Начну выкладывать фотографии мартовской Абхазии.
Почему Абхазия, почему мартовская? Там и спокойное прохладное море, и горы, и пальмы во дворах, и нет курортников, и домашнее вино, и независимая республика, и кавказское гостеприимство, и заброшенные руины...
Несмотря на все перечисленное, особенно на последний пункт, Ткуарчала не было в примерном плане поездки: уж больно мрачными красками его описывали в интернете.
Так что посещение этого странного пустынного города вышло спонтанным.
На самом деле мы хотели попасть в абхазскую глушь и посмотреть на бедийский собор одиннадцатого века.
Судя по карте, было два способа добирания: от Сухумского автовокзала до Очамчиры и дальше автостопом или до Ткуарчала и дальше тоже автостопом. Ну или заказать соответствующую экскурсию в какой-нибудь местной туристической конторе, что совершенно неспортивно.
Приходим, значит, в Сухуме к автобусам, и ближайший как раз до Ткуарчала.
После нескольких часов тряски по сельским дорогам мы приехали и поняли, что немножечко промахнулись с выбором пути...
Там действительно очень мрачно. Нам стало как-то не по себе. Захотелось, дойдя с фотоаппаратом до трассы, поскорее таки ехать дальше.
Вот одна из двух центральных улиц. Дома строили пленные немцы: выглядит красиво. Здесь вообще, если верить википедии, было красиво: красивая сталинская архитектура, лиственничные аллеи, канатная дорога, горы вокруг стоят себе кольцом...
Подвозивший нас потом абхаз назвал Ткуарчал городом-призраком. Ну, не призрак, но что-то есть: до 1992 года, до войны, Ткварчели (старое грузинское название) населяли почти 22 тысячи человек. Сейчас - 4.
Выглядит это так: нижний этаж дома заброшен, выше живут люди. Или наоборот...
На фото - вход в подъезд одного из "немецких" домов.
Да, идея с автостопом была не самой удачной: еле отыскавшаяся дорога на к селу Бедиа выглядела как небольшая грунтовая дорожка между домами. Машин, разумеется, ни одной. Эх, пара часов на велосипедах спасла бы ситуацию, да только где эти велосипеды взять!
А по застывшему городу катается много иномарок, часто - дорогих, часто - с номерами Евросоюза. Оказывается, обычное для Абхазии явление! За время нашего чаепития на пятачке перед этой бесполезной дорогой на нём же периодически происходили стрелки: останавливались крутые джипы, стояли-стояли и ехали себе дальше.
Единственная действующая трасса, связывающая Ткуарчал с побережьем.
Несмотря на знак напротив разрушенного завода, железная дорога тоже давно разрушена, и канатная дорога, и вокзал, и театр - после войны с Грузией всего этого больше нет.
Но хотя атмосфера гнетущая, на улицах школьников больше чем взрослых!
И прекрасные горы вокруг.