Соколиное. Февраль 2015, или Весенняя оттепель 2

Feb 17, 2015 00:45

Вот и февраль - последний месяц календарной зимы. Больших морозов Крым больше не видел, равно как и сильных осадков. Если где-то внизу и падало нечто вроде дождя, переходящего в снег, то повыше это нечто летало белыми хлопьями заново укрывая подтаявшие вершины гор и макушки деревьев. И снова, и снова, лишь солнечные лучи вылезали из пелены туч, все белое покрывало уходило в почву, карст и т.д. Но в последнее время все таяло крайне неравномерно. Когда в Симферополе газоны еще были засыпаны снегом, в Севастополе и Ялте расцветал жасмин. В пригородах столицы Крыма и долинах Бахчисарая не осталось кусочка снега, в некоторых районах степного Крыма образовались заносы. О горах, уж, говорить не приходится, тут снег сохранился, причем, на отдельных темных и холодных участках даже прилично. Но весь этот покров продолжает медленно и уверенно уходить в недра крымской земли, наполняя родники и реки. И вот за этим, спустя почти месяц после последнего путешествия, я снова оказалась в Соколином.


А привела меня сюда на этот раз фотография из просторов соц. сетей. Пролистывая новости обнаружила изображение водопада, на котором была несколько лет назад, но тогда он был полностью замершим. Водопад называется Су-Аханде и находится выше села Поляна бахчисарайского района. Товарищи предложили отправиться на автомобиле, который безопаснее было оставить в более населенном селе Соколиное в нескольких километрах выше Поляны. Благодаря отсутствию привязки к общественному транспорту у нас появилась возможность сделать большой кольцевой маршрут и мы решили стартовать из старых Кокоз.
К нашему приезду в Соколиное установилась солнечная безветренная погода. На водной глади озера не наблюдалось ни малейшей ряби.


Лишь легкие облака слегка цеплялись за горные вершины.


От снежного покрова под ногами осталась только вода. Хорошо, что я вечером тщательно пропитала свои треккинговые ботинки.
Под пологом леса вовсю красовались первоцветы - изредка попадались желтые крокусы, но больше всего было, конечно же, подснежников. Все еще закрытые в ожидании большего тепла.






Эти, будто, пришли к ручью умыться.


Лесные участки чередовались с открытыми полянами, с которых хорошо просматривались вершины массива - цели нашего восхождения.


С набором высоты вода под ногами сменилась снежным покровом.


Здесь его пытались преодолеть одинокие подснежники.


Необычно смотрелись ветки, укутанные толстой "шубкой" лишайника.


Перед нами река. Не без труда переходим бурный поток по камням. И за поворотом тропы показывается скальный обрыв с водопадом.


Это водопад Су-Аханде. Так же, как водопады Бойкинский и Весенний, о которых я писала в предыдущем посте, он сезонный, т.е. действует только в сезон ливневых дождей или обильного таяния снега. Что касается названия, то оно созвучно с названием водопада Суаткан в соседнем ущелье и, скорее всего, является родоплеменным.














Насладившись потоком воды, прыгающего с 10-метрового уступа, мы поднялись к его верховью. Здесь ручей падает несколькими небольшими каскадами в отполированные в скальной породе правильные округлые углубления.








Перейдя русло начинаем подъем по крутому скальному склону полукупольной вершины Ялпах-Кая.


С каждым метром снежный покров все шире и плотнее. Внизу осталось небольшое горное селение Поляна, изобилующее озерами.


Довоенное название села Маркур. Современное название, видимо, обусловлено большим количеством живописных зеленых лужаек. Как и все крымские предгорные села Поляна переживает не лучшие времена. Автобус из Бахчисарая курсирует 3 раза в день, в выходные на последний рейс лучше не рассчитывать. Люди живут натуральным хозяйством. До айпетринской трассы из села 6 км. Вот такая своеобразная Карелия раскинулась у подножия Крымских гор.
Небо заволакивает тяжелыми тучами.


