Перенесемся теперь из теплой южной столицы к туманному северу. Неделю назад северная столица России - величественный Петербург - также отметил очередную годовщину своего основания. Немного в стороне от его исторического центра над извивающейся голубой лентой Фонтанки парит звездный купол Троице-Измайловского собора. Непростая судьба сложилась и у этого архитектурного шедевра.
Полное историческое название собора - Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка. Его приход относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви и входит в состав Адмиралтейского благочиннического округа. При Петре І на его месте стояла деревянная часовня. 12 (23) июля 1733 года по прибытии в Санкт-Петербург солдат лейб-гвардии Измайловского полка недалеко от устья реки Фонтанки в деревне Калинкиной был освящен первый походный храм. Походный храм-шатер устанавливался в летний период, зимой полковые чины молились в приходских храмах. Хранящиеся в церкви иконы были выполнены иконописцем И. Г. Адольским (Одольским). С перемещением полка выше по реке храм был перенесен в деревянную казарму, получил новый иконостас и заново освящен 8 (20) ноября 1813 года. Новый деревянный пятиглавый храм с приделом мученика Иоанна Воина был заложен 1 (12) июля 1754 года епископом Сильвестром (Кулябкой) и освящен 1 (12) июня 1756 года. Прообразом для строительства храма стала церковь в имении духовника императрицы Елизаветы Петровны протоиерея Феодора Дубянского Керстово. Новые образа были написаны М. Л. Колокольниковым. Императрица Елизавета Петровна подарила церкви золочёные серебряные сосуды, а также собственноручно вышитые покровцы. Храм был холодный и богослужения совершались только летом. Церковь сильно пострадала во время наводнения в 1824 году: в храме «вода стояла на три аршина» (около двух метров).
Разработать проект нового каменного храма по образу старой деревянной церкви было предложено архитектору В. П. Стасову. Спустя четыре года, 13 (25) мая 1828 года, митрополит Серафим (Глаголевский) совершил закладку нового храма. В торжественном мероприятии приняли участие императрица Мария Фёдоровна и цесаревич Александр Николаевич. Строительство велось на личные средства императора Николая I и казённые деньги. Еще через четыре года был готов внешний облик собора и началась его внутренняя отделка. Строители восстановили сорванный ураганом 23 февраля (7 марта) 1834 года купол, а иконописцы переписали некоторые образа. 25 мая (6 июня) 1835 года состоялась торжественное освящение храма митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). В соборе венчались Ф. М. Достоевский с А. Г. Сниткиной и отпевался А. Г. Рубинштейна. Действовавшее при храме благотворительное общество имело в своём распоряжении богадельню, приют, бесплатные квартиры, а также Братство православного воспитания детей, основанное в 1912 году. В период 1928-1938 годов собор имел статус кафедрального митрополитов Ленинградских (Серафима (Чичагова) и Алексия Симанского). 22 апреля 1938 года собор закрыли для сноса или перестройки в городской крематорий. Здание храма пострадало в Великую Отечественную войну. В 1952-1953 и 1966-1967 годах была осуществлена реставрация внешнего фасада. В самом здании еще находился склад. После возвращения собора Русской православной церкви в 1990 году реставрация возобновилась в 2004 году. Во время второй очереди восстановительных работ 25 августа 2006 года случилось возгорание строительных лесов, переросшее в сильный пожар. Эвакуация прихожан и церковной утвари прошла успешно, но убранству храма вновь был нанесен сильный урон. Произошло обрушение внешних конструкций большого купола на внутренний свод, пострадали и два малых купола, уже отреставрированных на тот момент. Невосполнимой утратой стала полностью уничтоженная деревянная конструкция купола, находившаяся в храме более 170 лет. Митрополит Владимир (Котляров) был убежден в преднамеренном поджоге и ссылался на якобы имеющиеся у него доказательства. Но следствие по делу храма не было доведено до конца и версия поджога не подтвердилась. На восстановление пострадавшего от пожара собора тогдашний папа Римский Бенедикт XVI пожертвовал €10 тыс. Для восстановления сгоревшего большого купола компанией «ТВТ Стройинвест» была разработана специальная технология, согласно которой каркас был изготовлен из клеёной древесины хвойных пород и покрыт огнеупорным материалом. Реставрационные работы на малом северном куполе и ликвидация последствий пожара были завершены в конце 2007 года. Весной 2008 года началась роспись храма. В течение 2008 года параллельно производился монтаж каркаса центрального купола собора. 9 октября 2008 года состоялся чин освящения креста и его установка на центральный купол. Окончательно реставрация завершилась только 11 января 2017 года.
Построенный в стиле ампир и увенчанный мощным пятиглавием собор на время освящения являлся крупнейшим в России. Его высота составляет 80 метров. Во время богослужений в нем могут находиться одновременно до трех тысяч человек. По личному указанию Николая І, данному в 1826 году, купола расписаны золотыми звездами по голубому фону наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери. Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом работы Ивана Леппе. Бронзовые фигуры ангелов в нишах портиков выполнены скульптором С. И. Гальбергом. Интерьер собора украшают 24 коринфские колонны и пилястры из белого искусственного мрамора. Полукруглый иконостас выполнен в мастерской А. Тарасова. Над росписью трудились художники А. И. Травин, Т. А. Медведев, В. К. Шебуев, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, Н. А. Майков и В. К. Сазонов. В 1872 году из Исаакиевского собора были переданы образа работы Т. А. Неффа и Д. Бузато. В соборе почиталась икона «Успение Пресвятой Богородицы». Иконы боковых приделов остались от прежнего храма. Из первоначальной церкви были также переданы атласный иконостас И. Г. Адольского, иконы «Христос - Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей.
На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов и знамёна Измайловского полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов. В день освящения Николай І подарил собору яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовую дарохранительницу в виде храма с колоннами из розового агата. До закрытия в храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году и «утилизированная» в 1938 году.
В отреставрированных после наводнения 1990 года подсобных помещениях был устроен "Славянский" зал. Его роспись проводили художники творческой мастерской Владимира Куликова. Зрительным и смысловым центром нового интерьера стал мозаичный образ Господа Вседержителя, выполненный в мастерской Екатерины Огородниковой.
В память Русско-турецкой войны 1877-1878 годов 12 (24) октября 1886 года у здания собора на Троицкой площади был открыт Памятник Славы из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов, созданный по проекту Д. И. Гримма. Венчает колонну фигура Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале вмонтированы бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне. В январе 1930 года колонна была отправлена на переплавку, а в 1969 году перед собором был установлен бюст В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко. В 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы - восстановлена.
До новых встреч!