Постмодерн и Третьяковка совместимы?

Oct 12, 2015 12:35




Здание Тетьяковской галереи в Лаврушинском переулке

На днях просматривала статью про недостаточное финансирование Третьяковской галереи. Никакой уникальной информации в ней нет, единственное, что меня зацепило, так это фраза нового директора галереи - Зельфиры Трегуловой. По ее словам, "Третьяковке на сегодняшний день не хватает работ современных художников Эрика Булатова и Ильи Кабакова, двух самых главных фигур в современном отечественном искусстве". Эти слова для меня прозвучали, честно сказать, как плевок в душу. Есть ли место постмодерну в Третьяковке? По-моему, ответ однозначен - нет.



Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на телеканале "Дождь"

Я нечасто бываю в Москве и Третьяковскую галерею мне удалось посетить всего пару раз. Конечно, это было историческое здание в Лаврушинском переулке. У галереи есть и другое, менее посещаемое, на Крымском Валу, однако не все об этом знают. В 1985 году, располагавшаяся там Государственная картинная галерея, была объединена с Третьяковкой в единый музейный комплекс под общим названием "Государственная Третьяковская галерея". Сейчас в здании располагается постоянная экспозиция "Искусство XX века". Художники достойные того чтобы представлять русское искусство XX века, такие как Петров-Водкин, Юон, Дейнека, Сергей Герасимов, Решетников, Корин, соседствуют здесь с пустыми формами и мёртвыми идеями.






Экспонаты Третьяковской галереи (Крымский вал, 10)

Новый директор галереи заинтересована в определенном векторе развития Третьяковки, несмотря на то, что как минимум, посетителей, так называемое, "современное искусство" пугает и отталкивает. Так, например, скульптуру "Мечтатель", выполненную Арсением Жиляевым, убрали из экспозиции в 2013 году, из-за того, что посетители жаловались, что она их пугает. По этому поводу, в одном из интервью, Трегулова заявила: "Ну послушайте, такие люди лежат по всему миру, во всех музеях современного искусства. Всё, что мы сейчас задумываем на Крымской, направлено, в первую очередь, на привлечение активных молодых людей. Мы планируем создать им возможности проводить большое количество времени в галерее".



Арсений Жиляев. "Мечтатель"

То есть Третьяковская галерея должна стать такой же как и все музеи современного искусства в мире.
В своем завещании Павел Михайлович Третьяков писал: "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие". Третьяковская галерея - совершенно особенный для русского человека музей. В основе его создания лежала идея формирования национальности в искусстве и поиска идентичности русских людей. В 1878 году знаменитый художник Иван Николаевич Крамской писал Третьякову, говоря про людей, желающих добра русскому искусству: "Русского общества вообще еще нет, а если и есть несколько десятков человек во всей России, то они так разбросаны и места их жительства так мало известны, что единственный адрес, мне, да и всем мало-мальски думающим русским художникам, известный один - это: Лаврушенский переулок, приход Николы" (в Москве, где помещается Третьяковская галерея).



Илья Репин. Портрет Павла Михайловича Третьякова

Чтобы прочувствовать масштаб значимости галереи, можно вспомнить слова знаменитого критика В. В. Стасова: "С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и тонким знатоком живописи. И все-таки он не терял главную цель из виду, он не переставал заботиться всего более о русской школе. От этого его картинная галерея так мало похожа на другие русские наши галереи. Она не есть случайное собрание картин, она есть результат знания, соображений, строгого взвешивания и, всего более, глубокой любви к своему дорогому делу".




После смерти Павла Михайловича, Стасов писал: "Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура - он тотчас назначает себе тот день и час, когда ему надо, непременно надо идти в дальний угол Москвы, на Замоскворечье, в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые накоплены были этим удивительным человеком в течение всей его жизни".

Работы таких творцов, как Булатов и Кабаков не воспитывают, не возносят человека, не несут в себе положительного заряда, скорее наоборот. Получение удовольствия от их созерцания - вопрос спорный, но любители везде найдутся. Что же до высоких идей Третьякова, то идеи Булатова и Кабакова агрессивно антагонистичны им. Вывод напрашивается сам.




Илья Кабаков. Туалет. 1992                                        Эрик Булатов. Прыжок. 1994

В XX веке художники отошли от функции искусства, как нечто такого, что должно облагораживать человека. В это же время искусство вышло на рынок (до этого оно, грубо говоря, находилось на службе у церкви, а затем аристократии). В результате, началось мощное развитие антиискусства. Произведения сначала стали терять форму (например, концептуализм), а позже произошел и крах идей. На сегодняшний день, в топе продаж двух самых старых и знаменитых аукционных домов Sotheby's и Christie's, находятся адепты антиискусства.



Аукцион Sotheby's

Вспоминаются слова знаменитого русского художника Ильи Ефимовича Репина: "Биржевая цена - вот чем теперь определяются достоинства художественного произведения. Картинные торговцы должны заменить профессоров; им известны потребности и вкусы покупателей. Они создают славу художникам. Они теперь всемогущие творцы славы художников, от них всецело зависит в Европе имя и благосостояние живописцев. Пресса, великая сила, тоже в их руках. Интерес к художественному произведению зависит от биржевой игры на него".

художники, искусство, Россия, музеи, война с культурой, Третьяковская галерея, Илья Кабаков, антиискусство, Эрик Булатов, Зельфира Трегулова, постмодерн

Previous post Next post
Up