О высоких нотах.

Mar 24, 2017 03:31

Есть мнение, что человек с низким голосом, без "верхов", - уже наполовину поющий, без обучения. Но если ты тенор или сопрано, ты не можешь не учиться, потому что высокие ноты - это целая история, и они поются совсем не так, как средние или низкие.
И что ж, мне, обладая нехилым диапазоном вверху, тоже пришлось изрядно попотеть, чтобы начать их правильно петь. Как сказала мне моя преподавательница, она видела, как многие сопрано просто отказываются от таких трудов. Но я же человек, у которого в натальной карте Марс в Овне. :)
Я могу сказать, что считаю, что начала их действительно правильно петь вот буквально пару недель назад - спустя год после начала обучения. Хотя для пения это малый срок, вокалу, как и любому инструменту, учатся долго, и тому есть, помимо всего прочего, и физиологические причины - для перестройки организма, всего, что касается певческого аппарата, нужно время.
А уж сколько надо перестроить в мозгах...

Помню, ещё Angels, точнее, самые верха этой песни, на музфесте в начале марта я пела неполноценным способом. Физиологическим.
Когда ещё в прошлом году я подобралась после азов к высоким нотам, я наткнулась на то, с чем сталкиваются все вокалисты, - на переходную ноту. У сопрано это ми, фа или фа-диез второй октавы, у меня конкретно фа-диез. Это такая нота, после которой - уже головной регистр (и, собственно, именно ноты головного регистра я зову высокими, это относительное понятие, для контрально и до второй октавы - высокая нота), а до неё - ещё грудной. А вот сама нота - не пойми что. Где её петь - не вполне ясно. Трудностей было немало, не столько с фа-диез, ведь я училась брать красиво и правильно верха на Angels, а там в тональности фа-диез нет, сколько с переходом между фа и соль. Вот в этом моменте:
Now we have reached the end
(фа)(ми)(фа)(фа)(ми)(фа)(соль)
И это в быстром темпе! Во втором бридже песни есть переход от фа к соль, но медленный, это уже как раз просто. Есть время переключиться между грудью и головой.
Там дальше ещё идёт си-бемоль второй, но вот это уже, как ни странно, не такая проблема, если правильно перейти в соль - то с си-бемоль всё будет ок.
И ничего у меня толком не получалось ну очень долго. Я спокойно себе вокализничала до соль третьей октавы, не то что второй, но одно дело - баловство в виде своих вокализов, а другое - осмысленный текст, с чёткой мелодией и строго очерченными нотами.
В какой-то момент преподавательница поставила мне какую-то запись, где женщина пела высокую ноту, ре третьей октавы, что ли, и я вслед за ней повторила это. "О!" - всплеснула руками Маша (моя учительница). "А чего в Angels так не выходит?". "Ну так это же просто отдельно взятая нота, а не целый текст с переходом". И Маша предложила просто взять эту соль отдельно. Не плавное переливание из фа в соль, а микропауза между ними. И хоть микропауза предельно короткая, но суть не во времени, а в прерывании процесса пения в груди, после чего сразу поёшь в голове. Непоющему человеку может быть непонятно, в чём проблема, но если вкратце - то направленность звука совсем, совсем разная.
Так стало получаться значительно лучше. Хотя всё равно совсем не всегда. И это не так красиво звучит, прямо скажем, как плавный перелив.
Тем не менее, на этом этапе я уже стала чувствовать, как вообще строится головной регистр. Я его смогла хотя бы так коряво повторить, а потому ощутить телом, выделить в какую-то отдельную категорию и начать разбирать.

Прошло ещё месяца полтора-два. Прошёл музфест, я стала учить пачку новых песен. В том числе Within Temptation "The Cross":

Download Within Temptation The Cross for free from pleer.com

Это песня в до-диез-миноре, а потому там есть фа-диез, ну и ещё повыше - соль-диез второй октавы.
Фа-диез второй там повторяется очень часто, однако же я лишь в одном месте замялась, где она очень длинная, но это и то быстр прошло. Я вдруг ощутила, как должно внутри звучать это странное микстовое сочетание грудного и головного регистров, и радостно включила в свой актив. Проблема с этой нотой резко исчезла, и вдруг песня Тарьи Турунен I Walk Alone, которую я тоже сейчас заучиваю, тоже удалась от и до - а там была проблема с бриджем, написанным в фа-диез-миноре, где в конце оного длииииииинная такая фа-диез второй октавы, которую я не понимала (шутила: "Я после Angels знаю, как петь фа второй. И соль второй. Но фа-диез.... это что вообще такое?!"))). Нет, теперь это стало crystal clear.