Напротив, на одном массиве с нами, возвышается плоская вершина горы Сандык-Кая. В годы ВОВ оттуда партизаны наблюдали за маневрами фашистских войск по контролируемых отрядами мстителей трассах. Там же сохранились остатки укреплений более раннего периода.


Слева от вершины в лесу у грунтовой дороги не так давно рядом со старым установили новый памятник подвигу народных героев.
Вот этот, на развилке дорог, я знаю уже много лет.


А так выглядит недавно установленный.


За вершиной Сандык-Кая видны видовые поляны горы Ирита, за ней перевал Бечку, связывающий Бельбекскую и Байдарскую долины.
А мы двигаемся вдоль отвесных обрывов и любуемся головокружительными панорамами с высоты более тысячи метров.
На противоположной стороне Кокозкой долины таинственная гора Бойка.


Стиснутое с двух сторон высокими горными массивами раскинулись в долине одноименной реки древние Кокозы, современное Соколиное.


Несмотря на наступившую сумрачную погоду хорошо просматриваются освещенные солнцем скальные стены долины реки Бельбек.


За ними, отчетливо видны куэсты "пещерных" городов Качинской долины.




Вершина горы Баба-Даг с раскопками древней столицы княжества Феодоро Мангуп-Кале и уходящая от него в сторону Бельбека стена Чардаклык с его 19-тью гротами также освещается ярким солнцем на фоне темнеющих лесистых куполов.


И, наконец, Байдарская долина с мелеющим Чернореченским водохранилищем в ее центре и обрамляющими со стороны моря вершинами Куш-Кая, Ильяс-Кая.


Мы на большом водораздельном хребте Бельбекской и Байдарской долин.


Круто обрываются в кроны леса отвесные утесы.




От одного скального мыса к другому, мы пробираемся к следующему массиву Седам-Кая, или Орлиный Залет.


Вот и "орел" показался, окаменелый.


В лесу встречаются интересные карстовые формы.


И другие натечные образования.


Кольцеобразное дерево привлекло внимание.


После обеденного перекуса в дополнение к тяжелым зимним тучам опускается туман.


Среди стройного букового леса встречаем старинного красавца-великана. Фотографируемся на память.


В тумане выходим к т/с Барская поляна. Любуемся живописной туманной панорамой долины.


На поляне опять табличка в память о крымских партизанах.




На поляне пара устраивает себе романтический вечер в снежно-туманных горах. Не будем мешать им. Ниже поляны пещера-грот с источником Данильча-Коба. С выходов скал, в которых она образована ниспадают огромные сосульки. Ими же украшен и растущий сверху вниз большой реликтовый тис ягодный.


















От пещеры по туманному лесу выходим на туманные обрывы.


Перед нами большое ущелье, отделяющее массив Седам-Каи от остроконечной Сююрю-Каи.


Пришло время спускаться с орлиных высот.


Напротив нашего ущелья склон со знаменитой Юсуповской тропой, ведущей из села к бывшему "Почтовому" дубу в начале Большого каньона Крыма.


Спуск здесь сильно напоминает кавказские горы.
Внизу редкие куртины снега, на которых лесниками устроены поляны с "домиками" для "культурного" отдыха. На автодороге снега уже нет вовсе.


Еще около 3 км и мы замкнули наш кольцевой маршрут в селе Соколиное и уже в полное темноте выехали на нашем авто обратно в Симферополь. На моем навигаторе 20 км, у кого-то больше... Вот таким получилось мое третье в этом году посещение окрестностей Кокозки в День Всех Влюбленных 14 февраля!

В конце предлагаю еще раз взглянуть и послушать звучание крымской весны в водопаде Су-Аханде.

image Click to view



Полина Морозова

Соколиное, водопад, Крым, Поляна, Орлиный Залет, реки, Бахчисарай, горы

Previous post Next post
Up