1 июля 1889 года родилась Вера Игнатьевна Мухина - выдающийся советский скульптор-монументалист. С 1947 года по 1953 год - член Президиума Академии художеств СССР. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).
Вера Игнатьевна родилась в Риге, а ее детские годы прошли в Феодосии. Там у местного учителя рисования будущая художница получила первые уроки рисунка и живописи. Под его руководством она копировала в галерее И.К. Айвазовского картины знаменитого художника и писала пейзажи. После окончания гимназии Мухина переехала в Москву, где продолжила обучение живописи в студиях К.Ф. Юона, И.И. Машкова и И.О. Дудина. Позже училась в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже у Антуана Бурделя (ученик знаменитого Огюста Родена). Именно от Бурделя Мухина впервые услышала о весомости и полноте формы, о соотношении анализа и синтеза. Во Франции Вера Игнатьевна занималась рисунком в студии Коларосси, изучала анатомию в Академии изобразительных искусств, почти ежедневно посещала музеи и выставки, изучала мировое искусство. Она искала себя, искала органичную ей творческую позицию.
"В конце моего пребывания в Париже я пришла к убеждению, что для меня образ в искусстве - его "душа" и смысл" - скажет она. Однако, окончательное понимание образа пришло к ней только в результате путешествия по Италии, в которой история неразрывно сливалась с жизнью и искусством. И самое главное - в итальянской скульптуре она нашла то, к чему стремилась и о чем думала. Самое большое впечатление на нее произвел "Давид" Микелианджело. «...Необычайной силы выражение внутреннего психологического состояния... Изумительный образ мщения и презрения к врагу. Решимость, сжатые губы, гневный взгляд, спокойная, полная бесстрашия поза всего тела - вот подлинный облик героя». Микелианджело на всю жизнь станет любимым скульптором Мухиной.
Ученики А. Бурделя по Академии де ла Гранд Шомьер, 1912-1913 гг. Первая в верхнем
ряду справа - В. Мухина. А. Бурдель - второй в нижнем ряду справа.
После поездки в Италию Вера Игнатьевна вернулась в Россию. В ее планах было вновь поехать в Париж, теперь она четко представляла, чему будет учиться у Бурделя. Но началась Первая мировая война и жизнь Мухиной резко изменилась. Два года она работала сестрой милосердия в московском госпитале. Одновременно с этим, с 1916 года трудилась в Камерном театре, в качестве помощника художника-постановщика.
Эскиз к постановке "Роза и крест" по А. Блоку. Поединок рыцарей, 1915-1916 гг.
Начало двадцатого века оказалось очень сложным для Мухиной, в гражданскую войну, ей еще совсем недавно избалованной барышне пришлось пережить многое. Москва голодала.
Питались котлетами из ржи, лепешками из картофельной шелухи. Спали, надев на себя платки и шубы. Для некоторых это испытание оказалось непосильным. Но Вера Игнатьевна осталась на Родине, не последовала примеру тех, кто уезжал из страны. И до конца своих дней она осталась верна своему решению.
«Я несказанно счастлив, что дожил до этих дней, - писал патриарх среди художников
Поленов. - То, о чем мечтали лучшие люди многих поколений, за что они шли в ссылку, на каторгу, на смерть, совершилось».
Для художников победа восставшего народа означала победу героического начала жизни, героических тем и образов. Сама жизнь звала их к большому монументальному искусству, мужественному и патетическому.
Творения Веры Игнатьевны Мухиной вошли в историю, стали символами советской эпохи. Одна из самых знаменитых композиций "Рабочий и колхозница" в 1937 году на выставке в Париже получила золотую медаль гран-при, а в 1939 году была установлена в Москве недалеко от северного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ныне ВДНХ). В 1947 году скульптура была выбрана эмблемой киностудии "Мосфильм".
Среди известных работ Веры Мухиной скульптуры "Революция", "Юлия", "Наука" (установлена у здания МГУ), "Земля" и "Вода" (в Лужниках), памятники писателю Максиму Горькому, композитору Петру Чайковскому (установлен у Московской консерватории) и многие другие.
Каждый человек так или иначе задумывается о том, что такое счастье. Мухина говорила об этом:
«Богатство ли это, когда ты как будто все можешь купить? Нет, многие самые разнообразные ценности не покупаются на деньги. Счастье ли в безделье, когда человек как будто может ничего не делать? Нет, такое состояние скоро надоедает, ибо не имеет цели. Много есть таких положений, которые как будто дают счастье. Да ведь оно очень индивидуально, это счастье, одному нужно большое-пребольшое, другой довольствуется малым. По-моему, счастье есть состояние стремления в творческом труде, и кульминационная точка есть момент достижения. Потом, достигнув, человек привыкает к этому состоянию, притупляется его острота, и опять человек, видя перед собой следующую великую цель, опять стремится вперед, борется, трудится с любовью и жаром, ибо любит свою цель. Способность стремиться, молодость духа, неослабевающее творческое состояние - вот она, радость!»