Но суть не в этом!
Суть в том, что когда у меня с первых пару раз не удалось нормально добраться до соль-диез второй октавы в The Cross, Маша начала говорить, показывая руками на себе, мол, вот надо, чтоб поток звука чётко шёл куда-нибудь сюда всегда [куда-то в районе переносицы], и что-то ещё говорить на эту тему... а меня вдруг осенило. Серьёзно, это как послание свыше было! Петь мы учимся всегда сами, за нас учитель научиться не сможет, но личность учителя очень важна, потому что он должен следить за тем, чтоб всё происходило правильно и здорОво, направлял в нужное русло... и вдохновлял, в конце концов, наталкивал на правильные мысли.) Машу я обожаю (обожаю прямо до ревности - как вижу каких-то других её учеников, кроме детей, то принимаюсь мрачнеть и ревновать))), это очень артистичный, энергичный, умный человек, да ещё Гамлетесса-ФЭЛВ, в общем, даже если я на занятие прихожу в меланхоличном настроении, то через 20 минут я уже буду улыбаться. В силу такого замечательного сочетания характеров, я очень хорошо понимаю то, что она мне вещает.
Это на самом деле забавно, но одна другая учительница вокала, будучи ЛСЭ, мне говорила: "Ты поёшь слишком эмоционально, в вокале эмоции должны быть совсем не на первом месте, перестань вкладывать эмоции и сосредоточься на позиции, нотах, дикции, всём остальном". И как только во время моего пения включались эмоции, она меня одёргивала. А мне это категорически не нравится, да и сложно - если уж не голосом и не лицом, то уж хотя бы бёдрами свои эмоции я буду показывать.)
И я, когда пела под её надзором, была очень зажата и не так уж много у меня получалось.
Маша же мне сказала прямо противоположное. "Что это у тебя на лице написано, что ты сейчас думаешь: ля-бемоль - ре - до - соль - ля-бемоль...?? Попробуй спеть так, будто нот вообще не существует, просто проживи эту песню, спой её эмоционально". Я сделала так - и всё вышло на отлично.
И это важно. Кому-то механизм пения без концентрации на эмоциях подходит, но это не моя история. Я же заметила, что в принципе, даже когда не все ноты в песне ещё разобрала, но предаёшь себя воле чувств, переданных песней, и слышишь музыку, то выходит чисто. В конце концов, ноты - это интонация, а интонация - это эмоция.
Тут ещё, конечно, играют роль занятия сольфеджио, результаты которых вроде на первый взгляд не то чтобы видны, но при этом откуда-то взялось ощущение тональностей и проч.

Это было лирическое отступление на тему того, как важно найти правильного учителя, но я вернусь к главному пункту, к которому веду этот текст всё это время. :)

Так вот, когда она начала говорить свои слова и жестикулировать свои жесты, меня вдруг пронзило. Я решила забить на физиологический способ достижения высоких нот. Вдруг поняла, что надо просто указать своему телу: "Пой туда! [в ту точку, фокусировка на которой даёт ноту нужной высоты]". Это чуть ли не сразу трансформировалось в просто "Пой соль-диез. Пой си-бемоль. Пой ре-диез третьей" и т.д. Да, опять же тут сильно помогает сольфеджио, потому что я уже относительно неплохо помню, как точно должны звучать те или иные ноты. Но внутри это всё же совсем не похоже на сольфеджирование. Это внутри похоже на удивительно спокойное повелевание (не скажешь даже - приказы), будто волшебник вальяжным взмахом руки приказывает огню зажечься, предметам в комнате - перелетать с места на место и т.п. В чём-то это похоже на мои полёты во сне, когда мне видится, что у меня есть крылья, как и у моего тотема - сокола.

И теперь я пою так. И выходит преотлично.
Я рассказала Маше о том, как изменились мои мысли во время пения, а она ответила:
- Ну, так никогда и не стоит думать о том, как телу делать то-то и то-то! Если думать о физиологической стороне процесса, то приходится думать о слишком многом, обо всех физиологических деталях процесса, и это-то как раз будет мешать и зажимать. Надо думать о музыке!
- Да нет, - ответила я. - Нет, ты права, вот теперь, когда я лишь думаю о музыке и нужной ноте, но совсем не о том, как её петь, то удивительным образом всё выходит именно так, как надо. И вдруг переход из груди в голову сгладился так, что аж исчез, - всё плавно, будто перехода никакого и нет. Тело само перестраивается, а я того и не замечаю. Но чтобы тело могло так делать, надо всё-таки на первом этапе освоения высоких нот думать о физиологии, о теле, указывать телу в подробностях, что ему надо делать.И лишь когда в таких рамках станет тесно, надо от этого уходить. Чтобы в конце концов вообще не думать, надо перед этим подумать очень усиленно и много. :))

И внезапно даже соль или соль-диез не кажется высокой нотой. Серьёзно, раньше внутри звучало так, будто это нечто высокое, а теперь кажется - что это совершенно спокойная и низкая нота.

