Бытень. Старые фото, камни и аисты

Jun 04, 2012 20:46

Немного биографический пост про деревню Бытень в Брестской области Республики Беларусь.
Я, кстати, так и не понял, какого рода ее название - мужского или женского. Ну, пускай будет женского)

До Первой мировой войны в Бытени (тогда - местечко Гродненской губернии) жили мои прапрадед и прапрабабушка: Пётр Кондратьевич Шилко и София Иосафовна Масловская.



История

Мне, к сожалению, мало что известно об этой линии родных. Ни дореволюционных фотографий, ни документов дома не сохранилось. Только воспоминания деда (крайне скупые, тем более что родился он после революции и совсем в другом месте) и открытка, отправленная кому-то прабабушкой. На обороте написано: 1915 год, м. Бытень.
В том же году Бытень, как и вся Западная Белоруссия, был на четыре года оккупирован немецкими войсками.



Прапрапрадеда Иосафа Масловского, бывшего бытенским волостным старшиной, в 1915 году расстреляли немцы. Остальная семья эвакуировалась вглубь России, в Екатеринбург, там моя прабабушка Серафима Петровна вышла замуж и стала носить фамилию Крохина.

В Слонимском музее (до революции Бытень принадлежала Слонимскому уезду) показаны паспорта беженцев.
Должно быть, у нас тоже такие были.



Сейчас это маленькая и (по крайней мере, визуально) вполне себе неплохо живущая деревня-агрогородок.
Даже, как оказалось, полдеревни носят фамилию Масловские.
Чтобы попасть в Бытень, нужно от Барановичей ехать в сторону Бреста до станции Доманово - и оттуда по слонимской трассе идти несколько километров пешком.



Словом, белорусская глушь, и, как водится в Беларуси, с богатой историей.



Про эту историю в интернете информации довольно мало, но кое-что все же есть.

Итак. Ровно четыреста лет назад шляхтичи Сапеги основали в Бытени униатский базилианский монастырь, а при нем первый в стране новициат (духовную школу). И тот и другой были довольно известны в Речи Посполитой. И это все в маленьком местечке!

Рисунок XIX века показывает, как солидно выглядел главный бытенский храм, костел Святого Иосафата:



Иосафат Кунцевич, фигура в белорусской истории известная, имеет непосредственное отношение к Бытени: он стал первым настоятелем этого монастыря. Потом, уже будучи епископом полоцким, начал активно выступать за объединение православной и католической церквей, ездить по городам с проповедями.



Проповедь как раз изображена на рисунке Репина. Православным белорусам насаждение униатства не нравилось, и в конце концов, когда Кунцевич приехал в Витебск, горожане его там убили (после чего епископ и был причислен к лику святых).

Монастырь был разрушен в Первую и Вторую Мировые. На фотографиях 1939 года (с какого-то польского сайта) руины собора св. Иосафата выглядят так:





Старые фотографии

Не покидает ощущение, что современная Беларусь и дореволюционная (или довоенная) - две разных страны.
Та была более полнокровной, своеобразной и живой, что ли.
На довоенных польских фотографиях это заметно.

Фото 1916 года.
Из комментариев: «Слева дом с каменным фундаментом - он и сейчас стоит напротив бытеньской почты. Дом сразу за ним был снесён, а когда-то в этом снесённом доме были ткацкие станки».



Национальный праздник Третьего мая (польский аналог Дня Конституции).
Из комментариев: «На месте памятника сейчас стоит двухэтажный магазин „Промтовары“».



Торжественная встреча президента Польши Игнация Мостицкого.
Из комментариев: "Здесь, оказывается, ещё и проживали родственники последнего президента довоенной Польши".



Центральная улица - Мостовая (сейчас - Третьего мая). Плохо видно, но, кажется, даже с брусчаткой.
Из комментариев: «Дом слева стоит и сейчас - это на ул. Советской. Только дверь, выходящая на улицу между окнами, сейчас заложена кирпичом. Такие двери были обычно в еврейских домах и служили входом в магазин».



Ученики V, VI и VII классов на школьном огороде (май 1930).
Из комментариев: «Сейчас на этом месте пожарная часть и государственный кирпичный дом».



