных цен столько было наворочено, так много ошибок наслоилось, так много, мягко говоря, странных решений было принято, что в ближайшее время, вместе со сходом нефтяных цен вылезут и эти «подснежники». Где рванет, когда, какой силы? Никто не знает, даже, пожалуй, никто об этом не думает. По этому минному полю мы еще не ходили. Это только сегодня кажется, что найдено магическое решение - ставка процента. Нам бы только до новогодних праздников продержаться, добежать короткими перебежками до 10 января, затем до 20…Вот она, наша стратегия для Большой страны. Кто-то хоть думает о том, какой, к примеру, новогодний крен для российской экономики заготовил Центробанк?
Любая система приходит в итоге к ситуации, когда она уже неспособна генерировать новые и главное - правильные - решения. Можно разбираться, почему это произошло сейчас, а не через 10-20-50 лет, но этот этап наступает неизбежно. Негодная система управления умирает быстрее, «годная» - существует долго, но конец у всех один - неспособность адекватно реагировать на возникающие противоречия приводит к краху.
Управляющая система разваливается на глазах. Она принимает решения, активно чем-то занимается - но по сути, страна вошла в штопор. Решения не только не доводятся до конца, но даже не просчитываются их последствия, что и показал пример Крыма. Путин по какой-то одному ему ведомой причине решил, что проведение референдума и заседания палат Федерального собрания достаточно, чтобы Крым стал частью России. Возможный вариант, что Запад не согласится с такой постановкой вопроса, оказался для него неприятной неожиданностью. Никаких действий, чтобы навязать свое решение Западу, проведено не было - в итоге мы получили весь набор негативных последствий с перспективой поражения - и военного, и политического. Последствия такого поражения тоже не просчитываются, вся политика основана на том, что «Крым наш» и никаких иных вариантов не существует.
В итоге система перестает адекватно воспринимать обстановку, а значит - оценивать риски и сценарии. Что означает - любые решения, которые принимаются, не соответствуют происходящему и в итоге сводятся к чисто рефлекторным действиям. Горячо - отдернули руку.
Ситуация в любой момент может стать неуправляемой, поскольку никто сегодня не просчитывает последствий принимаемых в пожарном порядке решений, не известно, как и где эти решения сработают, поскольку никаких знаний и никакого опыта работы с такими косяками у правительства нет, как и нет способностей. Внешними заимствованиями или нефтедолларами штопать дыры уже не удастся. К началу весны значительно вырастет безработица. Это и проблемный турсектор, и торговые сети, оставшиеся без запасов, это и финансовый сектор и предприятия реального сектора, оставшиеся без кредитов. Инфляция сменится всеобщим недоверием к деньгам и предпочтением реальных благ, которых, в силу нынешней политики ЦБ станет на прилавке все меньше, этому «поможет» и продовольственная антисанкционная политика, с едой будут проблемы.
Три последних выступления первых лиц, которые произошли в декабре - выступление Путина перед Федеральным собранием, пресс-конференции Медведева и Путина - показали, что высшие должностные лица и их решения существуют отдельно, окружающая обстановка - отдельно. Выдаются обещания, которые они не могут даже обосновать и сформулировать шаги по их реализации. »Экономика сама все выправит», - вот, в сущности, главная идея Путина. Приблизительно так же решается и украинский кризис - выдвигаются бессмысленные заявления типа «Мы за единую Украину, но Крым наш». Что делать, если наши враги имеют на этот счет иное мнение, опять же не озвучивается. А значит, и не делается. Невменяемых адептов Хитрого плана я не принимаю в расчет - они будут верить в чудо до самого конца, после чего найдут себе новый источник веры.
