Про Племя Азанде.

Sep 23, 2010 02:12


Мартин Голдстейн, Инге Ф. Голдстейн. Отрывок из книги "Как Мы Познаем".
           «При разговоре с азанде о колдовстве и наблюдении за их реакцией на неудачи становилось очевидно, что они не пытались объяснять существование явлений или даже их действие одними мистическими причинами. Что они пытались объяснять колдовством - так это особые условия в той цепи причин, которой личность связывалась с естественными событиями так, что она терпела ущерб. Мальчик, разбивший ногу о пень, не объяснял сам пенек колдовством, не предполагал он и что всегда причиной того, что кто-либо повредит ногу о пенек, является колдовство, не считал он также, что нанесенная ему рана связана с колдовством, ведь он хорошо знал, что рана нанесена пеньком. Колдовством он объяснял то, что в данном конкретном случае, принимая обычные меры предосторожности, он разбил ногу о пенек, в то время как в сотне других случаев этого не происходило, и что в этом конкретном случае рана, естественный результат удара, воспалилась, тогда как десятки других ран у него не воспалялись... Безусловно, эти особые обстоятельства требовали объяснения...»
        «У азанде иногда рушатся старые амбары. В этом нет ничего примечательного. Каждый азанде знает, что с течением времени термиты подтачивают опору, и даже самое крепкое дерево, прослужив много лет, распадается. В домашнем хозяйстве азанде амбар служит летним домом, и люди сидят в нем в жаркий день и болтают, или играют в африканский вариант гольфа, или трудятся. Следовательно, может случиться, что, когда разрушится амбар, в нем будут сидеть люди, и он их покалечит. Но почему именно эти люди сидели именно в этом амбаре именно в тот момент, когда он обрушился? Что он должен был разрушиться, понять легко, но почему он рухнул именно в тот момент, когда в нем сидели именно эти люди? Он мог простоять еще несколько лет, так почему же он упал, когда именно эти люди искали в нем убежища? Мы говорим, что амбар рухнул потому, что его опоры были источены термитами. Это причина, объясняющая падение амбара. Мы также говорим, что люди сидели в нем в этот момент потому, что было жарко, и они считали его удобным местом, чтобы посидеть и поработать. Это причина, почему люди были в амбаре, когда он рухнул. Для нас единственной связью между этими двумя независимо обусловленными фактами является их совпадение во времени и месте. Мы не можем объяснить, почему две цепочки причин пересеклись в определенном месте в определенное время, поскольку между ними нет взаимосвязи.
       Философия азанде позволяет найти отсутствующее звено. Азанде знает, что опоры были источены термитами и что люди сидели в амбаре, чтобы спастись от палящих лучей солнца. Но кроме того, он знает, почему эти два события произошли в одно время и в одном месте. Это произошло из-за колдовства. Если бы не колдовство, люди сидели бы в амбаре, и он не обрушился на них, или же он упал бы, но люди не искали бы в нем в этот момент убежища. Колдовство объясняет совпадение этих двух событий»

Уже тогда они могли объяснить больше, чем современные ученые. Сейчас наука движется черт знает куда.
Становлюсь примитивистом?

выживание, Мир, мысли

Previous post Next post
Up