Несколько дней назад Квентину Тониевичу Тарантино исполнилось 50 годков-) В ознаменование этого кинематографического праздника я решил на выходных ознакомиться с крайним его творением - фильмом "Джанго освобождённый". Мне скучно писать очередною рецензию на это кино, тем более, что для этого есть намного более компетентные граждане, да и написано этих рецензий столько, что в интернете их уже складывать негде. Но однако же сам фильм мне очень понравился, и потому не написать что-нибуд не могу-)) Понравился не из-за его художественных прелестей - они вполне очевидны, и не из-за очередного потока отменного киноманства, которым так славен режиссёр, продолжающий экспериментировать со стилями и темами. И уж точно не из-за анатомических особенностей персонажей, которые словно на три четверти заполнены отборным кетчупом "Балтимор", и он начинает неистово фонтанировать стоит только ткнуть героя булавкой или пальнуть из пестика. А из-за того, что на мой скромный взгляд, Тарантино в очередной раз не изменил себе, показав идеальный сценарий возмездия-)
Что я понимаю под возмездием? Да всё просто. Это некое усреднённое в сознании большинства населения действие, которое очень чётко описывается древним lex talionis - око за око, зуб за зуб. Все эти гуманистические идеи, отмены смертной казни как средневекового варварства, живут в головах обывателей лишь до тех пор, пока самим им не приходится решать задачу адекватного наказания за тяжкое преступления против себя или своих близких. На идее талиона основаны философские теории наказания Канта и Гегеля, положенные в основу классического уголовного права. Калининградский пенсионер Кант исходил из того утверждения, что возмездие преступнику должно предоставлять в объёме равном самому преступлению. Не думаю, что Тарантино зачитывался Кантом и Гегелем, но совершенно точно, что под адекватностью наказания преступника герои его фильмов (и скорее всего сам автор) понимают древний принцип доведённый до абсолюта. Проще говоря - наказание должно быть неминуемо, и быть больше или равно самому преступлению.
Во что это вылилось на экране за многие годы плодотворной творческой карьеры Тарантино, его поклонники несомненно в курсе. Уже в дебютном фильме "Бешеные псы", своими творческими потугами Квентин уничтожил всю разноцветную компанию героев (мистер Белый, мистер Розовый, мистер Синий, мистер Блондин, мистер Оранжевый, мистер Коричневый и затеявшие ограбление братья Кэббот). Что отрадно половина компании убивает друг друга, а другую половину кончают полицейские. Торжество справедливости - ни один плохой парень не ушёл от наказания. В фильме "Прирождённые убийцы" вроде как имеется хэпи-энд в котором герои натворив кучу мерзостей продолжают счастливую жизнь. Тарантино метался и потому выпустил альтернативный финал, в котором Микки и Мэллори гибнут от рук другого преступника.
В "Криминальном чтиве", мотив страшного возмездия за страшное преступление, особенно чётко показан в сцене когда Бутчу удаётся вырваться из рук извращенцев-насильников Мэйнарда и Зеда. Казалось бы, он бежал, и можно просто уйти, но Бутч, движимый жаждой отмщения, возвращается, освобождает своего ещё недавно врага Марселаса и они вместе расправляются в обидчиками.
В фильме "От заката до рассвета" вампирская нечисть, символизирующая вселенское зло, эффектно гибнет направо и налево. А в "Убить Билла" Чёрная Мамба, движимая жаждой мести, крошит своих обидчиков в кровавый оливье. Когда Тарантино берётся за военную тему, он не изменяет себе. И совершенно неважно, что элитный отряд евреев-убийц, снимающий скальпы с фашистов под предводительством лейтенанта Альдо Рейна, есть ничто иное как плод разгулявшейся фантазии автора. Но уверен именно так хотели бы наказывать фашистов миллионы тех, кто от них пострадал. Не видеть их сидящими с ухмыляющимися рожами на Нюрнбергском процессе, а потом висящими на верёвке, а именно так убивать их с максимальной жестокостью, чтобы в глазах убийц читался неподдельный ужас.
В этом контексте "Джанго-освобождённый" славно продолжает традиции страшного и неминуемого возмездия за преступления. Взяв неполиткорректную и всячески замалчиваемую в США тему рабства, режиссёр рисует на своём холсте всю палитру наказаний, которые должны были постигнуть рабовладельцев за их преступления, и одновременно задаётся вопросом - "Почему же всё таки не постигли...?" Тарантино задаёт провокационный вопрос всему цветному населению своей страны, и очевидно не найдя ответа решает всё по житейски просто и без прекрас - убивает руками главного героя всех плохих людей с максимальной жестокостью!
Многие обвинят Тарантино в примитивности и будут конечно правы. В наш современный век придумано много менее жестоких способов умертвить человека за преступления, а можно и вовсе простить ему, и оставить доживать свои дни за счёт обычных граждан в более или менее комфортабельной квартире с решётками. Только вот сделает ли это других людей лучше? Остановит ли насилие? Никто не знает... А может тогда и не стоит играть в гуманизм, и решить всё по житейски просто без делегирования права на правосудие - око за око, зуб за зуб?-)
Ну и конечно - С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ КВЕНТИН!!!-)
Click to view