Когда организм здоров, его органы работают самостоятельно, без командных указаний сверху. Если заболевает, к примеру, печень, она начинает сигнализировать об этом болью, и мозг начинает разбираться с проблемой. Дает указание сходить к врачу, принять таблетки, лечь в больницу. Говоря иначе, управление - это выстроенная иерархия потоков информации. Проблемы решаются на месте их возникновения, в случае невозможности их решения на месте - формулируется запрос и передается на верхние уровни управления. Ситуация, когда президент лично решает вопросы газоснабжения далекого поселка, говорит о тяжелейших проблемах во всей системе управления. Когда даже президент не способен решить этот вопрос, управление мертво.
Система обязана организовывать информационные потоки и обратную связь - это дает возможность адекватно и вовремя реагировать на возникающие проблемы. Как только информационные потоки забиваются, управляющие контуры захлебываются в потоке информации и перестают работать. При этом сама-то работа идет - но «белый шум», возникающий от информационных потоков, генерируемых самой управляющей системой, перекрывает полезную информацию, она не в состоянии конкурировать с ним. Полезная работа стремится к нулю.
В реальной жизни это означает, что аппаратные игры, борьба кланов, номенклатурные бои (которые и являются источником белого шума - то есть, бесполезной внутренней информации, создаваемой самой управляющей системой) полностью вытесняют полезную информацию и перекрывают обратную связь. Система попадает в неустранимый изнутри кризис, приходит время антикризисного управления.
В этой жесткой ситуации важно то, какую линию поведения выберет руководство страны. Есть, похоже, несколько вариантов: первый вариант (его лучше не рассматривать) - объявление о смене статуса суверенного должника (как это было в случае с Советским Союзом), тогда Западу придется предлагать любые условия реструктуризации долгов для удержания собственного финансового равновесия, второй вариант - милитаризация экономики. Война спишет все. Хотим мы того или нет, но это очень возможный сценарий развития ситуации. Мобилизуется население, готовое работать за минимальное вознаграждение, патриотизм «съедает» недовольство масс, оппозиция (даже интеллектуальная) становится внутренним врагом и подлежит уничтожению, предприятия получают заказ и финансирование (административным образом изъятое по всем сусекам), безработные востребованы под выполнение военного заказа. Как армейские рекруты, правящие политики указывают на источник всех бед, и с помощью пропаганды население начинает этому верить, Запад начинает бояться русских ракет, и это становится весомым аргументом в международных спорах. Тем самым политические лидеры избегают трудного и, в чем-то опасного, для себя положения и продлевают свое политическое долгожительство.
Без смены управляющих институтов мы уже не обойдемся, проблема заключается в том, что дальнейшее затягивание решения возникших неустранимых противоречий может привести к необходимости смены базовых принципов, на которых строится сама система управления. Это плохо, так как цена, которую придется заплатить, может оказаться запредельной. 15 год становится последним, когда вопрос цены еще может решиться в приемлемых рамках, которыми, безусловно, являются сохранение страны и народа.
Мы не смогли решить аналогичную проблему в 91 году и потеряли и страну, и советский народ. Однако тогда существовал запас прочности, позволивший решить задачу без полной дезинтеграции. Сегодня мы рискуем Россией и русским народом.
Но нынешнее правительство, показавшее высшее мастерство по созданию косяков и мыльных пузырей, бороться с ними не способно. Да и не станет оно разрушать свои «архитектурные шедевры». Ему проще трансформироваться из амебного состояния в брутальное. Так сменит ли президент правительство, исходя из интересов страны и населения, а не из желания сохранения политического статус-кво? Или нам предложат пойти по второму варианту?
Проблема носит объективный характер. Сводить все к проискам врагов нелепо - они как болезнетворные бактерии, существуют всегда. Здоровый организм реагирует на них на бессознательном уровне - у него есть всё необходимое для защиты. Больной и истощенный организм будет уничтожен врагами не потому, что они злобные и вероломные, а просто потому, что он болен и не способен к сопротивлению.
Автор : Сергей Криндач, специально для «Сила в Движении».
Запись опубликована автором
AVK в рубрике
Статьи. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.