Помимо The Cross, я сейчас учу песню Илларии "Відьма":

Cкачать Ілларія Відьма бесплатно на pleer.com

Песня в целом простая, но там вся фишечка - в кульминации, в вокализах после третьего куплета, где сначала дважды скачок на глиссандо из соль-диез первой в соль-диез второй октавы, затем из соль-диез второй в си второй, затем дважды из соль-диез второй в ре-диез третьей. Вторая нота в каждой этой связке держится громко и долго, а там, где ре-диез третьей - ещё и с колористическим эффектом вибрации (что-то вроде трели) между ре и ре-диез (в моём варианте - между ре, ре-диез и внезапно фа третьей).

Помню, подруга и одногруппница Маши, что заменяла последнюю, когда та была в отпуске в Турции летом, рассказывала мне, как у неё в песне была однажды долгая си второй октавы и как она напрягалась, чтобы таки её пропищать. У этой девушки тоже лирическое сопрано, как и у меня, и я тогда слушала и думала: какая же сложная эта нота, раз такой очень давно поющий и обученный человек так напрягался. Но я могу сказать, что я как раз чувствую предельную лёгкость во время этой самой си второй октавы. И во время ре-диез третьей октавы тоже, да и выше). Я делаю их мощными (не пищащими))) и долгими, но внутри при этом потрясающая лёгкость, будто ты каторжник, с которого сорвали оковы. И нет никакого напряжения, всё очень просто.
Существуют подробные классификации типов голосов. То же сопрано в основном делится на драматическое, лирико-драматическое, лирическое, лирико-колоратурное и колоратурное. Я считаюсь как бы лирическим. Однако типичное лирическое сопрано - это тонкий задушевный нежный голосок, а у меня, как много кто говорит, значительно более драматическое звучание (точнее, тонко, задушевно и нежно я тоже могу, а могу и нет, дело в том, что лирическое сопрано может только тонко), насыщенные низа, я и партию меццо-сопрано пою уверенно. Но я не драм. и не лир.-драм. сопрано, потому что эти голоса не могут в третью октаву.) Такие голоса очень "тяжёлые", и поднять их до флейтовых трелей в третьей октаве нельзя. Это мне так преподавательница сольфеджио сказала - "У тебя такой призвук интересный в самом верху второй октавы и в третьей октаве появляется. Металлический. Как у флейты". Флейтовый призвук характерен для колоратурных сопрано, но это уже точно не про меня - те всё-таки ещё более подвижны в третьей октаве, но вот средний и нижний регистр у них совсем слабенький.
Потому я, в целом, склонна считать себя лирическим сопрано, просто потому, что это нечто среднее.)))))) Пою я от ми малой октавы до соль-диез третьей (уже уверенно закреплены фа-диез малой - соль третьей).
***
С "Відьмой" вышло удивительно.
Когда я её недавно впервые спела на занятии (отойдя от микрофона в том самом высоком моменте на пару шагов; это удивительная тесситура - ты так далеко от микрофона, а тебя всё равно слышно на ура, перепеваешь музыку в огромной колонке), то меня посетило странное ощущение.
- Очень странно себя чувствую. Как будто... "приход" какой-то, как ты говоришь, - сказала я Маше. - Вот словно похоже на головокружение от гипервентиляции лёгких, возникающей в первое время после начала постановки правильного вокального дыхания, но... сильнее и приятнее. И во всём теле - от лба и аж по щиколотки, вот только в ступнях почему-то его нет.
Спела это место второй раз.
- Точно! Я поняла, что это за ощущение. Это точь-в-точь ощущение, которое так же разливается по всему телу сразу после того, как схлынет волна оргазма! Правда!
Маша засмеялась.
- Блин, непонятно, зачем нужен секс, если есть музыка, - продолжала я.
- Вооооот! Я согласна! - сказала, продолжая ржать, Маша.
- Тем более, что секс не всегда приносит удовольствие, а вот музыка - гарантированно.
Маша в ответ на это заржала ещё сильнее и начала жестами показывать, как она согласна с моим замечанием.
Ощущение это длилось довольно долго, ещё минут десять я была в таком блаженном состоянии.
Удивительно, как на нас влияют звуки, которые мы производим. :) Звук - это в принципе сила очень влиятельная, но терапевтический и прочий эффект от пения для самого поющего - это вообще нечто из ряда вон! :)

musik, Гамлеты_как_счастье_в_этой_жизни, , nachtigall, конверсации

Previous post Next post
Up