Sep 23, 2010 02:12
Мартин Голдстейн, Инге Ф. Голдстейн. Отрывок из книги "Как Мы Познаем".
«При разговоре с азанде о колдовстве и наблюдении за их реакцией на неудачи становилось очевидно, что они не пытались объяснять существование явлений или даже их действие одними мистическими причинами. Что они пытались объяснять колдовством - так это особые условия в той цепи причин, которой личность связывалась с естественными событиями так, что она терпела ущерб. Мальчик, разбивший ногу о пень, не объяснял сам пенек колдовством, не предполагал он и что всегда причиной того, что кто-либо повредит ногу о пенек, является колдовство, не считал он также, что нанесенная ему рана связана с колдовством, ведь он хорошо знал, что рана нанесена пеньком. Колдовством он объяснял то, что в данном конкретном случае, принимая обычные меры предосторожности, он разбил ногу о пенек, в то время как в сотне других случаев этого не происходило, и что в этом конкретном случае рана, естественный результат удара, воспалилась, тогда как десятки других ран у него не воспалялись... Безусловно, эти особые обстоятельства требовали объяснения...»
«У азанде иногда рушатся старые амбары. В этом нет ничего примечательного. Каждый азанде знает, что с течением времени термиты подтачивают опору, и даже самое крепкое дерево, прослужив много лет, распадается. В домашнем хозяйстве азанде амбар служит летним домом, и люди сидят в нем в жаркий день и болтают, или играют в африканский вариант гольфа, или трудятся. Следовательно, может случиться, что, когда разрушится амбар, в нем будут сидеть люди, и он их покалечит. Но почему именно эти люди сидели именно в этом амбаре именно в тот момент, когда он обрушился? Что он должен был разрушиться, понять легко, но почему он рухнул именно в тот момент, когда в нем сидели именно эти люди? Он мог простоять еще несколько лет, так почему же он упал, когда именно эти люди искали в нем убежища? Мы говорим, что амбар рухнул потому, что его опоры были источены термитами. Это причина, объясняющая падение амбара. Мы также говорим, что люди сидели в нем в этот момент потому, что было жарко, и они считали его удобным местом, чтобы посидеть и поработать. Это причина, почему люди были в амбаре, когда он рухнул. Для нас единственной связью между этими двумя независимо обусловленными фактами является их совпадение во времени и месте. Мы не можем объяснить, почему две цепочки причин пересеклись в определенном месте в определенное время, поскольку между ними нет взаимосвязи.
Философия азанде позволяет найти отсутствующее звено. Азанде знает, что опоры были источены термитами и что люди сидели в амбаре, чтобы спастись от палящих лучей солнца. Но кроме того, он знает, почему эти два события произошли в одно время и в одном месте. Это произошло из-за колдовства. Если бы не колдовство, люди сидели бы в амбаре, и он не обрушился на них, или же он упал бы, но люди не искали бы в нем в этот момент убежища. Колдовство объясняет совпадение этих двух событий»
Уже тогда они могли объяснить больше, чем современные ученые. Сейчас наука движется черт знает куда.
Становлюсь примитивистом?
выживание,
Мир,
мысли