Церковный хор.



Местные жители (посередине - Николай Макаревич).



Местные жители (дом Козловских на Мостовой, 24).
Из комментариев: «Это и сейчас аптека».



Панорама Бытени.
Из комментариев: «От монастыря осталось только вот одно здание, оно ранее использовалось не как храм, а как некое ритуальное помещение».



Фотография, сделанная до 1915 года: еще не разрушенный собор, типичный вид виленского барокко.
Из комментариев: «Церковь святого Иосафата (две высоких колокольни) взорвана в 1915 г. русскими войсками при отступлении. Видимо, рядом проходила линия фронта, поэтому все близлежащие высокие сооружения уничтожались».



Деревянный костел.
Из комментариев: «Он стоял на том месте, где сейчас стоит сельсовет - двухэтажное здание напротив церкви. Долгое время остатки полуразрушенного и переделанного костёла были огорожены забором, и в этом здании был склад цемента».



Еще одно архивное фото времени второй немецкой оккупации, во время которой половина жителей была убита, монастырь окончательно разрушен, а дома сожжены.
Один из офицеров - бытенский бурмистр Тобис.
Из комментариев: «Тот самый Тубис, который руководил командой по уничтожению евреев.
На снимке класс девочек бытенской школы 1931 г. рождения».



Нестарые фотографии

Из всего, что есть на старых фотографиях, сохранилась лишь Успенская церковь 1654 года постройки. Православная.
Часовня на передней плане - современная.





На месте разрушенного монастыря стоит памятник Владимиру Ильичу и бывшее здание райкома, неожиданное синее и большое, хотя сейчас Бытень даже не райцентр (теперь в синем здании интернат).



Еще два здания начала двадцатого века.
Что-то больше кирпичное (как подсказали в комментариях, бывшая мельница) и пожарная каланча.





Артефакт советского времени...



Современные арт-объекты...



У Брокгауза и Ефрона читаем: «в местечке имеется пристань, церковь, 2 ярмарки; жителей 2 тысячи».

Через полтора века, 30 апреля 2012 года, жителей примерно полторы тысячи человек. На улицах почти никого не видно. Кто-то пасет коз. Продавщицы в магазине выпивают с покупательницами. Первомайская сиеста...





















Камни

Еще остались кладбища. Православное, где лежат мои предки, спрятано где-то в лесу. А на сосновой поляне около шоссе (с предыдущего фото) стоят остатки кладбища еврейского.



До революции Бытень был не деревней, а местечком - переходной стадией между деревней и городом, - и, следовательно, в ней жили евреи (согласно указу Екатерины Второй, запрещавшему им селиться в сельской местности). Как и в большинстве городов и местечек Украины, Белоруссии, Молдавии, Литвы и Польши, входивших до революции в черту оседлости, евреев здесь была примерно половина населения.



Сейчас, конечно, их не осталось. Фашисты в Бытенском гетто уничтожили их около 3 тысяч человек (на фейсбуке нашел такие цифры: жителей-белорусов во время оккупации погибло 27 человек). В соседних поселках, которые мы посетили в эту поездку - Жировичах и Ружанах - тоже по несколько тысяч. В Слонимском гетто так вообще 25 тысяч евреев погибло. За годы оккупации эти тысячи и десятки тысяч сложились в ужасающее и потрясающее воображение число: 6 миллионов. Исчезнувшая цивилизация, от которой остались только старые кладбища и синагоги, стоящие в руинах. И так по всей Белоруссии.



Такие вот камни. Чувствуешь себя не в 2012 году в тысяче километров от Москвы, а где-то в других времени и пространстве.





Из комментариев: «Мама рассказывала, что на отшибе села на хуторе проживал один поляк, который в оккупацию помогал евреям бежать из гетто, переправлял их на другой берег Щары. Потом об этом кто-то „стуканул“, и его вместе с семьей на месте расстреляли, а усадьбу сожгли».







Аисты

Придумывал комментарии, но слишком пафосно получается.
Поэтому просто посмотрите напоследок на крутых бытенских аистов.












города, птицы, аб, история, черта_оседлости, белоруссия

Previous post Next post
Up